Автор рассматривает вопросы применения системного подхода в обучении цветоведению учащихся детской школы искусств. Приводятся этапы проведения занятий по цветоведению в концепции системного подхода.
Ключевые слова : системный подход в обучении, цветоведение, учащиеся детской школы искусств.
Цвет является одним из главных средств выразительности художественного произведения. Кроме того, знания о нем играют большую роль в достижении таких задач изобразительного искусства, как воспитание духовно-нравственных личностей и развитие эстетического вкуса.
Занятия в художественной школе создают ту среду, в которой обучение основам цветоведения имеет наиболее продуктивный характер. На уроках дети впервые знакомятся с цветом как явлением, которое можно изучать, с помощью которого можно передавать своё настроение, мысли и чувства.
Но знания имеют ценность и способны помочь формированию личности, если они даны системно, упорядоченно и последовательно — так, чтобы ребёнок смог их понять и использовать. Поэтому для преподавателя является важной задачей поиск эффективных методов обучения такой научной дисциплине, как «Цветоведение».
Для познания явлений, имеющих сложную структуру, в научной деятельности используют системный подход. Зарождение идей системного понимания в педагогической науке связано с именами таких западноевропейских и русских учёных, как А. Я. Коменский, В. А. Сухомлинский, Д. Локк, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов. Философии такого подхода придерживались И. В. Блауберг, А. Э. Воскобойников, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. Исторический анализ становления систем обучения в изобразительном искусстве проводили Н. Н. Ростовцев, М. О. Сурина и А. А. Сурин. Вопросами обучения цветоведению и систематизацией знаний в изобразительном искусстве занимались И. Иттен, В. О. Кандинский и др. Разрабатывали цветовые системы В. Н. Козлов и М. В. Матюшин.
Поговорим о том, что мы понимаем под термином «система». Для начала вспомним такие словосочетания, как «нервная система», «солнечная система», «оросительная система». Это всё воспринимается как нечто целое, имеющее структуру, в которой все части взаимосвязаны. Система является чем-то постоянным и регулярным. Как пример приведем выражение: «Зарядка по утрам вошла в систему».
По мнению И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина, задачей системного подхода является разработка методов и средств изучения объектов, представляющих собой системы. Для данного подхода характерны наличие цели и прогнозирование дальнейших результатов с учетом совершаемых действий. Благодаря чему появляется возможность выстраивать задачи грамотно и последовательно.
Мы можем рассматривать дисциплину «Цветоведение» как целостное явление, имеющее структуру, взаимосвязи между компонентами и их иерархичность. Реализация системного подхода в обучении цветоведению предполагает выстраивание образовательного процесса с учётом данного аспекта, а также единство педагогической теории и практики. Именно последняя является критерием истинности научных знаний, которые разрабатываются теорией и проверяются в ходе эксперимента.
Очень важно обучать детей доступно, сохраняя в них живой интерес к познанию. Здесь мы делаем акцент на передаче базовых научных знаний о цвете в форме образов, понятных детскому мышлению.
В начале курса учащимся нужно дать общие представлениями о дисциплине «Цветоведение», которая включает в себя знания из разных научных областей: физики, физиологии, психологии. Также детей следует познакомить с историей возникновения науки о цвете, именами известных исследователей в данной области. После чего необходимо рассмотреть цвет как единичный элемент общей системы, имеющий свою структуру. Рассказать про его характеристики и свойства. В ходе обучения дети должны научиться различать такие его качества, как цветовой тон, светлота, насыщенность и т. д.
В дальнейшем следует ознакомить учащихся с физическими свойствами цвета, характеристиками ахроматических и хроматических цветов. Закреплением полученных знаний может быть выполнение тоновой растяжки. Рассматривая цвет с точки зрения живописи, можно выделить основные и составные цвета, выполнить цветовой круг.
В ходе обучения большое внимание будет уделено рассмотрению каждого цвета в сопоставлении с другими. Следует ознакомить учеников с влиянием цветов друг на друга, например, с явлением цветовых и тоновых контрастов, а также с понятием «нюанс» и его художественными возможностями.
Необходимо обучить детей пользоваться цветовыми кругом и схемами при нахождении контрастных, родственных и родственно-контрастных цветов. После знакомства с несобственными качествами цветов (теплые, холодные, легкие, тяжелые и т. д.) можно обсудить вопрос выбора цветовой гаммы в изобразительном искусстве.
Цвет можно рассмотреть и с точки зрения символики, возможности его применения в бытовой среде. Знания о том, как относятся к цвету в культурах разных стран, помогут расширить кругозор детей и научить их понимать общечеловеческие ценности.
Для наилучшего результата стоит подкреплять каждую теоретическую часть практической деятельностью, чтобы нарабатывался и развивался навык цветового видения. Для младших школьников темы творческих заданий следует давать с учётом их возрастных особенностей.
В завершении курса возможно изучение психологических аспектов цвета. Благодаря полученным знаниям, учащиеся приобретут навык владения цветом для выражения чувственного и эмоционального содержания композиции.
Таким образом, системный подход в дисциплине «Цветоведение» способен выстраивать процесс обучения в векторе развития и глубокого понимания искусства. Важным аспектом является возможность применения детьми полученных знаний как базы для самостоятельной учебной деятельности в дальнейшем. Необходимо четко определить, что должен знать ученик после прохождения курса.
На базе усвоенного любой ребёнок при желании сможет развить свои способности и продолжить изучать тему цветовой культуры. Системный подход в обучении цветоведению в школах искусств поможет быстрее приходить к высоким результатам и формировать в детях целостное видение.
Литература:
- Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». –М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 352 с.
- Денисова О. И. Цветоведение: учебное пособие. — Кострома: Изд-во КГТУ, 2006. — 42 с.
- Паранюшкин Р. В., Хандова Г. Н. Цветоведение для художников: колористика. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 96 с.: ил.
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
- Воскобойников А. Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», № 6 (ноябрь — декабрь). — 2013. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Voskoboinikov_Systems-Research
- Исаева М. В. Цветоведение. Вопросы теории и практики: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2002. — 96 с. + 32 с. ц. в.
- Иоханнес Иттен. Искусство цвета. — М.: Издатель Д. Аронов, 2004. — 53 с.