Реализация стратегических решений региональными экономиками обеспечивает достижение стратегических социально-экономических целей государства. Использования специальных стратегических инструментов таких как особые экономические зон оказывают влияние неоднородность условий развития регионов, различия в исторически сформировавшихся экономических потенциалах и обеспеченности регионов ресурсами.
В теории встречаются понятия как специальная экономическая зона и особая экономическая зона для того, что бы не было путаницы в понятиях необходимо внести ясность и отметить, что термин «special economic zone» с английского языка переводится как «особая экономическая зона» сокращенно особые экономические зоны. Но можно перевести дословно как «специальная экономическая зона», иногда употребляется и данный вариант перевода. Следует отметить, что употребление обоих вариантов перевода является корректным. Согласно определению Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года особая экономическая зона — часть территории государства, на которой товары рассматриваются как объекты, которые находятся за пределами национальной таможенной территории, следовательно, они не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Таким образом, особая экономическая зона является частью территории страны, на которой действую особые условия для ведения бизнеса для национальных и иностранных резидентов.
Согласно закону Республики Узбекистан об особых экономических зонах: «Специальная экономическая зона — территория с определенными границами и специальным правовым режимом, специально выделенная в целях привлечения иностранных и отечественных инвестиций, высоких технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития соответствующего региона». [1,с.3]
Интегрирование национальных экономик в международное территориальное разделение труда является главной целью создания особых экономических зон. Другими важными цели — насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем региональной политики путем создания «полюсов роста» и т. д. Цели стран, создающих специальные экономические зоны, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие — с целью привлечения иностранную технологию, третьи — для уменьшения социальной напряженности. Однако, все разнообразие целей и задач создание особых экономических зон в обобщенном виде направлено на достижение экономических, социальных и научно-технических целей. К экономическим целям создания особых экономических зон относятся: с помощью льготных специальных экономических механизмов осуществляется привлечение иностранного и национального капитала, а также облегчение организационных процедур; применение международного разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых товаров и услуг, целесообразного импорта и формирования импортозамещающего механизма производства; ликвидация монополии внешней торговли с помощью открытого доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности организациям и предприятиям в особых экономических территориях; увеличение валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальными целями особых экономических зон являются: помощь в достижении темпов развития отсталых регионов за счет сосредоточения на территориях зон ограниченных национальных ресурсов; повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей; создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка. Научно-технические цели особых экономических зон включают в себя: привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов; повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов; приобретение мирового опыта [2, с.76].
Целями создания специальных экономических зон с точки зрения инвесторов являются приближение производства к потребителю; минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; доступ к инфраструктуре; использование более дешёвой рабочей силы; снижение административных барьеров; развитие регионов. Согласно определению В. Г. Игнатова и В. И. Бутова: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач». [2, с. 94]. Следует отметить, что в рамках некоторых учебников и научных пособий вместо понятия особая экономическая зона употребляется свободная экономическая зона как мы видим на примере определения В. Г. Игнатова и В. И. Бутова.
Ведущие экономисты страны придерживаются иного подхода, уделяя больше внимания льготному режиму и административному управлению в специальных экономических зон. Поэтому, по мнению А. В. Вахабова, Ш. Х. Хаджибакиева, Д. А. Таджибаеваа, свободные экономические зоны — это географическая территория, на которой в соответствии с установленным порядком хозяйственной деятельности в стране вводится льготный налоговый режим. Иными словами, государственное вмешательство в экономические процессы в этом регионе сократится, и он станет частью национального экономического пространства, внедрив определенную систему льгот, неприменимую в других регионах страны. [3, с. 114]. На сегодняшний день создано великое множество разнообразных механизмов свободных экономических зон, к общим критериям характерных для всех особых экономических зон можно отметить следующие: ограниченность территории; особый, льготный правовой и финансовый, экономический режим, по сравнению с действующими по стране в целом; предоставление администрации особых экономических зон широкого спектра функций и полномочий; правительственная поддержка и государственные гарантии; наличие определенной специализации экономической деятельности. Для эффективного функционирования зон, при их создании и размещении, нужно учитывать ряд экономических, социальных, географических факторов, которые можно объединить в следующие группы: общеэкономические условия — политическая и экономическая стабильность, проработанность нормативно законодательной базы, действенность правительственных органов страны, функционирующий механизм арбитража и юридические гарантии, низкий уровень инфляции, конвертируемая валюта; региональные условия — наличие квалифицированных кадров на территории зоны, инфраструктурная обеспеченность, эффективная сфера обслуживания (банки, системы страхования, сеть распределения товаров и т. д.); транспортно-географическое положение — выгодное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам [2,с.98].
Также существуют необходимые условия функционирования особых экономических зон. Для реализации всех целей организации особых экономических зон наиболее рациональным будет применение целой системы условий для зарубежных инвесторов в принимающей стране. К наиболее важным условиям для оптимального функционирования и развития особых экономических зон относятся: политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она является решающей в привлечении зарубежных инвестиций; наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов; наличие развитой производственной и коммерческой инфраструктуры; важным условием является природно-географическая среда; благоприятная экономическая конъюнктура — притягательная сила для любого инвестора.
Причины функционирования особых экономических зон у каждого государства различаются. В отличие от развитых стран, где такие зоны создавались для расширения внешнеэкономических связей, совершенствования региональной политики, стимулирования малого и среднего бизнеса, в развивающихся странах особые экономические зоны создавались, в основном, для привлечения иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности, поскольку таким странам не приходилось рассчитывать на внутренние возможности (таблица-1).
Таблица 1
Ключевые параметры, определяющие успех и новые задачи, стоящие перед особыми экономическими зонами
№ |
Ключевые параметры, определяющие успех особых экономических зон |
Новые задачи, стоящие перед особыми экономическими зонами |
1 |
Стратегическая направленность |
Требования к устойчивому развитию |
2 |
Нормативно-правовая база и управление |
Новая промышленная революция и цифровая экономика |
3 |
Ценностное предложение для инвесторов |
Изменение структуры международного производства |
Таким образом, рассматривая историю возникновения особых экономических зон в мире, необходимо отметить, что особые экономические зоны прошли достаточно длинный путь развития от простейших к более сложным их видам. Изучив историю возникновения свободных экономических зон, можно выделить четыре основных этапа их развития на мировом уровне, которые представлены в таблице-2.
Таблица 2
Этапы развития свободных экономических зон
Этапы возникновения особых экономических зон |
|
1 этап |
Зарождение простейших типов особых экономических зон в форме свободных портов и свободных городов |
2 этап |
Расширение промышленно-производственных областей как экспортно-производственных зон и развитие новых сервисных и финансовых услуг |
3 этап |
Широкое распространение комплексных зон и технико-внедренческих зон в форме технополисов и научно-промышленных парков |
4 этап |
Распространение трансграничных зон как зон экономического роста |
Первый этап развития особых экономических зон включает в себя предоставление греческими властями в 166 году до нашей эры для приезжих купцов льгот в виде освобождения от налогов и пошлин, что способствовало развитию торговых отношений между Западом и Востоком. Таким образом, греческий остров Делос можно считать первой зоной свободной торговли на протяжении почти столетия. [4, с. 34].
В 1547 году итальянского города Ливорно был объявлен местом свободной торговли, где купцы добились права не платить налоги за ведение торговли, также относится к первому этапу развития особых экономических зон. Большинства европейских государств, в целях ухода от жесткого таможенного режима, высоких таможенных сборов и таможенных процедур начали создаваться первые зоны в приморских гаванях как Генуя, Венеция, Марсель ограничены специальной таможенной границей от остальной территории города в средние века. Не взимались таможенные сборы за перемещение ценностей из этих портовых городов в другие зарубежные страны, а на товары, перемещаемые по территории внутри страны, распространялся обычный таможенный режим. Такая политика способствовала развитию на данных территориях стали постепенному развитию транзитных перевозок, расширению производства это в свою очередь улучшало социально-экономическую составляющую посредством создания новых рабочих мест и снабжению населения товарами. Чтобы увеличить поступление в казну налогов, в некоторых портовых городах вместо «порто-франко» были созданы «свободные гавани» для осуществления беспошлинных торговых операций с зарубежными товарами и их хранения без ограничения срока. При этом главной отличительной чертой «свободных гаваней» было то, что на их территории запрещалось проживать лицам, не имевшим непосредственного отношения к функционированию и эксплуатации товаров. Статус «свободная гавань» получили Гамбург, Любек, Данциг, Генуя, Марсель и российские порты, такие как Одесса, Владивосток, Батуми. [4, с. 36].
На период конца XIX — начала XX века приходится развитие второго этапа особых экономических зон. Для данного периода характерным революционизирование процесса производства, углубление международного разделения труда, увеличение объемов вывоза капитала. Но при этом наблюдается значительный экономический спад в ранее действовавших отраслях большинства регионов. В это время внешнеэкономические связи стали развиваться не только в сфере торговли, но и в других сферах. [4, с. 37].
Англичане П. Халл и Г. Хаув и американец С. Бутлер предложили новую концепцию выхода из кризиса отдельных территорий и отраслей, основанную на функционировании «свободных портов» является особенностью второго этапа. В особых экономически зонах заинтересованным предпринимателям предоставлялись различные налоговые льготы, также регламентировались виды деятельности государственных органов, при этом разрешалось осуществлять различные банковские и страховые операции, запрещенные действующим законодательством, такое действие в свою очередь, способствовало развитию сервисной, производственной и торговой деятельности согласно концепции П. Хала, Г. Хауа и С. Бутлера.
Третий этап особых экономических зон характеризуется множеством открытий и достижений в науке и технике, образованием в результате антиколониальной борьбы ряда независимых государств в начале второй половины XX века. Развитие производственных отношений дало импульс к появлению новых видов организации и функционирования свободных экспортно-производственных зон. Используя свой научно-технический потенциал, Ирландия в 1959 году на территории аэропорта Шеннон создала свободную производственную зону, положившую начало этому этапу развития. С этого момента времени свободные производственные зоны приобрели новый статус, распространившись, главным образом, в развивающихся странах. Характерной особенностью свободных экспортно-производственных зон стало то, что в результате получения льготного правового и валютно-финансового режима обеспечивалось развитие экспортно-ориентированных производств с привлечением местных и иностранных капиталов в виде инвестиций, как прямых, так и косвенных, а также увеличение экспортной выручки от продажи товаров, продукции, передовых технологий и техники [4, с.56].
Четвертый этап особых экономических зон характеризуется присоединением стран Европы, таких как СССР, Венгрия, Югославия, Румыния, Болгария, Польша, и стран Азии: Вьетнама и Китая — в конце XX века к процессам использования идеи свободных экономических зон и мировой интеграции.
Рис. 1. Исторический тренд развития особых экономических зон в мире, с 1975–2018 гг. Источник: ЮНКТАД
Таким образом, к возникновению и широкому распространению в мире свободных экономических зон привели активное включение стран мира в международные экономические отношения, создание которых повлекло за собой включение национальных экономик в международные связи и способствовало развитию мировой экономики.
Изучая опыт создания специальных экономических зон, важно отметить, что каждому типу особых экономических зон соответствуют различные виды льгот и стимулов, имеющие свои специфические особенности.
Подытоживая, следует отметить, что в различных комбинациях могут применяться все вышеупомянутые льготы. При этом следует отметить, что на территории особых экономических зоны налоговые льготы не всегда являются основным фактором привлечения иностранных инвестиций. В то же время мировая практика продемонстрировала, что самыми основными стимулами привлечения иностранных инвестиций являются политическая стабильность в стране размещения особых экономических зон, наличие инвестиционных гарантий, качественная и развитая инфраструктура, квалифицированные работников, а также со стороны органов государственной власти всесторонняя поддержка.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан “О специальных экономических зонах” ЗРУ-604 от 17.02.2020 г.
- Зименков Р. И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 233с
- Вахобов А. В., Таджибаева Д. А., Хаджибакиев Ш. Х. Мировая экономика и международные экономические отношения. –Т.:Baktria press, 2015. С.584
- Арская Е. В., Кравченко Л. Н., Усатова Л. В. Этапы возникновения и развития свободных экономических зон//жур. Научные ведомости, серия Экономика. Информатика. 2018. Том 45, № 3