Опыт зарубежных стран для совершенствования центров инновационного роста как драйверов развития регионов Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Опыт зарубежных стран для совершенствования центров инновационного роста как драйверов развития регионов Узбекистана / М. Х. Нурмухамедова, С. В. Мамажонова, Д. Т. Алимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 47-52. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94941/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017–2021 годы особое внимание уделено поиску новых подходов к расширению масштабов инновационного обновления не только в ключевых отраслях национальной экономики, но и в каждом отдельно взятом регионе страны. Решение этой сложной проблемы требует формирования качественно новых подходов к институциональному укреплению механизмов инновационного развития регионов за счет формирования в них центров инновационного роста. Создание благоприятной среды для формирования центров инновационного роста регионов (ЦИНОР) невозможно без создания целого ряда предпосылок, в том числе формирования благоприятного инвестиционного климата, включая предоставление льгот и свободный доступ к финансовым ресурсам. Как отметил президент республики Узбекистан в своём послании к Олий Межлису «...главной целью экономических реформ в новом году станет сокращение бедности и рост благосостояния населения. Этих стратегических целей мы намерены достичь за счет высоких темпов экономического роста и создания равных возможностей для всех» [1, с.2].

Вхождение Республики Узбекистан в Глобальный индекс инновации в 2020 году является результатом усилий и достижений страны в области инновационного развития. В 2021 году в данном рейтинге наша страна заняла 86-е место среди 132 государств, что выше на 7 позиций по сравнению с предыдущим годом и на 36 пунктов, чем в 2015 году. Узбекистан добился успехов в таких направлениях, как «Качество институтов управления», «Человеческий капитали научно-исследовательская деятельность», «Развитие рынка», «Развитие бизнеса», «Наука и технологии», «Креативные продукты», «Инфраструктура» [2, с.68]. Актуальность проблемы совершенствования механизма финансирования центров инновационного развития обусловлена специфическим характером этого вида предпринимательской деятельности. Дело в том, что успех любого инновационного проекта зависит от целого ряда таких важных факторов, как наличие наукоемкого оборудования и развитой технической инфраструктуры, обеспеченности комплектующими и качественным исходным сырьем, своевременность получения заказов на научные или проектные разработки. Второй причиной возрастания спроса на финансовые ресурсы выступают острая нехватка необходимых информационных массивов данных о современном состоянии рынка инновационных продуктов, новейших технологиях и оборудований. А также высокая стоимость высококвалифицированных научных кадров и большие затраты на оплату труда опытных специалистов, консультантов и экспертов. Третья причина возрастания потребности в финансовых ресурсах со стороны центров инновационного роста обусловлена усилением конкуренции на рынке инновационных продуктов и повышением спроса на продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости, которая кардинальным образом отличается от имеющейся продукции на внутреннем рынке республики. Наличие указанных причин свидетельствует о том, что финансовая составляющая деятельности центров инновационного роста в современных условиях приобретает решающее значение для их быстрого институционального становления. Как известно, инновационное развитие субъектов региональной экономики является закономерным и объективным этапом развития рыночной экономики, логически следующим после этапа индустриального хозяйствования. При этом на начальной стадии инновационного развития территорий важная роль отводится государственным органам власти и территориальным органам управления, определяющим стратегию, направления, темпы, способы достижения и приоритеты инновационного развития регионов в общей стратегии развития производительных сил страны. В силу данных обстоятельств основная сфера инновационной деятельности на уровне территории регулируется государственными институтами формирования стратегии инновационного развития, а стратегия, в свою очередь, имеет обратную связь, то есть формулируется и корректируется в зависимости от конкретной экономической ситуации и меняющихся рыночных условий. Учитывая сказанное, важнейшим направлением участия государства в ускорении инновационного развития территорий становятся меры институционального укрепления и функционального развития центров инновационного роста, способных придать импульс инновационному развитию производительных сил регионов и повышению уровня самообеспеченности местных бюджетов.

К сожалению, в зарубежной литературе нет сложившегося единого понимания термина «центр инновационного роста». Однако большинство исследователей понимают под ним эффективную пространственную форму организации инновационного бизнеса, базирующуюся на добровольном объединении субъектов инновационной деятельности, на уровне отдельно взятых регионов, руководство которых оказывает им соответствующую поддержку. Главным преимуществом действующих центров инновационного роста выступает нацеленность на постоянное инновационное обновление производительных сил территорий за счет системного подхода к использованию имеющихся здесь внутренних природно-сырьевых, производственно-технических и человеческих ресурсов, а также умелой координации усилий всех субъектов региональной экономики в процессе реализации их крупных инновационных проектов. Оценивая высокий уровень потенциала центров инновационного роста в качестве драйверов устойчивого роста территорий, нельзя забывать, что их создание и развитие на уровне региона представляет собой сложный и много векторный процесс, включающий целый ряд аспектов их институционального укрепления. Отмечая важность каждого из приведенных на рисунке-1. аспектов их становления и развития, большинство ученых и специалистов сходятся на том, что важнейшей и наиболее трудно реализуемой на уровне регионов составляющей выступает их финансовый аспект, включающий поиск, привлечение, эффективное использование и обеспечение возвратности различных видов финансовых ресурсов.

Аспекты институционального управления ЦИНОР

Рис. 1. Аспекты институционального управления ЦИНОР

Как показывает анализ богатого зарубежного опыта в области финансового обеспечения потребностей инновационного развития регионов, методы и средства, которыми пользуются правительства, региональные и местные власти разных стран мира для институционального укрепления и функционального развития центров инновационного роста регионов, крайне разнообразны. Выбор каждого из них обусловлен исторически сложившимся укладом национальной экономики, традициями организации инновационного предпринимательства, направленностью и характером проводимой инновационной политики, состоянием макроэкономических процессов, уровнем развития регионов, имеющимися ресурсными ограничениями и т. д.

Формы организации центров инновационного роста

Рис. 2. Формы организации центров инновационного роста

В силу моногогранности и многофакторности процессов активизации инновационного бизнеса на уровне регионов в настоящее время не существует единого методологического подхода к институциональному укреплению сети центров инновационного роста на уровне регионов. Чаще всего решение этой сложной и капиталоемкой проблемы возлагается на несколько центральных ведомств, координирующих процессы создания и функционирования органа этой эффективной формы пространственной организации инновационного бизнеса. Вместе с тем, систематизация различных страновых подходов к организации деятельности центров инновационного роста указывает на существенное сходство в подходах к решению данной проблемы и на наличие немалого количества общих методов их решения в разных государствах.

Так, в процессе поиска рациональных путей повышения эффективности функционирования регионально-производственных систем, независимо от государственного устройства и масштаба территории страны, в большинстве стран мира важное значение придается укреплению институтов поддержки субъектов инновационной деятельности на уровне территорий, в лице уполномоченных нормотворческих и законодательных органов, общественных организаций, а также специальных министерств или ведомств (рис.-2).

Например, в России функции финансовой поддержки центров инновационного роста регионов возложены на Министерство регионального развития, в Германии — на Министерства транспорта и строительства, в Италии на Министерство по делам Регионов, в Испании — на Генеральный административный совет по планированию, в Нидерландах — на министерства жилищного хозяйства.

Кроме административных и законодательных органов, в процессе создания и финансовой поддержки центров инновационного роста участвует широкий круг институтов гражданского общества, включая ассоциации профессиональных участников рынка, общественные организации и политические партии, консультативные советы, независимые экспертные организации и др. Например, в Германии действует Комитет по территориальной организации, председателем которого является канцлер ФРГ. В Италии создана постоянно действующая Конференция «Государство — регионы». В Испании в реализации региональной политики важную роль играют Генеральный административный совет по планированию, Национальная комиссия по местной администрации. С 1970-х годов в Нидерландах функционируют 5 государственных инвестиционных компаний по региональному развитию, которые осуществляют поддержку инновационного бизнеса на уровне регионов, базируясь на рыночных принципах взаимодействия с субъектами инновационного бизнеса.

Особый интерес представляет практика участия государства в инвестиционном обеспечении программ финансового оздоровления депрессивных территорий в Канаде, где большое внимание уделяется организации исследования территории с привлечением государственных и частных инвестиции за счет умелого использования различных методов пространственного развития. Размещения объектов инновационной деятельности с учетом природно-климатических условий развития северных территорий для повышения административного потенциала и компетентности местных органов власти в вопросах создания и функционирования центров инновационного роста в Чехии в 90-х годах прошлого века было сформировано

Министерство регионального развития, учреждены Координационный комитет и Агентство регионального развития, осуществившие в короткие исторические сроки успешный переход от сверх централизованного к региональному управлению территориями. Одними из главных приоритетов региональной политики EC выступают уменьшение существующего экономического и социального неравенства между регионами и уменьшение безработицы в слаборазвитых регионах на основе формирования центров адаптации передового зарубежного опыта.

Для руководителей территориальных органов управления Узбекистана представляет интерес знакомство с Концепцией полюсов роста, апробированной в отдельных регионах стран ЕС и способствовавшей развитию производительных сил территорий за счет активизации инновационной активности проживающего населения.

Не менее важное значение для ученых и специалистов Узбекистана имеет знакомство с практикой использования потенциала свободных и особых экономических зон для активизации инновационной деятельности в проблемных регионах Китая, Индии, Малайзии, а также изучение опыта организации стратегического территориального планирования, накопленного в ряде европейских (Чехия, Венгрия, Эстония) и восточноазиатских (Индонезия, Вьетнам, Таиланд) стран.

Наглядным подтверждением высокой эффективности используемого в странах с развитой экономикой системного подхода к организации финансового оздоровления проблемных территорий служат комплексные программы инновационного развития раннее депрессивных регионов (г.Дейтройд в США, г. Манчестер в Англии, инновационный хаб в г. Оулу в Финляндии), представляющие собой совокупность хорошо ориентированных в пространстве и во времени, согласованных по содержанию, срокам и исполнителя мероприятий, обеспечивших их вывод на траекторию сбалансированного социально-экономического развития территорий.

Экономический рост будет обеспечиваться в первую очередь за счет создания конкурентоспособных производственных цепочек и наращивания инвестиций на эти цели. Согласно исследованиям Гарвардского университета, наша страна имеет все возможности и относительные преимущества в производстве промышленных товаров более 50 наименований. В частности, имеются все условия для того, чтобы нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная, электротехническая, фармацевтическая, строительная, текстильная, кожевенно-обувная, пищевая отрасли, а также сферы, связанные с «зеленой экономикой», стали «драйверами» национальной экономики [1, с.6].

Методы финансирования центров инновационного развития

Рис. 3. Методы финансирования центров инновационного развития

Для Узбекистана представляет интерес знакомство с Концепцией полюсов роста, апробированной в отдельных регионах стран ЕС с практической точки зрения для руководителей и специалистов республиканских и региональных органов управления Узбекистана, представляет интерес широкий спектр используемых в мировой практике прогрессивных методов и инструментов Финансовой поддержки программ или проектов центров инновационного роста. Как показало проведенное нами исследование, на ранних этапах становления региональных инновационных систем государству не обязательно брать на себя все функции по финансовому обеспечению проектов и программ инновационного роста производительных сил территорий, гораздо эффективнее сконцентрировать свои усилия на поддержке действующих здесь центров инновационного роста и создании условий для привлечения финансовых ресурсов на нужды реализации их проектов, связанных с созданием инновационных продуктов, способствующих наращиванию их экспортного потенциала, и высокооплачиваемых рабочих мест (рис.-3).

Центры инновационного роста в Узбекистане наиболее перспективными платформами становления и развития центров инновационного роста в Республике Узбекистан в последние годы выступают свободные индустриальные экономические зоны, первыми из которых стали индустриальные экономические зоны «Навои», «Ангрен» и «Джизак», созданные на стратегически важных территориях Узбекистана. Если в течение 2008–2016 годов в республике было создано всего три специальные индустриальные экономические зоны, то за последние три года их число достигло 20. При этом сегодня в республике функционирует 10 свободных индустриальных экономических зон, 8 фармацевтических зон и по 1 свободной экономической зоне в сфере туризма и агропромышленного сектора. В настоящее время участниками индустриальных экономических зон осваиваются 434 проекта на сумму около 2 млрд. долл. США, которые обеспечат создание 32,5 тыс. новых рабочих мест. Примером наиболее эффективной свободной экономической зоны может служить «Бухоро-агро», созданная в 2018 году, где уже реализуются 149 проектов на общую сумму 578,3 млн. долл. США, обеспечивающих занятость более 9,2 тыс. человек. [3, с.375].

Главное преимущество действующих и создаваемых свободных экономических зон заключается в их дихотомической природе, так как они, с одной стороны, призваны обеспечить приток иностранных инвестиций в ключевые отрасли национальной экономики, а с другой — придать импульс для инновационного развития территорий. Наиболее перспективными платформами становления центров инновационного роста в Узбекистане выступают свободные индустриальные экономические зоны помимо свободных экономических зон, к числу центров инновационного роста Республиканского масштаба следует отнести созданные в сфере информационно-коммуникационных технологий национальные технические парки «Мирзо Улугбек», «Яшнабад», а также недавно введенный в г. Ташкенте парк «IT-Uzbekistan», призванные решать сложные проблемы в регионов из которых области цифровизации национальной экономики. Эффективной формой пространственной организации инновационного бизнеса на отраслевом уровне выступают производственные кластеры, отраслевые центры высоких технологий, а также испытательные полигоны, получающие широкое распространение в сельском хозяйстве, текстильной, легкой и пищевой промышленности Узбекистана. Ярким примером успешной кластеризации в нефтегазохимическом комплексе Узбекистана служит строящийся в Кашкадарьинской области завод «GTL», предназначенный для выпуска более 20 видов топлива и новейших видов химической продукции из углеводородного сырья. К числу центров инновационного роста Республиканского масштаба следует отнести национальные технические парки. Третий иерархический уровень центров инновационного рост в Республике Узбекистан представлен такими формами пространственной организации инновационного бизнеса на уровне регионов, как малые промышленные зоны, большинство из которых созданы на базе исторически сложившихся центров деловой активности в областных центрах, малых городах и поселках городского типа. Ярким примером успешной деятельности может служить малая промышленная зона «Ахангаран» в Ташкентской области. За короткий срок здесь создано более 30 совместных предприятий, которые в настоящее время освоили выпуск более 120 наименований конкурентоспособной продукции, включая производство пенобетона, газобетона, синтетической арматуры, химических красителей и многих других видов ценной продукции [3, с.378].

К числу других форм пространственной организации центров на уровне территорий следует отнести областные центры инновационного развития при Министерстве инноваций Республики Узбекистан, технопарки на базе высших учебных заведений, бизнес-инкубаторы, а также стартап-акселераторы, оказывающие широкий круг услуг для начинающих или действующих инновационных предприятий. Ярким примером регионального центра служит инновационно-экологический центр «Приаралье», созданный в конце 2019 года на проектной основе и предназначенный для вывода этого сложнейшего региона страны на траекторию инновационного роста с помощью новейших технологий и прогрессивных форм организации международного научного сотрудничества.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева к Олий Межлису от 29.12.2020 года//xabar.uz.
  2. Абдурахмонов И. Инновационная идея сегодня — конкурентоспособный продукт завтра.//Экономический вестник Узбекистана» 1/2022. стр. 66 -72.
  3. Тошкулов А. Х., Шарипов К. А., Эшов М. П. Новый Узбекистан: шаги социально-экономического развития. Учеб.пособ.-Т.: “Маънавият”, 2021. — стр.792.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационный рост, Узбекистан, инновационное развитие, инновационный бизнес, инновационная деятельность, национальная экономика, региональное развитие, уровень регионов, институциональное укрепление, пространственная организация.


Похожие статьи

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Опыт зарубежных стран в развитии региональных туристских кластеров Узбекистана

Возможности использования кластерной модели развития бизнеса в Узбекистане

Оценка перспективности создания промышленно-инновационных консорциумов для развития инновационной экономики Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России

Формирование финансовых ресурсов и активизация инвестиционных процессов в регионах Узбекистана

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Инновационное развитие учебно-опытных хозяйств как фактор повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона

Возможности использования зарубежного опыта для совершенствования системы государственного регулирования регионального страхового рынка

Похожие статьи

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Опыт зарубежных стран в развитии региональных туристских кластеров Узбекистана

Возможности использования кластерной модели развития бизнеса в Узбекистане

Оценка перспективности создания промышленно-инновационных консорциумов для развития инновационной экономики Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России

Формирование финансовых ресурсов и активизация инвестиционных процессов в регионах Узбекистана

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Инновационное развитие учебно-опытных хозяйств как фактор повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона

Возможности использования зарубежного опыта для совершенствования системы государственного регулирования регионального страхового рынка

Задать вопрос