В современных условиях, без развития эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса, достижение стратегических социально- экономических целей является невозможным. Опыт зарубежных государств, Китая, Японии, США, доказывает эффективность использования механизма особых экономических зон для взаимодействия государства и бизнеса. В обращение Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева к Олий Мажлису было сказано, что: «… имеются все условия для того, чтобы нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная, электротехническая, фармацевтическая, строительная, текстильная, кожевенно-обувная, пищевая отрасли, а также сферы, связанные с «зеленой экономикой», стали «драйверами» национальной экономики. Необходимо принять все меры для поддержки инициатив частного сектора и новых проектов, развития кооперации в этих отраслях» [1, с. 3].
Ташкент, столица республики, имеет ряд возможностей для создания технопарков, в том числе развитую инфраструктуру, большое количество вузов, удобное географическое положение, столицу и многие другие факторы. Однако в этом случае, с учетом следующего по созданию технопарков в столице, повысится эффективность создания технопарков в нашем городе. Одним из самых и быстро растущих видов технопарков в мире являются направления технических исследований. Сегодня, как и для всех стран, одной из важнейших задач для Узбекистана является ускорение инновационного процесса, чтобы не отставать в развитии. В выполнении этой задачи оказывается помощь областям технических исследований. Кроме того, если мы хотим, чтобы наша республика занимала достойное место в мировом сообществе, мы должны развивать нашу национальную науку и национальное производство, для чего нужна наука. Если не отставать от времени, то сегодня нужно создавать бизнес-инкубаторы, завтра технопарки, а потом и технополисы. Что дает Узбекистану создание технико-исследовательских зон: укрепляет научно-технический потенциал нации; обеспечивает микросреду, в которой ученые могут быстро и эффективно создавать высококвалифицированных специалистов; позволяет и ведет к аккумуляции научных, природных, информационных, материальных, финансовых и других ресурсов в высокотехнологичном производстве; создает условия для быстрого и малозатратного перехода цепочки «идея — испытание — реализация — производство»; обеспечивает микромагнит, с которым могут взаимодействовать ученые, что позволяет быстро рождать идеи; позволяет ученым сконцентрировать интеллектуальный потенциал нации в областях (темах и проблемах), которые могут принести большую пользу нации в ближайшем будущем; позволяет сконцентрировать средства государственного и частного бизнеса на высокоэффективных проектах: способствует быстрому внедрению рыночных отношений в нашу жизнь; ожидает, что страна будет в целом конкурентоспособной; формирует рынок научно-технических данных; уменьшает «поток ума» из страны; служит для ускорения инновационного процесса в стране; инновационных новых технологий, товаров и услуг на мировой рынок. Именно поэтому необходимо приступить к созданию в Узбекистане научно-технических зон, начиная с бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор — это система, направленная на улучшение условий для создания и выживания вновь созданных предприятий. Он предоставит недорогую аренду помещений, общие услуги (телефакс, связь, компьютер...), помощь в управлении. Прием новых участников в бизнес-инкубатор часто требует определенных условий (например, открытие новых предприятий). Инкубаторы предлагали предпринимателям помещения для бизнеса, предоставляя здесь услуги и связь с университетом или исследовательским центром. Через определенный промежуток времени компания должна освободить место для нового участника торгов. В настоящее время такие направления постепенно формируются в стране. Необходимо ускорить этот процесс, для чего государство должно разработать специальную программу и реализовать ее. После этого необходимо перейти к созданию технопарков. Технопарки призваны облегчить процесс коммерциализации достижений науки и техники. Найти новую специальность в Ташкенте можно в условиях апробации традиционной структуры общественного производства. Также к основным задачам создания технопарков в Ташкенте можно отнести следующее (рисунок-1).
Рис. 1. Основные задачи создания технопарков в Ташкенте
Технопарки в Ташкенте, как правило, должны состоять из комплекса производственных корпусов и научных лабораторий, сдаваемых в аренду на льготных условиях венчурным фирмам, занимающимся коммерческой разработкой перспективных научно-технических инноваций. Технопарк — региональная интеграция науки, образования и высокоразвитого производства. Он сочетает в себе уникальное культурное, социальное, образовательное и научное производство, собранное вокруг научного центра, обеспечивающего непрерывный период инноваций на основе научных наблюдений [3, с. 385]. Следует отметить, что основной задачей технопарка является создание инновационной модели, основанной на экономии ресурсов в условиях общего кризиса, его модернизации (обновлении), поднятии отечественного производства на конкурентоспособный уровень в короткие сроки, создании всех условий для повышения социально-экономическая ситуация.
Опыт многих стран показывает, что инновационный процесс не требует привлечения дополнительных ресурсов, он осуществляется в первую очередь в результате полного и рационального использования имеющегося экономического и научного потенциала. Технопарк является одним из ключевых элементов современной рыночной системы, в которой в едином механизме осуществляется развитие производственных предприятий, вузов и предприятий в сфере консалтинговых, инновационных и других услуг, подразделений государственных и муниципальных органов. Развитие технопарков — эффективный механизм реструктуризации предприятий, хороший способ выхода из кризиса, а результат — экономически быстрорастущие регионы и тысячи новых рабочих мест. Считается целесообразным, чтобы технопарки, которые будут создаваться в Ташкенте, были рассчитаны на малый бизнес, как во Франции. Технопарки могут создаваться на базе многих вузов Ташкента. Достаточно для этого есть возможности. Поскольку в одной работе невозможно поставить слишком много целей, мы можем преследовать следующие цели при создании технопарков в Ташкенте: содействие в техническом переоснащении предприятий туризма, легкой и пищевой промышленности области, запуск производства новой, высокотехнологичной продукции, содействовать притоку инвестиций из регионов и из-за рубежа в Ташкент, сконцентрировать научный потенциал региона на эффективных научных исследованиях, остановить «отток умов» из региона. Основываясь на опыте зарубежных стран, можно сказать, что в Ташкенте, точнее, в Ташкентском государственном техническом университете (ТГТУ) необходимо создавать технопарк, и для этого есть все условия. Также государственная программа развития технопарков в г. Ташкенте должна включать следующее (рисунок-2.).
Рис. 2. Государственная программа развития технопарков
Однако наряду с преимуществами создания технопарков в Ташкенте есть и недостатки. В частности, технопарк обычно не строят в центре города, его строят в основном в небольших пригородных городах, потому что, если эта научная деятельность окажется в кризисе, пострадает лишь небольшая территория. Даже технопарки такого могущественного государства, как США, в основном строятся в отдаленных городах. По этой причине общее количество технопарков в США сегодня превышает 170, и ни один из них не расположен в центральных городах. Необходимым условием создания технопарков в Ташкенте является то, что Ташкент на протяжении столетий был центром культуры и науки. Конечно, без крупного капитала и государственной поддержки реализовать эту программу очень сложно. Поэтому в технопарке, который будет создан для стимулирования этой инновационной деятельности, можно предложить: предоставление беспроцентных кредитов; субсидии (выделение средств); создание инновационных фондов с учетом рисковых возможностей; снижение и уменьшение государственных налогов для индивидуальных предпринимателей в области науки; освобождение от местных налогов и расширение уклонения от уплаты налогов; бесплатная разработка и сопровождение бизнес-планов по заявкам индивидуальных изобретателей. Разработка научного проекта не всегда дает ожидаемый результат по разным причинам. Эксперты на Западе установили, что 50 процентов высокотехнологичных инновационных проектов заканчивались неудачей. Конечно, финансирование таких проектов рискованно. Однако в случае успеха проекта его выгоды не идут ни в какое сравнение с обычными выгодами. Например, доходность ценных бумаг компании «Yahoo» за 4 года составила 3998 % [3, с.389].
Одной из особенностей системы льгот технопарков является то, что в ней большое внимание уделяется развитию малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы направлены на облегчение деятельности фирмы на начальном этапе, когда риск высок. Особый простой порядок регистрации предприятий будут созданы административные структуры для решения организационных проблем малых фирм. Это позволит создать в технопарках инвестиционные фонды, финансирующие множество фирм при небольшом притоке крупного капитала, повысить эффективность передачи технологических разработок в серийное производство промышленностью. На льготной основе представители компании получат возможность консультироваться с ведущими учеными, пользоваться библиотечным фондом вузов. Университет и другие академические организации будут вовлечены в совместные коммерческие проекты и получат дополнительный источник дохода и финансирования для трудоустройства аспирантов. В регионах созданы очень хорошие условия для проживания ученых. На практике имеет место кооперация с производством науки. Главный источник успеха технопарка — возможность финансового развития. Технопарки создаются заказчиком и университетом для получения прибыли от коммерческого использования заложенного имущества. Такие парки будут как минимум в неповрежденном состоянии. Обычно такой результат не может быть достигнут за короткое время. Если такие технопарки не будут поддерживаться финансово сильными фирмами, можно с уверенностью сказать, что бюджетного дефицита этого технопарка хватит на 5–10 лет. Предлагаемые нами источники финансирования технопарка могут включать: субсидии местных и региональных программ развития; привлечение государственных инвестиций через другие сектора или государственные программы; привлечение кредитов коммерческих банков; привлечение прибыли за счет собственных средств предприятий или за счет личных, корпоративных внутренних инвестиций; выпускать специальный выпуск государственных или региональных ценных бумаг; использовать часть выручки от продажи государственного имущества; использовать метод ускоренной амортизации; средства, оставшиеся от рационального использования аренды; использование Народного фонда; использование внебюджетных средств; использование иностранных инвестиций; применение инвестиционных налоговых кредитов [3,с.390].
При финансировании за счет государственных средств и банков технопарки будут развиваться, а инновационный бизнес сможет создавать масштабные производства с успешными результатами. Это повысит уровень экономического развития региона. В Ташкенте учредители технопарка, в основном технические вузы, Академия наук и ташкентская городская администрация, создают специальный отдел по управлению технопарком. Он будет отвечать за формирование и работу технопарка. Для научно-предпринимательской поддержки его работы будет создан экспертный совет. В состав этого совета целесообразно включить авторитетных ученых, предпринимателей и представителей органов местного самоуправления. Кроме того, правление создаст инновационный фонд при поддержке местных органов власти учредителями для ведения своего бизнеса. Фонду нужно собрать как можно больше денег, ведь затраты будут не маленькие. Эти расходы включают: организационные расходы, затраты на маркетинговую деятельность, затраты на обучение и переподготовку кадров, затраты на исследования и разработки, расходы на организацию выставок, расходы на рекламу, издательские расходы и др. Необходимо использовать все возможности для поиска средств для технопарка, т. е. найти иностранное финансирование, обратиться за помощью к отечественным предпринимателям, рассчитывать на поддержку государственного бюджета и т. д. Но не следует забывать, что залогом успешного развития технопарков является рациональное использование региональных ресурсов. Структура управления технопарком определяется направлением его деятельности. Организационная структура имеет два уровня: оперативный и стратегический. Стратегически совет состоит из совета директоров и совета экспертов. Высшим органом управления технопарка является собрание акционерного общества. В промежутках между этими собраниями компанию возглавляет совет директоров. В него входят учредители технопарков, и они определяют долгосрочную стратегию парка [3, с.390].
Оперативный уровень — исполнительная дирекция технопарка. Он осуществляет повседневное управление и разрабатывает стратегический план развития в течение короткого периода времени. В функции Исполнительной дирекции входят: координация деятельности всех подразделений парка, непосредственная связь с фирмами парка, решение текущих задач с использованием полученной информации, контроль за выполнением обязательств предприятий по аренде, финансам, труду и экология. При исполнительной дирекции может быть ряд подразделений, которые могут заниматься обучением предпринимателей, организацией выставок, оказанием услуг. Высшим научно-методическим органом управления технопарками является экспертный совет. Он организуется советом директоров, и желательно включать в него в первую очередь ведущих ученых. Этот совет занимается вопросами экспертизы и отбора научно-технических проектов, дает рекомендации по решению проблем развития технопарков.
В Ташкенте в состав управления технопарков должен входить офис, состоящий из следующих 4 отделов:
- Научно-исследовательский отдел. Занимается мобилизацией научного потенциала области и соседних регионов для работы технопарка. Приоритетами научной работы Технопарка являются сбор научных идей, связанных с туризмом, пищевой и легкой промышленностью, и их заинтересованность, поощрение и поощрение к работе в технопарке.
- Отдел технологии производства. Отдел работает над изучением имеющегося технологического потенциала предприятий города и близлежащих регионов, потребности в научных исследованиях, а также по привлечению представителей этих предприятий к сотрудничеству с технопарком. В этом отделе могут участвовать самые разные предприятия: крупные предприятия региона, малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
- Сервисный отдел. Департамент оказывает такие услуги, как финансы, маркетинг, юридические услуги, экспертиза, продажи, а также помогает предпринимателям, ученым и другим заинтересованным сторонам участвовать в работе технопарка. Отдел обслуживания: маркетинг, реклама, издательство, организация выставок, финансы, сервисные услуги, учебные и другие центры. Это обязательно будет понятно в процессе работы.
- «Инкубатор». Этот отдел оказывает финансовую, научную и материальную помощь предпринимателям, имеющим идею начать собственное дело, но отстающим по другим параметрам [3, с.392].
Учитывая тот факт, что направления инновационного развития, имеют потенциал для решения задач во всех отраслях региональной экономики, важно внедрять в регионах ключевые элементы инновационной деятельности: целенаправленные и эффективные системы управления, основанные на стратегическом планировании и управлении инновациями; содействие интеграции образования, науки и производства [4, с.87]. Повсеместное развитие этих основных принципов инновационной деятельности послужит дальнейшему повышению благосостояния населения регионов страны.
Литература:
- Обращение Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева к Олий Мажлису //«Халқ сўзи», 2020 год 25 январь.
- Вахобов А. В., Таджибаева Д. А., Хаджибакиев Ш. Х. Мировая экономика и международные экономические отношения. –Т.:Baktria press, 2015. С.584
- Тошкулов А. Х., Шарипов К. А., Эшов М. П. Новый Узбекистан: шаги социально-экономического развития. Учеб.пособ.-Т.: “Маънавият”, 2021. — стр.792
- Юсупов К.Инновационное развитие регионов — требование времени.//Экономический вестник Узбекистана» 1/2022, стр. 86–88