Перспективы расширения роли особых экономических зон в условиях осуществлении стратегии нового Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Перспективы расширения роли особых экономических зон в условиях осуществлении стратегии нового Узбекистана / Д. Б. Эшпулатов, О. Г. Шодмонова, С. Б. Ботирова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 59-64. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94944/ (дата обращения: 19.12.2024).



Сейчас специальные экономические зоны постоянно развиваются, развитие идет от простого к сложному, от дешевого и быстро продаваемого варианта к многопрофильному и капиталоемкому. Создание в стране современных предприятий для обеспечения производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки свободных экономических зон местных полезных ископаемых, производства регионов республики и особое внимание уделяется комплексному и эффективному использованию ресурсного потенциала, при этом развивая его как важный фактор привлечения иностранных, в первую очередь прямых иностранных инвестиций, для создания новых рабочих мест и увеличения доходов населения.

В Указе Президента Республики Узбекистан «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» от 28.01.2022 года № УП-60 в главе — III «Ускоренное развитие национальной экономики и обеспечение высоких темпов роста» говорится, что целю является дальнейшее улучшение и повышение привлекательности инвестиционного климата в стране, принятие мер по привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 миллиардов долларов США, в том числе 70 миллиардов долларов иностранных инвестиций [1, с.24]. Для этого необходимым является: налаживание новой системы по эффективному использованию инвестиций и увеличению объемов экспорта на основе принципа «снизу — вверх»; реализация Стратегии привлечения иностранных и отечественных инвестиций до 2026 года; привлечение на основе государственно-частного партнерства инвестиций в объеме 14 миллиардов долларов США в энергетическую, транспортную сферы, сферы здравоохранения, образования, экологии, коммунальных услуг, водного хозяйства и другие отрасли; установление взаимных внешнеэкономических связей между представителями бизнеса регионов республики и зарубежных стран. В частности, развитие инвестиционных и внешнеэкономических связей Сырдарьинской области с Китайской Народной Республикой, Сурхандарьинской области с Российской Федерацией, Джизакской области с Индией; организация в Сурхандарьинской области «Центра содействия инвесторам», в Навоийской области — «Центра содействия бизнесу» Навоийским горно-металлургическим комбинатом, в городе Ташкенте — «Центра передовых проектов и инжиниринга», в каждом районе — «Центров инноваций и технологий» в целях оказания практической помощи предпринимателям; проведение в городе Ташкенте ежегодного «Ташкентского международного инвестиционного форума» [1, с.27].

Таблица 1

Деятельность свободных экономических зон в Узбекистане

1

Количество СЭЗ, ед.

23

2

Сумма проектов, млрд долл

2,6

3

Количество реализованных проектов, ед.

453

4

Количество созданных рабочих мест, тыс

36

На сегодняшний день в стране действуют 23 свободные экономические зоны, в которых создано около 36 тысяч рабочих мест в результате реализации 453 проектов на сумму 2,6 миллиарда долларов (таблица-1). Всего за период с 2008 по 2021 год в свободных экономических зонах реализовано 448 проектов на сумму 2,4 миллиарда долларов. Из общей суммы $764,6 млн. составляют прямые иностранные инвестиции. Благодаря проектам создано около 34 тысяч рабочих мест. Наиболее крупными из этих проектов являются свободные экономические зоны «Ангрен» (73 проекта на сумму 730,7 млн. долларов США), «Ургут» (55 проектов на сумму 312,9 млн. долларов США), «Навои» (53 проекта на сумму 282,8 млн. долларов США) и «Бухара-агро» (112 проектов на сумму 325,1 млн. долларов) [2, с.396].

К концу 2020 года в специальных экономических зонах реализовано 128 проектов на сумму 487,4 млн. долларов. Из них 162,1 млн. долларов США составляют прямые иностранные инвестиции. (таблица-2). Среди проектов строительство современных теплиц (62 проекта на сумму 204,7 млн. ​​долларов), производство строительных материалов (18 проектов на 140 млн. долларов), химическая и нефтехимическая промышленность (13 проектов на 50,6 млн. долларов), пищевая промышленность ($ 15,9 млн 10 проектов на сумму 20,1 млн. долларов), текстильная промышленность (8 проектов на 20,1 млн. долларов), машиностроение (2 проекта на 6 млн. долларов), кожевенно-обувная промышленность (5 проектов на 14,9 млн. долларов), электротехника (13,7 млн. долларов США).3 проекта на сумму 1 млн. долларов США), фармацевтическая промышленность (6 проектов на сумму 56,3 млн. долларов США), производство мебели и бумаги (1 проект на сумму 1,1 млн.. долларов США). За прошедший период предприятиями-участниками специальных экономических зон произведено 538 видов промышленной продукции на сумму 11,9 трлн. сумов и экспортировано товаров на сумму 257,6 млн. долларов, что на 145 % больше, чем в 2019 году, несмотря на негативные экономические последствия пандемии. Кроме того, 186 новых предприятий получили статус участников специальных экономических зон [2, с.398].

Деятельность специальной экономической зоны в нашей стране эффективно организована и достигнутые результаты ожидаемы, но возможностей в этих сферах еще много. С учетом этого 30.04. 2021 г. принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры особых экономических и малых промышленных зон» № ПП-5101. Данным решением определены параметры мероприятий по созданию особых экономических зон и малых промышленных зон в 2021–2022 годах, проектов, способствующих социально-экономическому развитию регионов, и крупных производственных проектов с привлечением прямых иностранных и отечественных инвестиций во внешние инженерно-коммуникационные сети, а также в 2021 году специальные экономические и адресные перечни мероприятий, которые необходимо осуществить по обеспечению малых промышленных зон внешними инженерно-коммуникационными сетями.

Для повышения эффективности работы в этой области, прежде всего, необходимо последовательно проводить следующий комплекс необходимых мероприятий:

– правильный выбор направлений, инженерно-коммуникационных, автомобильных перевозок и месторасположения при создании свободных экономических зон;

– определение направлений и перспектив свободных экономических зон в зависимости от возможностей регионов;

– налаживание тесного взаимодействия участников свободных экономических зон с широким использованием кластерных подходов;

– продвижение интересов свободных экономических зон за рубежом и в представительствах страны; проведение информационно-рекламных мероприятий по привлечению инвесторов;

– усиление рекламы в СМИ и Интернете, чтобы привлечь внимание к возможностям и потенциалу свободных экономических зон в стране;

– разработка таких мероприятий, как активация свободных экономических зон и определение их эффективности на основе вышеуказанных критериев оценки.

Ведь в результате создания свободных экономических зон мы можем наблюдать большой приток инвестиций в нашу страну. Дальнейшее развитие получит внешнеэкономическая деятельность нашей страны, получат дальнейшее развитие внешнеторговые, экспортно-импортные операции.

Таблица 2

Количество реализованных проектов и объем освоенных инвестиций субъектами специальных экономических зон Узбекистана за 2020 г.

Показатели

Число реализованных проектов, ед.

Объем инвестиций млн.долл. США

По всем проектам реализованнным в специальных экономических зонах

В том числе:

128,0

487,4

Строительство современных теплиц

62

204,7

Производство строительных материалов

18

140,0

Химическая и нефтехимическая

13

50,6

Пищевая

10

15,9

Текстильная

8

20,1

Машиностроение

2

6

прочие отрасли

15

50,1

Источник: данные Министерства инвестиций и внешней торговли (https://mift.uz/)

Для задействования новых возможностей и расширения потенциала специальных экономических зон глава государства подписал постановление «О мерах по дальнейшему развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры специальных экономических и малых промышленных зон» от 30 апреля 2021 г.№ ПП-5101. Согласно данному нормативному акту, в 2021 году на улучшение инфраструктуры свободных экономических зон и малых промышленных зон будет направлено 1 трлн. 600 млрд. сумов. В частности, 584 млрд. сумов планируется выделить на строительство сетей электро-, газо- и водоснабжения, канализации и дорог в 17 свободных экономических зонах, еще 395 млрд. сумов будет направлено на развитие 145 малых промышленных зон. На обеспечение инфраструктурой крупных инвестиционных проектов предусмотрено выделение 232 млрд. сумов. На ускоренное развитие промышленности и бизнеса в 33 слаборазвитых районах будет направлено 264 млрд. сумов. По уточненным данным, в 2021 г. обеспечение специальных экономических зон необходимой инфраструктурой является важным фактором их эффективного функционирования и привлечения новых инвесторов к реализации проектов на их территории. В целом на 2021 год было запланировано выделение 890 млрд. сумов для проведения работ по подключению действующих специальных экономических зон к инженерно-коммуникационным сетям. Планировалось реализовать 443 новых инвестицион-ных проектов на сумму 2,9 млрд. долл. США, из которых 1,4 млрд. долл. США должны составить прямые иностранные инвестиции. В результате реали зации данных проектов предполагается освоить выпуск 552 новых видов промышленной продукции и создать 41,6 тысяч новых рабочих мест [3, с.11].

В текущем году реализуются меры по расширению территорий специальная экономическая зона «Бухоро-агро», специальная экономическая зона «Гиждуван» и специальная экономическая зона «Ургут», а также осуществляется запуск новой свободной экономической зоны в Республике Каракалпакстан — «Каракалпак-агро» и двух специализированных экономических зон в Ферганской области «Андижон-текстайл» и «Наманган-текстайл». Несмотря на развитие деятельности субъектов специальная экономическая зона, их потенциал пока еще не реализован в полной мере. В целях оценки эффекта от предоставления таможенных и налоговых льгот субъектам свободных экономических зонах целесообразно рассмотреть динамику их импорта и экспорта за последние годы. За 2020 г. в Узбекистане всеми участниками свободных экономических зонах (342 предприятия) были импортированы товары на общую сумму около 1,3 млрд. долл. США, а за 2019 году — для 327 предприятий — порядка 1,2 млрд. долл. США). Прирост импорта за 2019–2020 гг. составил 8 %. По этим товарам государством были предоставлены льготы по уплате таможенных Платежей на сумму около 209,2 млн.долл. США — в 2020 г. 210,3 млн дол. США — в 2019 году (общий размер льгот практически не изменился). В 2020 году обьем инвестиций, вложенных в деятельность предприятий свободных экономических зонах, составил 487,4 млн. долл. США, объем экспорта всеми участниками специальных экономических зон — 192,9 млн. долл. США, а общая сумма предоставленных налоговых и таможенных льгот — около 1200,0 млн. долл. США. В 2020 г. наиболее крупными импортерами, осуществляющими свою деятельность в специальных экономических зонах, являлись — специальная экономическая зона «Навоий», специальная экономическая зона «Сырдарья» и «Сырдарья-Фарм», специальная экономическая зона «Кукон». Объем экспорта товаров, произведенных в специальных экономических зонах, увеличился с 132,9 млн. долл. США в 2019 г. до 192,9 млн.долл. США — в 2020 году, или в 1,45 раза. При этом количество предприятий-экспортеров, находящихся В специальных экономических зонах возросло с 121 ед. в 2019 году до 168 ед. — в 2020 году, в 1,39 раза. Наиболее высокие результаты в расширении экспорта в 2020 годы достигли предприятия таких специальных экономических зон, как «Сырдарья» и «Сырдарья-Фарм» (27,3 % от всего объема экспорта специальных экономических зон), «Ургут» (13,5 %), «Гиждуван» (11,4 %). В соответствии с налоговым и таможенным законодательством, экспортеры освобождены от уплаты НДС и ряда других налогов (Таблица -3).

Таблица 3

Динамика экспорта и импорта участников специальных экономических зон за 2019–2020 гг.

Наименование показателей

2019 г.

2020 г.

Рост, в разах

1

Количество предприятий-экспортеров, участников специальных экономических зон, ед.

121

168

1,39

2

Экспорт участниками специальных экономических зон, млн. долл. США

132,9

192,9

1,45

3

Импорт участниками специальных экономических зон, млн. долл. США

1200,0

1300,0

1,08

4

Льготы по уплаченным таможенным платежам по продукции, импортируемой участниками специальных экономических зон, млн. долл. США

210,3

209,2

0,99

Источник: расчеты авторов на основе данных Министерства финансов Республики Узбекистан.

В 2020 году обьем инвестиций, вложенных в деятельность предприятий специальных экономических зон, составил 487,4 млн. долл. США, объем экспорта всеми участниками специальных экономических зон — 192,9 млн. долл. США, а общая сумма предоставленных налоговых и таможенных льгот — около 1200,0 млн. дол. США. Это свидетельствует о сравнительно невысоком эффекте от использования налоговых и таможенных льгот для расширения экспорта и притока иностранных инвестиций. [2. с.397]

Указом Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП-4853 участники специальных экономических зон были освобождены от уплаты земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, с целевым направлением высвобождаемых средств на создание новых, а также на модернизацию, реконструкцию и техническое, технологическое перевооружение, расширение действующих производств строительство производственных зданий, приобретение сырья и материалов, необходимых для собственных производственных нужд. В соответствии с частью второй статьи-218 Налогового кодекса высвобождавшиеся при этом суммы НДС должны приниматься в зачет. Необходимо отметить, что недостаточная эффективность функционирования отечественных специальных экономических зонах в 2019–2020 годах связана не только с невысоким менеджментом, но и отдельными проблемами, которые оставались в сфере налогообложения. Несмотря на принимаемые государством меры, предприниматели в последние годы поднимали немало обоснованных вопросов, связанных с действием налоговых ставок и налоговым администрированием.

Необходимо отметить, что все свободные экономические зоны были созданы на основе законов Республики Узбекистан, которые являлись специализированными законодательными актами и имели более высокий правовой статус относительно общих актов законодательства. Иными словами, если в стране принимаются другие законы и законодательные нормы, касающиеся деятельности специальных экономических зон, то они действительны только в той части, которая не противоречит специально принятому законодательному акту. Участники ряда специальных экономических зон в своих обращениях отмечали необходимость сохранения налоговых льгот, которые были отменены после введения в действие в 2020 году Налогового кодекса в новой редакции. Обращения поступили от более чем 70 предприятий, действующих в специальных экономических зонах, в том числе от совместного предприятия «AWP» в Сырдарьинской области и «Steel Pipe Company» в Ташкентской области в выступлении Президента Республики Узбекистана Ш. М. Мирзиёева на встрече с предпринимателями 20 августа 2021 г. было отмечено, что льготы, предоставленные предпринимателям, зарегистрированным в специальных экономических зонах до принятия в феврале 2020 года Закона «О специальных экономических зонах», будут сохранены. В частности, предприниматели будут освобождены от налогов на имущество, землю и воду на срок до 10 лет в зависимости от суммы инвестиций.

Реализуя данное решение на практике, Указом Президента Республики Узбекистан от 14.09.2021 года в целях укрепления прав и защиты интересов предпринимателей, функционирующих на территории специальных экономических зон, были утверждены следующие меры: в связи с отменой с 1 января 2020 года льгот по налогу на прибыль для специальных экономических зон участников применение неиспользованной части этих льгот для предприятий, включенных в реестр специальных экономических зон по состоянию на 1 октября 2020 года, сохраняется на период от 3 до 10 лет с момента включения в реестр исходя из внесенного ими объема инвестиций; участникам специальных экономических зон с 15 сентября 2021 года предоставляется право на отсрочку погашения (рассрочку уплаты) НДС и таможенной пошлины при производстве продукции и импорте комплектующих, сырья и материалов для собственных нужд на срок до 120 дней без начисления и истребования обеспечения оплаты процентов по ним; обеспечение возмещения участникам специальных экономических зон суммы превышения по НДС в течение 7 дней (в случае выявления по результатам камеральной налоговой проверки необоснованности возмещения суммы НДС данная сумма взыскивается в установленном порядке) [2. с.399].

Таким образом, за предпринимателями, зарегистрированными в экономических зонах до принятия Закона «О специальных экономических зонах» в феврале 2020 года, сохраняются все предоставленные им ранее льготы и преференции. Кроме того, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 595 от 22.09.2021 года вводятся новшества в систему администрирования НДС. Так, с 23 декабря 2021 года вводилось новое Положение о порядке специального регистрационного учета плательщиков НДС в налоговых органах, в соответствии с которым налогоплательщикам с низким уровнем риска входной НДС будет возмещаться в ускоренном порядке в течение 7 дней с момента подачи заявления (по результатам анализа информации налогоплательщику присваивается уровень налогового риска). Источником информации является информационная база данных налоговых органов, министерств, ведомств и органов государственной власти на местах.

Высокий уровень риска присваивается при наличии хотя бы одного из 13 признаков, определенных положением, средний — при наличии хотя бы одного из 4 признаков, низкий если не выявлены признаки, установленные для высокого и среднего уровня. Предусматривается, что регистрации в качестве плательщиков НДС подлежат только налогоплательщики со средним и низким уровнем налогового риска. Налогоплательщики со средним уровнем риска впоследствии будут дополнительно контролироваться налоговыми органами (осмотры, опросы, камеральные и выездные проверки, контроль за отчетным и фактическим количеством занятых работников).

По предварительным расчетам, предоставленные налоговые льготы в части освобождения от налога на прибыль оставят в распоряжении предприятий в целом по стране около 300 млрд. сумов в год. Так, если предприятие «Temur Med Farm» в специальных экономических зон «Сырдарья» заплатило за первые 6 месяцев 2021 года налог на прибыль в размере 4 млрд. сумов, то во втором полугодии такая же сумма останется в его распоряжении. В целях формирования одинаковых конкурентных условий на внутреннем рынке завозимое сырье для производства экспорт ориентированной продукции освобождено от таможенной пошлины на импорт. Так, например, предприятию-экспортеру «Jizzax Toshtepа Textile», функционирующему в специальных экономических зонах «Жиззах», за счет данной льготы на каждый 1 млн. долл. США сырья и полуфабрикатов, ввезенных предприятием, предоставляется таможенная льгота в размере 2,2 млрд. сумов.

В ближайшей перспективе в сфере налогового законодательства в целях создания благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков предусмотрены дополнительные меры поддержки экспортеров, а значит и участников СЭ3: с 1 октября 2021 года устанавливается порядок зачета сумм по НДС по полученным материалам, использованным для производства экспортируемых товаров, вне зависимости от поступления валютной выручки; с 1 января 2022 года отменяется обязательное требование по отдельному обращению с заявлением в налоговые органы о возврате отрицательной суммы НДС [2, с.399].

Кроме того, Указом Президента Республики Узбекистан № УП-6306 от 7 сентября 2021 г. «О дополнительных мерах по стимулированию предприятий-экспортеров» в целях наращивания экспортного потенциала предприятий, укрепления конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках: предоставлена возможность отсрочки (рассрочки) на 120 дней уплаты таможенных платежей без начисления процентов и истребования обеспечения оплаты по ним для предприятий, экспортировавших готовую текстильную продукцию на сумму более $1 млн. в течение последних 12 месяцев при ввозе ими комплектующих изделий, сырья и материалов для основного и вспомогательного производства; на срок до 31 декабря 2021 года приостанавливается применение штрафных санкций в отношение хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям, а также взыскание штрафных санкций, наложенных до вступления в силу настоящего указа [4, с.5].

В перспективе преобразования в налоговой и таможенной сферах будут и дальше продолжаться. Так, приоритетными направлениями развития сферы налогообложения на ближайшую перспективу определены: упрощение налогового администрирования, в частности, оптимизация контрольных функций налоговых органов, создание новых стимулов для экспортеров, в том числе — участников специальных экономических зон; формирование электронной базы данных налоговых и таможенных органов, в особенности создание условий для своевременной уплаты или возврату НДС; отмена процедуры применения финансовых санкций за несвоевременное представление отчетности субъектами предпринимательства; с 2022 года снижение ставки налога на имущество с 2 % до 1,5 %, благодаря чему в распоряжении предпринимателей останется около 600–700 млрд. сумов в год; с 2023 года введение единого налога на недвижимость, объединяющего имущественный и земельный налоги юридических лиц; с 2023 года снижение ставки НДС с 15 до 12 %; снижение ставки налога на прибыль с 20 % до 15 % для всех предпринимателей; снижение ставок ввозных пошлин на сырье и полуфабрикаты; продление еще на 3 года налоговых льгот на завоз в республику грузовых автомобилей и железнодорожных вагонов.

Отдельные направления налоговых реформ уже внедрены на практике, а другие будут реализованы в перспективе на основе специально создаваемых экономических инструментов что предусматривается, снижение ставки НДС на 3 % в первую очередь на себе почувствует бизнес, в том числе участники специальных экономических зон. Снижение налоговой нагрузки будет сопровождаться расширением налоговой базы, в том числе за счет упорядочения налоговых льгот и охвата оборотов, а с которых в настоящее время не уплачиваются налоги. С 2022 года планируется увеличить инвестиционные вычеты и амортизационные отчисления. Предусматривается, что норма инвестиционных вычетов и нормы амортизации при исчислении налога на прибыль возрастут в среднем в 2 раза, что будет стимулировать рост инвестиций в приобретение основных средств. Так, по компьютерам, они увеличатся с 20 до 40 % в год, по силовым машинам и оборудованию — с 8 до 15 %, по зданиям — с 3 до 5 %, по сооружениям — с 5 до 10 %. Это будет налоговый стимул, снижающий сумму налога на прибыль и не влияющий на себестоимость производимой продукции. При этом налоговый учет будет отделяться от бухгалтерского учета. В 2020 году начисление амортизационных отчислений составило 25 трлн сумов, а после повышения норм амортизации в целях налогового учета эта сумма увеличится примерно на 40 %, или около 10 трлн. сумов в год будет дополнительно вычитаться из налоговой базы по прибыли. Кроме того, увеличение инвестиционных вычетов даст еще предприятиям 500 млрд. сумов. Это позволит дополнительно оставить в распоряжении субъектов предпринимательства порядка 1,5 трлн. сумов, что ускорит возврат инвестиций. Предусматриваемые изменения оставят в распоряжение бизнеса значительные средства, в частности, по налогу на прибыль — более 1,5 трлн. сумов, по НДС при — снижении ставки с 15 до 12 % порядка 11 трлн. сумов, налога на имущество около 500 млрд. сумов [2, с. 210].

Меры по увеличению норм амортизации и инвестиционного вычета позволят субъектам предпринимательства, в том числе субъектам специальных экономических зон, создать благоприятные условия для возмещения вложенных инвестиций.

Литература:

  1. Указ Президента Республики Узбекистан «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» от 28.01.2022 года № УП-60.
  2. Тошкулов А. Х., Шарипов К. А., Эшов М. П. Новый Узбекистан: шаги социально-экономического развития. Учеб.пособ.-Т.: “Маънавият”, 2021. — стр.792
  3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 г.№ ПП-5101 «О мерах по дальнейшему развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры специальных экономических и малых промышленных зон».
  4. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-6306 от 7 сентября 2021 г. «О дополнительных мерах по стимулированию предприятий-экспортеров».
Основные термины (генерируются автоматически): зона, США, доллар США, специальная экономическая зона, проект, Узбекистан, долл, млрд, сум, сумма.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Необходимость формирования и концепция развития учетных систем на предприятиях агропромышленного комплекса в условиях вступления ВТО

Риски социально-экономических отношений супругов в современном обществе, вызовы и пути их решения в аспекте психологии

Перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы

Особенности выделения и согласования интересов стейкхолдеров в рамках развития рекреационного потенциала региона

Особенности реализации структурных преобразований в условиях реформирования экономики Узбекистана

Направления совершенствования инновационной политики атомной энергетики в современных условиях

Роль свободных экономических зон в развитии промышленности в Таджикистане

Технологическое обоснование повышения эффективности функционирования агромелиоративных машин для хлопководства в условиях Туркменистана

Подходы к определению механизмов укрепления экономического потенциала Республики Таджикистан

Похожие статьи

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Необходимость формирования и концепция развития учетных систем на предприятиях агропромышленного комплекса в условиях вступления ВТО

Риски социально-экономических отношений супругов в современном обществе, вызовы и пути их решения в аспекте психологии

Перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы

Особенности выделения и согласования интересов стейкхолдеров в рамках развития рекреационного потенциала региона

Особенности реализации структурных преобразований в условиях реформирования экономики Узбекистана

Направления совершенствования инновационной политики атомной энергетики в современных условиях

Роль свободных экономических зон в развитии промышленности в Таджикистане

Технологическое обоснование повышения эффективности функционирования агромелиоративных машин для хлопководства в условиях Туркменистана

Подходы к определению механизмов укрепления экономического потенциала Республики Таджикистан

Задать вопрос