В данной статье будет рассмотрен бенчмаркинг, как инструмент улучшения имиджа банка. Определены основные направления и перспективы развития российской банковской системы.
Ключевые слова: бенчмаркинг, имидж, банк, цифровизация, конкурентоспособность.
Необходимо отметить, что в основе бенчмаркинга лежит не просто наблюдение за потенциальным конкурентами или партнерами с целью выявления их методов и подходов к обучению и развитию персонала. В основе бенчмаркинга лежит философия постоянной оценки состояния системы обучения и развития и регулярного наблюдения за лучшими практиками на рынке.
Основной задачей применения бенчмаркинга является изучение деятельности наиболее конкурентоспособной организации для выявления её сильных сторон и получения важной информации с применением сервисных методов с целью извлечения опыта, необходимого для улучшения функционирования предприятия сферы сервиса и достижения более высокого уровня обслуживания клиентов [1, с. 40].
Существуют различные виды бенчмаркинга, которыми руководствуются предприниматели в зависимости от миссии организации, основных целей и приоритетных направлений, которые определяются при разработке и реализации долгосрочных стратегий успешного развития предприятия сферы сервиса.
В данном исследовании представляет интерес роли бенчмаркинга, как инструмента улучшения имиджа банка. Банковская отрасль является основным каналом движения денежной массы между различными хозяйствующими субъектами. По количеству действующих банков российский рынок банковских услуг занимает одну из лидирующих позиций в мире, но наблюдается тенденция к сокращению его количества. Развитие рынка нестабильно, потому что за последние 20 лет экономика страны пережила два кризиса.
Несмотря на большое количество участников рынка, концентрация рынка высока, а рыночные силы распределены неравномерно.
Основной тренд на рынке банковских услуг — это цифровизация и инновации во внутренней работе банка и сотрудничестве с клиентами.
Характеристики рынка банковских услуг во многом зависят от денежного обращения, обменных курсов, колебаний мировых цен, внешней и внутренней политики страны и стадии экономического роста. Поэтому государственная поддержка, особенно в период нестабильности, очень важна.
В развитых странах программы бенчмаркинга поддерживаются на государственном уровне, и считается, что благодаря этому выигрывает экономика страны в целом. Создаются специальные бенчмаркинговые объединения, торгово-промышленные палаты, ассоциации банков, одной из целей которых является обмен бизнес-информацией и распространение успешного опыта.
Большинство примеров бенчмаркинга связано с внедрением российскими компаниями зарубежного опыта. Многие считают, что западный опыт в России не всегда можно применить, однако специалисты крупных холдингов и банков находят эффективные способы его привязки к отечественной специфике.
К примеру, лидеры мирового банковского бизнеса используют такие информационные технологии, которые позволяют проводить расчеты в считанные минуты в режиме реального времени с применением технологии бесконтактных платежей и устройств мобильной связи. Это можно взять на вооружение многим коммерческим банкам в России.
В современных реалиях, способствует увеличению прибыльности и объема продаж, расширению ассортимента и знаний клиентов об уникальных качествах продукции и услуг, закреплению на конкретном сегменте и реализации долговременной программы развития [2, с. 51].
Важной особенностью развития отношений стало наличие конкуренции. В настоящее время Россия развивает конкурентоспособную корпоративную структуру и доминирует во всех сферах бизнеса, включая банковскую.
Поэтому существует острая необходимость в реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности банковских продуктов и услуг, созданию конкурентного рынка, созданию конкурентных преимуществ для банковского преподавателя и расширению сферы действия стратегии устойчивого роста банковского сектора.
Итак, конкурентоспособность банковской системы является общим инструментом и ключевым звеном в решении проблемы повышения конкурентоспособности и непосредственно имиджа банковской системы России.
Как показывает анализ, основными причинами низкой имиджевой конкурентоспособности российских банков являются:
- Относительно небольшой пакет акций и активов (единственное исключение — ПАО «Сбербанк»).
- Почти все российские банки имеют меньшую привлекательность бренда по сравнению с иностранными банками. В глазах россиян они бесполезны или важны для крупных международных банковских брендов (по этому вопросу проводились специальные исследования.
- Российские банки имеют слабые региональные отделения и другие дочерние компании, особенно в регионе (исключение составляет только Сбербанк).
- Качество обслуживания клиентов отстает от международных стандартов (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых крупных городов).
Поэтому главной целью развития имиджа банковской отрасли в среднесрочной перспективе является повышение диверсификации, конкурентных преимуществ, имиджа, а также ускорение экономического развития.
Что касается основных направлений и перспектив развития российской банковской системы, то в настоящее время обозначены следующие аспекты:
– дальнейшее снижение ЦБ РФ ключевых процентных ставок;
– повышение за счет законодательного упрощения его регулирования и льготного налогообложения банковского капитала;
– капитализация банковской системы, содействие консолидации банковского сектора путем предоставления капитала крупнейшим банкам для приобретения малых и средних обанкротившихся банков;
– повышение минимальных требований к собственному капиталу (капиталу) кредитных организаций;
– улучшение кредитоспособности процедуры реструктуризации учреждений;
– расширение объема государственных гарантий (особенно субсидирование процентных ставок, разработка и реализация кредитных схем для стратегических инфраструктурных проектов и т. д.).;
– повышение прозрачности и технологичности банковской системы за счет законодательства, регулирующего использование банками технологий дистанционного обслуживания клиентов [3, c. 79].
Итак, можно сделать вывод, что бенчмаркинг — не только передовая технология конкурентного анализа, но и концепция, предполагающая развитие у банка стремления к непрерывному совершенствованию и поиску новых идей, а также к адаптации в условиях меняющегося рынка банковских услуг.
В условиях общей экономической нестабильности, возросшей межбанковской конкуренции и снижения доходности классических банковских операций российские кредитные организации вынуждены использовать в своей работе самые современные технологии и инновации.
Будущая банковская тенденция заключается в персонализации услуг в режиме реального времени с упором на пользовательский опыт. В современном мире преобразование данных в информацию не только сохраняет их, но и быстро и качественно анализирует, передает эту информацию потребителям практически в режиме реального времени.
Необходимо отметить, что стимулирвание инноваций в банках является появление необанков, а также финтех-стартапов. Традиционные клиенты банков все чаще конкурируют с новыми игроками рынка, которые часто предлагают лучшие условия и услуги и более гибкие. Это катализатор ускорения цифровизации традиционных банков и стимул для технологических компаний к активному сотрудничеству в разработке решений, которые можно внедрить в банковские бизнес-модели.
Литература:
- Бондарчук О. П., Бешкок Е. А. Анализ банковского сектора Российской Федерации в современных условиях // Аллея науки. — 2021. — № 15. — С. 39–43.
- Заернюк В. М., Попова А. М. Пути повышения конкурентоспособности национальной банковской системы российской Федерации // Сервис +. 2019. № 4. — С.49–54.
- Отварухина Н. С. Управление конкурентоспособностью / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 336 с.