В данной статье рассматривается история развития научных основ концепции экологической безопасности, приводятся актуальные точки зрения различных учёных. Исследуется многогранное понятие экологической безопасности, его основные черты, цель и задачи реализации государственной политики в области экологической безопасности. Изучаются нормативно-правовые документы, регулирующие данную сферу общественных отношений.
Ключевые слова: научное понятие экологической безопасности, нормативно-правовые акты, государственная экологическая политика, классификации экологической безопасности, концепция экологической безопасности.
В наше время в современном мире актуальным проблемам экологии уделяется достаточно высокое внимание как учеными, юристами, так и государственными и общественными деятелями, гражданами. Это взаимосвязано с главной причиной: ухудшение состояние окружающей среды, которое влияет на дальнейшее существование человечества. Поэтому экологическая безопасность и защита окружающей природной среды являются приоритетными задачами и требуют своевременного принятия правильных и грамотных решений. Ещё в 20 века начали закладываться научные основы концепции экологической безопасности. Рассмотрим это подробнее на примере зарубежных учёных. Спорринг Э. в своём труде «Environmental Security: A conceptual investigating study» пишет, что исторически проблемы экологии были в международной повестке дня, но никогда не существовали в той форме, в которой мы видим сегодня. В конце 20 — начале 21 века, а в особенности с 2007 года, когда были опубликованы в Отчётах Межправительственной группы по изменению климата (МГЭИК) выводы исследований об изменения климата, данные вопросы от антропогенной деятельности выдвинулись на первый план в вопросах обеспечения безопасности. Проблемой защиты окружающей среды также была заинтересована общественность. [1, С. 33]
Мартиновский в статье «Environmental security and classical typology of security studies» пишет, что экологическая безопасность на протяжении очень длительного времени в рамках исследований занимает значимое положение: некоторые исследователи отрицают существование экологических угроз, другие же уделяют им очень пристальное внимание, третьи против проведения исследований. Имеет место быть концептуальным дебатам о положении экологической безопасности. [2, C. 11–13]
Вопросами обеспечения экологической безопасности когда то занимался и Римский клуб. Это была основанная в 1968 году международная общественная ассоциация экономистов, бизнесменов, различных учёных, занимающихся исследованиями в сфере естественных наук. Важнейшая задача данной ассоциации заключается в составлении прогнозов развития общества. Представители клуба, в том числе, предлагали определенные способы предотвращения и преодоления приближающегося экологического кризиса, катастрофы. В этой организации выдвигались разные концепции. Демографы, социологи, исследователи формулировали следующие положения: [3, С. 102]
– Концепция ограниченного роста;
– Концепция глобального управления окружающей природной средой;
– Концепция экологической революции;
– Концепция охраны и развития и другие.
По вопросу формулирования понятия экологической безопасности в настоящее время не существует единого подхода. В некоторых работах исследователей экологическая безопасность определяется как защищённость «объектов безопасности от угроз со стороны загрязнённых природных объектов» или же, как защита «населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В первом случае для экологической безопасности существенной угрозой выступает только лишь объекты природного мира. Во втором же случае это может быть и то, что создано руками человека. [4, С. 311]
Экологическая безопасность является понятием, которое похоже на безопасность жизнедеятельности, ведь в обоих случаях подразумевается защита человека от негативных антропогенных факторов, обеспечение надлежащих условий его существования. Проблемы экологической безопасности непосредственно взаимосвязаны с научно-техническим прогрессом, с развитием производительных сил, а это, в свою очередь, уже обуславливает её разрешение с помощью достижения долгосрочных целей и выполнения задач стратегического формата. Обеспечение экологической безопасности требует разработки конкретно определенной экологической политики, которая будет включать в себя цели, принципы, задачи и конкретные меры, направленные на охрану природы и обеспечение гармоничного существования человека и окружающего его мира. Основные направления, которые смогут обеспечить экологическую безопасность, следует отметить следующие [5, С. 546–548]:
– Бережное использование всех природных ресурсов;
– Реализация ориентированных на рациональное природопользование программ;
– Фундаментальная трансформация характера производства на основе учёта возможных от него последствий для экологии;
– Внедрение инновационных, самых модернизированных технологий в природную среду;
– Экологическое воспитание человека;
– Развитие сотрудничества в сфере экологии на международном уровне;
– Природоохранные мероприятия
Иностранные учёные имеют свою позицию по поводу понятия экологической безопасности, в которое входит широкий круг тем: нарушение экосистем, энергетические проблемы, проблемы, связанные с народонаселением, проблемы с продовольствием, экономические проблемы, гражданские споры. Наиболее полное определение будет следующим. Экологическая безопасность представляет собой взаимодействие природной среды и людей для обеспечения защиты каждого человека, самого общества и государства, окружающего мира от угроз, исходящих от природных объектов, которые были в процессе техногенных факторов, а также в итоге хозяйственной деятельности человеческого сообщества. Субъектами экологической безопасности выступают индивиды, общество, государства и международное сообщество в целом. Объектами экологической безопасности можно считать законные и значимые права, свободы и интересы индивидов, в том числе их право на благоприятную окружающую среду; общество с его культурой; природная среда как основа для благополучия для настоящего и будущих поколений. Основная задача концепции экологической безопасности заключается в обеспечении максимально безопасного сосуществования людей в условиях различных экологических угроз и проблем техногенного и природного характера, охрана окружающей среды и защита экосистем. Действиями по реализации концепции экологической безопасности выступают федеральная и региональная политики в защиты окружающей среды. Это выражается в нормативно-правовом закреплении положений охране жизни и здоровья индивидов, интересов общества, государства и всего человечества в целом. [6, С. 85–86]
В соответствии с мнением Глушко О. А. (2015) концепция обеспечения экологической безопасности заключается в следующих положениях [7, С. 15–19]:
– Имеет внешнюю форму выражения в официально-действующих документах нормативно-правового характера;
– Показывает уровень состояния экологической безопасности в стране; формируется позиция государственных органов по данному вопросу;
– Является одновременно сочетанием социально-политического и нормативно-правового моментов;
– Представляет собой форму осуществления политики страны в области обеспечения экологической безопасности.
Существуют различные классификации экологической безопасности. Международная экологическая безопасность представляет собой неотъемлемый элемент всеобщей международной безопасности; состояние защищенности особо значимых экономических составляющих Земли для сохранения человеческого бытия и поддержания природного экологического баланса во всей системе. Экологическая безопасность индивида является взаимодействием между человеком и природной средой, при этом концепция предполагает, что угрозы безопасности в 21 веке исходят из конкуренции между человеком и природой. Индивидуальная безопасность человека все чаще рассматривается в рамках национальной безопасности государств. Государство выступает гарантом обеспечения права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение вреда, причинённого жизни, здоровью или имущества субъекту права экологическим правонарушением. [8, ст. 42]
В структуру экологической безопасности следует включать следующие элементы:
1) Объект, который подлежит охране и защите, его значимые интересы;
2) Субъекты обеспечения экологической безопасности;
3) Угрозы объектам и их важным интересам, безопасность которых должна быть обеспечена;
4) Система мер обеспечения экологической безопасности;
5) государственная и региональная экологическая политика как совокупность концептуальных положений
Государственная экологическая политика находит своё отражение в различных программных документах, концепциях, стратегиях, принятых государственными органами. Перечислим перечень таких документов в нашей стране: [6, С. 86–88]
– Экологическая доктрина РФ, принятая Распоряжением Правительства РФ в 2002 году;
– Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная указом Президента РФ в 2015 году;
– Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года, утвержденная приказом Президента РФ в 2017 году;
– Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ в 1996 году;
– Основы государственной политики в области экологического развития нашей страны на период до 2030 года, утвержденные Президентом РФ до 2012 года и другие.
Указом Президента РФ «Вопросы Совета Безопасности РФ» от 06.05. 2011 года № 590 была утверждена Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. Представляет собой внутригосударственный институт, основная задача которого заключается в реализации возложенных на Совет Безопасности Российской Федерации обязанностей в сфере обеспечения экологической безопасности России.
Имеются определенные пробелы в праве, которые нужно устранить; проблемы обеспечения экологической безопасности, необходимые в обозримом будущем разрешить. У нас не сформировалась целостная экологическая политика, многие программные документы и проекты, которые содержат в себе информацию о мерах экологической безопасности, носят лишь декларативный характер. Некоторые подзаконные акты противоречат друг другу. Одна из наиболее актуальных экологических проблем в нашей стране — природоёмкая структура её экономики. Например, значительная часть добываемых ресурсов направляется на обеспечение обрабатывающих сфер промышленности. Наша страна является участником различных международных правовых конвенций, соглашений, организаций. Но при этом нет в достаточном количестве материальных средств для полноценного обеспечения реализации политики экологической безопасности. Нужно решать управленческие, организационные, политические и правовые проблемы в сфере обеспечения экологической безопасности. [6, С. 86–88]
Таким образом, экологическая безопасность — это состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне — государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Существует объективная необходимость совершенствования национальной политики и механизма её реализации в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Литература:
- Jonsson, E. S. (2009). Environmental Security: A conceptual investigating study. Jonkoping university
- Martinovsky, P. (2011). Environmental security and classical typology of security studies. The science for population protection, 2/ 2011. Retrieved from http: www. population-protection. eu/ prilohy/ casopis/ eng/ 9/ 38. Pdf
- Келина, Н.Ю. (2009). Экология человека. Ростов н/Д: Феникс.
- Экология, охрана природы и экологическая безопасность. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 384 с.
- Джоробеков, Ж. М. Экологическая безопасность: понятие и содержание / Ж. М. Джоробеков, А. Т. Туратбекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 546–548.
- Ворончихина Д. Н. Современные концепции экологической безопасности. Проблемы реализации экологической политики в Российской Федерации // Дискурс-Пи. 2019. № 4 (37).
- Глушко О. А. (2015). Понятие и содержание концепции экологической безопасности Российской Федерации. Научный журнал КубГАУ, № 109 (05).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020.