Развитие современного общества дало человечеству необычайно сильный прорыв во всех сферах жизнедеятельности, включая и развитие экономики. По мере развитие экономики, имеют место быть и негативные факторы, такие, как теневая экономика, которая приобретает в мире новые масштабы.
Понятие теневой экономики не является чем-то новым, данное явление наблюдалось и ранее в капиталистических странах.
Теневая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, развивающуюся вне государственного контроля и какого-либо учета, в связи с этим данную деятельность нельзя отразить в официальной статистике.
Российский ученый Владимир Игоревич Богачев дает следующее понятие термину «Теневая экономика»: «Теневая экономика — это результат жизнедеятельности отдельной части граждан общества (физические и юридические лица) в системе производственных отношений: «производство — распределение — обмен — потребление материальных благ» в нарушение действующих экономических и юридических законов, правовых и моральных норм поведения — обеспечивают себе прибыль без уплаты налогов и других платежей, чем наносят непоправимый вред обществу, препятствуя повышению уровня жизни всего населения страны».
Теневую экономику также называет скрытой в связи с тем, что ее результаты скрыты не только от общества, но и от государства. Тем самым данная сфера выходит из учета и контроля. Она развивается стихийно в обход имеющихся законов и установленных правил. Доходы в этом случае не облагаются налогом, что наносит ущерб государству.
Данные о теневой экономике в России наглядно представлены в таблице Федеральной службы государственной статистики: [1]
Как мы видим, в Российской Федерации на теневую экономику приходится достаточно большой объем денежных средств.
Можно привести основные причины развития теневой экономики:
- Высокое налоговое бремя. В развитых странах «гнет законов» также толкает многих предпринимателей на организацию подпольного производства обычных товаров и услуг, где трудятся в основном нелегальные эмигранты и безработные;
- Бюрократические процедуры. Это явление чаще всего встречается в развивающихся, а не развитых странах;
- Высокие угрозы со стороны государства закрытия предприятия или организации;
- Отсутствие высоких заработных плат в официальном секторе;
- Попытка работников и собственников избежать излишнего государственного регулирования;
- Нестабильное законодательство по налогам, платежам и экономической деятельности.
Теневая экономика порождает ряд негативных последствий, что отрицательно сказывается на экономике государства в целом. Вот лишь некоторые из этих последствий:
– Сокращение объемов налоговых сборов, в результате чего этого растёт налоговый рост на легальный сектор экономики.
– Снижение конкурентоспособности легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу «в тень».
– Усиление коррупции, что также негативно отражается во многих сферах экономики.
– Усиление влияние неконтролируемых крупных финансовых ресурсов на государственную политику, на средства массовой информации, на избирательные компании различного уровня, что, в свою очередь также способствует развитию коррупции.
– Перераспределение национального дохода в пользу элитной части общества, обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой экономикой.
– Утечка капиталов в зарубежные страны, обычно в оффшорные зоны.
– Расширение неконтролируемой торговли низкокачественными товарами.
– Трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества.
– Развитие и рост преступности, изготовление товаров, запрещенных к обороту.
По данным Банка России основной спрос на теневые финансовые услуги в 2021 году, формировался в строительном секторе (35 %), торговле (27 %) и секторе услуг (20 %).
В Российской федерации с теневой экономикой борются различные организации, например: Федеральная налоговая служба, специализированные подразделения Министерства Внутренних дел, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба.
Учитывая специфику экономики Российской Федерации, можно предложить следующие методы с уменьшением теневого сектора в экономике:
– Совершенствование налогового законодательства. Власти часто перегибают палку с той или иной инициативой, добиваясь в итоге прямо противоположного результата. Высокие налоги и сложная налоговая система приводят к тому, что бизнес ищет, где он может заплатить меньше и проще.
– Поддержка малого и среднего бизнеса, предоставление грантов, льготного кредитования, различных мер финансовой поддержки молодых предпринимателей со стороны государства.
– Повышение юридической и экономической грамотности населения, в том числе введение уроков финансовой грамотности в образовательных учреждениях, формирование позитивного образа легальной хозяйственной деятельности.
– Борьба с коррупцией, ужесточение уголовного законодательства за коррупционные преступления.
– Урегулирование НДС. В пример можно привести Германию, где был снижен НДС для гостиничного бизнеса, с 19 % до 7 %. Данная мера позволила сократить прием нелегальных рабочих и вывести сектор из тени.
– Борьба с криминальным бизнесом и организованными преступными группами.
Отдельно следуют отметить введение цифровой валюты. «Цифровой рубль» — это цифровая форма российской национальной валюты, которую Банк России планирует выпускать в дополнение к существующим формам денег. [2] После широкого общественного обсуждения инициативы создания цифрового рубля Банк России подготовил концепцию, которая предусматривает использование двухуровневой розничной модели. Эмитентом цифрового рубля является Банк России Цифровой рубль — обязательство Банка России. Банк России открывает кошельки финансовым организациям и Федеральному казначейству, а также кошельки физическим и юридическим лицам по их поручению через финансовые организации. Клиентам, финансовым организациям и Федеральному казначейству открывается только один кошелек в цифровых рублях. На размещенные в кошельках цифровые рубли не начисляется процентный доход на остаток. Средства на кошельке будут доступны клиенту через любую другую финансовую организацию, где он обслуживается.
Данное нововведение поспособствует к выходу экономики из теневого сектора, сделает финансовые операции более прозрачными.
Литература:
- Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/);
- Центральный банк Российской Федерации (https://cbr.ru/).