В данной статье говорится о влиянии православно-духовных ценностей на современную молодежь.
Ключевые слова: православие, пасха, добро и зло, мораль, религия.
Православная культура на протяжении многих лет прививает человеку такие качества как смирение, терпение, любовь к родине. Без знания основ православной культуры и традиций учащимся многое непонятно при изучении литературы, истории, мировой художественной культуры, обществознания, так как в современные учебники включен материал по библейской истории, православной художественной культуре, истории Русской православной церкви. Каждый студент должен иметь элементарное представление о совести, осознавать добро и зло, объясняя свои поступки, одобрять или осуждать их, уметь, при отсутствии контроля, соответствии с социальными нормами, не нарушать их. К сожалению, многие образовательные учреждения не защищены от негативных влияний общества в целом, поэтому необходимо учитывать недостатки семейного воспитания детей, и, во-вторых, преподаватели не могут прививать студентам такие ценности, которыми они не обладают. В данной статье в качестве испытуемых были студенты разных вузов и разных специальностей. Результаты показали, что многие студенты руководствуются в своей жизни исключительно эгоцентрическими или ложными просоциальными чувствами, далеки от ортодоксальной религии и культуры и могут быть отнесены к атеистам. На мой взгляд, выходом из сложившейся ситуации является приобщение к ценностям православной культуры всей обучающейся и студенческую молодежь через введение в учебный процесс обязательных предметов православного содержание.
Очевидно, в этом направлении сейчас предпринимаются шаги. Я не считаю, что воспитание современных студентов молодежи на принципах православной культуры означает только привлечение их к обрядам, национальным традициям. Православное образование — это не знакомство с внешней стороной православия [1]. Православное воспитание — это укрепление ценного и чуткого костяка в личности человека, что позволит отстоять добро, и любовь в их дальнейшей жизненном пути, не сломаться под натиском давление повседневных невзгод, что значит не потерять смысл жизни [2].
Кубанский Государственный университет сейчас начинает работу по составлению проекта по подготовке будущих специалистов дошкольного образования с ориентацией на православную культуру в тесном сотрудничестве с Православной Церковью, дошкольными образовательными учреждениями, городскими и республиканскими вузами, а также колледжем при нашем университете. Целью такого проекта является реализация принципа преемственности православного образования на всех образовательных учреждениях. На Рождество Христово и Светлый праздник Пасхи проходят традиционные праздничные встречи. Ребята принимают активное участие в викторинах, конкурсах, узнают о церковных традициях и обрядах. Регулярно для воспитанников проводятся встречи направления «теология» со священниками храмов Проведение подобных мероприятий способствуют воспитанию у несовершеннолетних уважительного отношения к нравственным нормам, традициям, формированию духовно-нравственных ориентиров, приобщению к русской культуре.
Для реализации принципов духовно-нравственного воспитания и эффективности выбранных методов и приемов необходимо использовать определенные инструменты, которые представляют наследие духовно-нравственной культуры. Средства обучения в современной педагогике включают художественную и научную литературу, радио, телевидение, произведения изобразительного искусства, театр, кино. Согласно теории В. В. Зеньковского, к средствам духовно-нравственного воспитания прежде всего относятся икона, молитва и храм. В период чтения житий святых, рассказов о святых местах и подвижниках становятся яркими визуальными впечатлениями. По мнению ученого, в дальнейшем, когда человеку необходимо четкое понимание того, что духовно-нравственная жизнь требует от человека большого внутреннего напряжения, силы воли, готовности и умения противостоять самым возможным искушениям — молитве и вере, музыке, лучшие произведения мировой литературы, красота природы и вообще все, что согревает душу ребенка, может стать активным средством воспитания. В.Зеньковский также подчеркивает важность литературного творчества в формировании духовно-нравственного мира Литературные произведения способствуют развитию собственной этической позиции. Отмечая значение литературы как средства духовно-нравственного, религиозно-эстетического воспитания, В. В. Зеньковский уделяет особое внимание духовной литературе. По словам В. В. Зеньковского, слова имеют большую силу в духовно-нравственном воспитании, они «осветляют, если их зажгли; они действуют, если за словом стоит вдохновение, горячий и глубокий восторг того, кто произносит слова» [3]. Однако важно, чтобы слушатели воспринимали их с открытым сердцем, воспринимали без иронии. Это требует духовной и эмоциональной гармонии [4]. Следует отметить, что В. В. Зеньковский придает иконе большое воспитательное значение. Он подчеркивает, что это воплощение Бога для нас в видимой и доступной форме. Процесс духовно-нравственного воспитания студентов означает обновление их жизни и мыслей более высоким смыслом, что проявляется в их отношении к своему национальному и мировому духовному наследию, нашей истории, обычаям, традициям, обрядам, культуре, языку, религии, поиску идеал и смысл жизни. Таким образом, воспитательная концепция В. В. Зеньковского направлена на воспитание духовно и нравственно богатого человека; он способствует применению моральных и этических норм, развитию детских инициатив и влиянию на эволюцию чувств, воли, характера и нравственности [4].
Важнейшую роль в формировании духовных ценностей на потенциал студентов Кубанского Государственного Университета играют духовники Екатеринодарской духовная семинарии города Краснодара, которые регулярно проводят беседы со студентами направления «Теология. На мой взгляд, воспитательное воздействие должно затрагивать не только одно направление, но и весь университет в целом. Во-вторых, образовательная среда Екатеринодарской семинарии для воспитания уровня духовно-нравственной культуры личности должна быть дополнена такими организационными структурными компонентами, вечерняя школа для студентов, православный летний лагерь христиан, в который следует приглашать студентов не только из вузов Краснодара, но и всех желающих из других городов. В-третьих, для того, чтобы повысить уровень духовности студента, нужно включить в учебный план нескольких вероучительных дисциплин, таких как «Основы Православной веры», «Церковнославянский язык». Они непосредственно влияют не только на повышение уровня духовности, но и на формирование лингвистической культуры. Это поможет избежать употребление молодежи в повседневной речи ненормативной и сленговой лексики, ориентации к негативным социальным явлениям (курение, алкоголь).
Участие в религиозных традициях создает особую развивающую среду. Студенты вузов получают новые знания, меняют представление о жизни. Изучение основ православной культуры позволяет узнать историю нашей страны, а также обеспечить духовно-нравственное созревание личности. Воспитание православных ценностей позволяет воспитать личность, способную на подвиги, заложить нравственный идеал у современной молодежи.
Литература:
- Бородина А. В. Основы православной культуры: учебник для средней и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — М., 2002.
- Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998. — 14 с.
- В.Зеньковский // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 897–900. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25620/
- Родные святыни: сб. ст. по православному краеведению. — Новокузнецк: 2001–2002. — Вып. 1, 2. — 114 с.