Художественное воспитание в жизни дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Художественное воспитание в жизни дошкольника / Е. Э. Михайлова, Т. В. Москвичева, Е. Г. Ефимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/433/94986/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста по праву является рисование, являющееся важнейшим элементом художественного воспитания.

Актуальность художественного воспитания детей дошкольного возраста определяется тем, что оно является одним из направлений сложной структуры воспитательной деятельности в период детства, формирующие качественные характеристики личности ребенка.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы проанализировать роль рисования как элемента художественного воспитания в жизни дошкольника.

Художественное воспитание понятие очень широкое. В него входит воспитание художественного отношения к природе, к труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако необходимо отметить, что познание искусства является настолько многогранным и своеобразным, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания, как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Существует достаточно большое число исследований, посвященных художественному воспитанию. Соответственно, это является причиной существования достаточно большого числа дефиниций. Нами были рассмотрены те, которые наиболее четко отвечают цели нашего исследования.

В частности, художественное воспитание в понимании В. И. Волынкина — это «целенаправленно формируемая потребность и способность ребенка осваивать и создавать мир духовных ценностей» [2].

Согласно В. Н. Шацкой художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [7].

Исследователи как правило, выделяют следующие компоненты художественного воспитания [6]:

  1. Развитие художественного восприятия, которое должно охватывать широкий спектр эстетических явлений.
  2. Овладение знаниями, которые направлены на понимание искусства, а также умение выражать свое мнение по вопросам художественного отражения реальности. Результатом этого становится умение анализировать содержание, нравственную и эстетическую стороны искусства.
  3. Формирование художественного вкуса ребенка. Это помогает в последующем воспринимать и переживать прекрасное, чувствовать красоту и гармонию произведений искусства, а также повышать культуру поведения.
  4. Художественное творчество. Приобщение к творчеству способствует развитию склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Являясь ведущим способом художественного воспитания дошкольников, а также основным средством развития творческих способностей с самого раннего возраста, художественная деятельность выступает как содержательное основание художественного воспитания ребёнка и представляет собой систему специфических действий, которые направлены на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Основными результатами художественного воспитания в раннем возрасте является формирование у детей воображения, творческого мышления, чувства художественного восприятия, становления духовно-нравственных ценностей, развитие творческих и художественных способностей.

Необходимо отметить, что блок, посвященный искусству, содержится в большей части многочисленных образовательных программ [5].

Основным видом деятельности художественного воспитания у детей раннего возраста в детском саду является изобразительное искусство.

Проанализировав тематическую литературу, мы выделили следующие методы рисования, применяемые для детей раннего возраста:

1) Рисование кистью;

2) Рисование тычком;

3) Рисование примакиванием;

4) Рисование пальчиком;

5) Рисование ватными палочками.

Занятия для детей дошкольного возраста длятся как правило не дольше 30 минут (в зависимости от возрастной группы, время немного варьируется), включая в себя организационный момент, основную работу, минутку разминки, а также подведение итогов занятия.

На занятиях дети отрабатывают умение работать с художественным материалом, а также таким навыкам как: правильно держать кисть, карандаш, рисовать точки, линии, пятна, круги. В процессе работы на занятиях дети создают рисунки с использованием различных художественных материалов (например, краски, карандаши, фломастеры, мелки). Воспитатель также организует выставки работ.

Были реализованы следующие педагогические проекты в рамках художественного воспитания детей раннего возраста:

1. «Готовимся к Пасхе»;

2. «Елочка — красавица»;

3. «Весна-красна»;

4. «Любимые сказки»;

5. «Все профессии хороши».

В детском саду нами предлагаются следующие мероприятия по художественному воспитанию детей в направлении «рисование».

Необходимо отметить, что стимулом для развития фантазии и воображения у детей раннего возраста являются незаконченные рисунки, неопределенные по форме образы и пятна, описания необычных, новых свойств предметов. Поэтому выполнение предлагаемых нами заданий будет способствовать не только развитию воображения и фантазии, то и совершенствованию художественных способностей детей раннего возраста.

Нами предлагаются две методики.

  1. «Дорисуй фигуру».

Способствует развитию навыка создавать целостный образ на основе геометрических фигур с использованием красок.

В задачи при этом входит: научить детей аккуратности в работе, видеть границы рисунка, развить самостоятельность при выборе цвета и выполнении задания.

Занятие начинается с эмоциональной настройки детей на положительный результат, после чего педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них пунктиром кругами. Задача воспитателя при этом — сделать установку на то, что необходимо раскрасить каждую фигуру, используя поролоновый тампон и краски. Выбор цвета и способа закрашивания фигур ребенок остается за ребенком. Из полученных продуктов художественной деятельности детей воспитатель организует «выставку» для родителей.

  1. «Фантазия».

В задачи данной методики входит: научить ребенка создавать целостный образ на основе геометрических фигур, используя при этом краски, карандаши, фломастеры и т. д.

Такого рода деятельность развивает воображение и фантазию, логическое мышление, а также стимулирует самостоятельность при выборе цвета и выполнении задания.

Занятие начинается с эмоциональной настройки детей на положительный результат, после чего воспитатель раздает детям листы бумаги и предлагает посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента (например, дорисовать полоски, кружочки или просто раскрасить). Дети самостоятельно выбирают, чем и как они будут дорисовывать или закрашивать свой рисунок. Из полученных результатов художественной деятельности детей воспитатель организует выставку рисунков для родителей.

Разработанный комплекс методик по художественному воспитанию детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации направлен на максимальное повышение развития художественных способностей детей раннего возраста. Также одним из результатов реализации данных методикстанет повышение конструктивного и профессионального взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста.

Литература:

  1. Акулина Н. А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования. Изобразительное искусство в школе: журнал. 2014. № 5. С. 62–77.
  2. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2007. 441 с.
  3. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Гриф УМО МО РФ. 2016. 464 с.
  4. Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. 94с.
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО. Справочник старшего воспитателя № 3 за 2014 год. Режим доступа: www.resobr.ru (дата обращения: 08.10.2021).
  7. Шацкая В. Н. Эстетическое воспитание в детском доме. Сохраним то, что есть в детях: С. Т. Шацкий и В. Н. Шацкая. Сост., предисловие М. Б. Зацепиной. М.: Карапуз, 2011. С. 234–262.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное воспитание, ранний возраст, ребенок, художественное воспитание детей, выбор цвета, дошкольный возраст, детский сад, изобразительное искусство, положительный результат, художественное восприятие.


Задать вопрос