Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.09.2022

Статья просмотрена: 707 раз

Библиографическое описание:

Морозова, И. А. Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом» / И. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/433/94991/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, профессионально-личностное саморазвитие.

Период дошкольного возраста, является важнейшим периодом становления личности, в этом периоде закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются представления о самом человеке, об обществе в целом и культуре. Прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своего родного края, является важной задачей при воспитании дошкольника. Именно на данной основе воспитывается патриотизм [2].

Главной задачей педагогов и родителей, является как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родным местам, с самых первых шагов сформировать черты характера, которые будут помогать ему стать достойным человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родным людям, детскому саду, городу, чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к родной армии, а также развивать интерес у ребенка к явлениям общественной жизни. Современная система образования требует от воспитателя качественного и постоянного совершенствования знаний. Самым эффективным способом повышения педагогического мастерства педагога, является его самообразование [3].

Слова В. А. Сухомлинского, «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту», достаточно точно отражают всю специфику и главную суть работы детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников [5].

При правильном воспитании, у ребенка формируется ценностное восприятие окружающего мира, положительное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям [1].

Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

– определить основные направления профессионального-личностного саморазвития;

– разработать основные виды деятельности и этапы в процессе самообразования;

– провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме;

– разработать содержание работы по теме (планирование работы, конспекты ООД, дидактические игры, упражнения, формы педагогического взаимодействия с родителями и т. д.);

– провести анализ реализации плана самообразования;

– обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

Этапы работы

Этапы работы

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Подготовительный

Июнь — август 2022

Изучение методических материалов:

– Изучение научно-теоретических материалов по теме.

– Ознакомление с современными научными исследованиями ученых, педагогов по теме.

– Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

– Регулярный обзор периодических изданий, нормативных документов, методической литературы.

– Приобретение и использование в работе методических новинок.

– Регулярный просмотр Интернет — ресурсов.

Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования.

Формирование папки, электронной базы методических материалов

Повышение профессионального уровня:

– Изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм образовательного процесса через участие в работе мастер — классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы.

Формирование теоретической базы

Разработка перспективно-календарного планирования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование образовательной деятельности

Практический

2022–2023 уч.г.

Теоретическая разработка и практическая апробация разных форм образовательной деятельности и методических материалов:

– Разработка конспектов ООД по патриотическому развитию:

– «Наша страна-Россия»

– «Россия-Родина наша»

– «Моя Родина»

– Разработка дидактических игр:

– «Какой наш город»,

– «Сказки в Арзамасе»,

– «Кто что делает»,

– «Прогулка по городу»,

– «Заколдованный город»,

– лото «Знаешь ли ты свой город?»

– «Достопримечательности Арзамаса»,

– «Предприятия города»

– «Герб нашего города»

– «Где находится памятник»

Беседы:

– «Как вести себя в театре»

– «Как вести себя в библиотеке»

– «Экскурсия в парк»

Проведение образовательной деятельности с детьми.

Аналитический

Июнь — декабрь

2022–2023 уч.г.

Разработка комплекта занятий:

– «История возникновения родного города»

– «Забытые ремесла Арзамаса»

– «Герб города Арзамаса»

– «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.).

– «Наша малая родина»

– «Правила безопасности в городе»

– «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками ВОВ, возложение цветов к памятнику павшим героям).

– «Мой любимый город»

– «Родимый край люби и знай»

Детская художественно-продуктивная деятельность:

– конкурс рисунков «Праздники нашего города»;

– занятие по изо-деятельности «Любимый парк»;

– рисунки к рассказам на тему «Из окна, из окна наша улица видна»;

– коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители».

Показ открытых мероприятий детьми в МБДОУ д/с № 11.

Организация работы с детьми.

– Анкеты:

– Анкета для родителей по патриотическому воспитанию «Воспитываем юного гражданина»

– Разработка консультаций для родителей:

– «Воспитание маленького гражданина»

– «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»

– Разработка консультаций для педагогов:

– «Патриот воспитывается с детства»

– «Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников».

– Обобщение собственного опыта педагогической деятельности, соотношение результатов поставленным целям и задачам.

– Формирование пакета методических материалов по теме опыта.

– Определение перспектив.

Комплект тематических родительских собраний в электронном и бумажном варианте.

Творческая рефлексия.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатств, социально-экономической значимости, символике родного края, возникновение стойкого интереса к прошлому, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Литература:

  1. Е. С. Евдокимова, «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 № 6;
  2. Истоки русской народной культуры в детском саду/ автор-составитель И. Г. Гаврилова. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.- 160с.;
  3. Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет: методич. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007,- 208с.- (Растим патриотов в России);
  4. Е. В. Соловьева, Наследие. И быль и сказка: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и мл. шк. возраста на основе традиционной отечественной культуры. — М:Обруч, 2011.- 144с.;
  5. В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека». М.: -Просвещение, 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, родной край, город, материал, патриотическое воспитание, работа, Разработка консультаций, родной город, этап работы.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, профессионально-личностное саморазвитие

Похожие статьи

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе

Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Учебно-методическая разработка по проблемам реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников подготовительной группы ДОО «Воронеж — колыбель российского флота»

Методическая разработка ООД составлена на основе технологии проблемного обучения. Автор предлагает воспитанникам формулировать и озвучивать пути решения проблемы, стимулируя тем самым познавательную активность детей. Наряду с коммуникативным и познав...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников

В статье отражено изучение вопроса о влиянии занятий футболом на уровень физического развития школьников. Выявлено что, что в процессе тренировок и игр, у детей, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечив...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Похожие статьи

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе

Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Учебно-методическая разработка по проблемам реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников подготовительной группы ДОО «Воронеж — колыбель российского флота»

Методическая разработка ООД составлена на основе технологии проблемного обучения. Автор предлагает воспитанникам формулировать и озвучивать пути решения проблемы, стимулируя тем самым познавательную активность детей. Наряду с коммуникативным и познав...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников

В статье отражено изучение вопроса о влиянии занятий футболом на уровень физического развития школьников. Выявлено что, что в процессе тренировок и игр, у детей, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечив...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Задать вопрос