В данной статье автор приводит исторические этапы развития прокуратуры в России.
Ключевые слова : Прокуратура России, исторические этапы развития прокуратуры в России.
Прокуратура России богата на свои исторические события прошлое. Развитие российской прокуратуры можно разделить на три исторических этапа, которые неразрывно связаны с историей нашего государства: прокуратура царской России, Советская прокуратура, прокуратура Российской Федерации.
Первым этапом, который ознаменован зарождением прокуратуры в России и ее становлением, является временной промежуток с 1722 по 1917 год. Указ Петра I, изданный 12 января 1722 года, гласит: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору».
На прокуратуру возлагались обязанности по «уничтожению или ослаблению зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Именно Петром I были заложены основные принципы, на которые опирается прокуратура России вот уже три столетия.
На первом этапе своего развития, прокуратура неоднократно не только наделялась новыми полномочиями, но и порой, часть из них утрачивала. Например, при Екатерине I, которая не уделяла должного внимания государственному надзорному органу, Генерал-прокурор перестал иметь прежнее высокое значение в государстве.
Однако, уже в 1730 году, Анна Иоанновна восстановила прежний высокий статус прокуратуры. Прокуратура получила право вести широкую надзорную и контролирующую деятельность. Прокурор получил право созывать собрания Сената, а также исправлять законы, если в них имелись существенные недостатки, издавая соответствующее распоряжение.
7 ноября 1775 года является знаковым событием для прокуратуры. Именно с Указа Екатерины II об «Учреждении для управления Губерний Всероссийския Империи» [4], прокуратуру можно считать централизованной системой. В данном Указе присутствовала отдельная глава, «О Прокурорской и Стряпчей должности», которая ввела четкую организацию, определила порядок назначения на должность прокурора и стряпчего, а также их основные права и обязанности в судебном и общем надзоре.
Новый век и новый правитель, Александр I, привнесли кардинальные изменения в деятельность прокуратуры. Так, манифестом «Об учреждении министерств» [5], было образовано восемь новых министерств, а Генерал-прокурором и Министром Юстиции становилось одно и тоже должностное лицо.
Первым Министром Юстиции, и, соответственно, Генерал-прокурором Г. Р. Державиным были предприняты попытки по созданию регламента и упорядочивания деятельности прокуратуры. Министр сформулировал основы, на которые были обязаны опираться прокуроры при исполнении возложенных на них задач: «По производству уголовных дел прокуроры наблюдают, с одной стороны, чтобы не происходило где, кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода на обвинения невиновности, а с другой упущения и послабления преступления» [6]. Также, впервые в истории, начался сбор статистических данных о преступлениях в России для их анализа, подведения итогов работы и планирования последующей деятельности.
Реформы, проведенные Александром II, оставили свой отпечаток в деятельности прокуратуры. Так, судебная реформа 1864 года, однако стоит отметить, что она не произошла в одночасье, а длилась почти тридцать лет, кардинально изменила судебную власть в России, что, разумеется, не могло не повлиять на систему прокуратуры.
Свое развитие начинает институт адвокатуры, суд присяжных, институт судебных следователей. Повышается требование к прокурорским работникам. Впервые вводится принцип «состязательности» в судебном процессе, где на прокуроров возлагается обязанность по поддержанию государственного обвинения.
Государственный обвинитель, по мнению А. Ф. Кони, в судебном процессе: «Он — говорящий публично судья. На обязанности его лежит сгруппировать и проверить все изобличающее подсудимого, и если подведенный им итог с необходимым и обязательным учетом всего говорящего в пользу обвиняемого создаст в нем убеждение в виновности последнего, — заявить о том суду» [2, c. 28].
Судебная реформа 1864 года внесла множество нововведений в деятельность прокуратуры, которые, вплоть до 1917 года, не претерпевали кардинальных изменений.
24 ноября 1917 года, Декретом (О суде) [7], институт судебной власти и прокурорского надзора был упразднен. Все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов, признавались недействительными. В. И. Ленин говорил: «Мы расчистили этим [Декретом] дорогу для настоящего народного суда и не столько силой репрессии, сколько примером масс, авторитетом трудящихся, без формальностей…» [8]. Однако, спустя пять лет, Власть Советов пришла к выводу, что без единого органа, который будет независимо и эффективно надзирать за соблюдением законности, невозможно построить социалистическое государство и 28 мая 1922 было принято «Положение о прокурорском надзоре» [9]. С этого события начинает свое развитие Советская прокуратура как самостоятельный орган.
Советская прокуратура, также, как и в царские времена, претерпевала ряд изменений. В 1923 году произошли преобразования, и появилась «Прокуратура Верховного суда СССР», которая получила полномочия по выдвижению законодательных инициатив, а также право на совещательный голос в высших органах власти. Спустя десять лет, прокуратура становится самостоятельным государственным органом [10].
Годы Великой Отечественной войны наложили свой неизгладимый отпечаток на прокуратуру СССР. Надзор за состоянием законности в эти тяжелые годы требовался самый что ни на есть серьезный. Фактически, стоял вопрос о дальнейшем существовании государства. Прокуроры дни и ночи трудились не только в тылу, надзирая за состоянием законности, ведь от этого зависело, получит ли фронт все необходимое для продолжения борьбы, но и на передовой. После Великой победы требовалось одно — восстановить страну и вернуться к нормальной жизни. Без прокурорского надзора за строгим соблюдением законности сделать это в столь относительно короткий срок было невозможно.
Конец XX века принес трудности для нашей страны. Распад СССР, экономические сложности, связанные с переходом экономики на новый лад, разгул преступности. Прокуратура столкнулась с новыми задачами и испытаниями.
17 января 1992 года принимается Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [3], который заложил фундамент развития прокуратуры Российской Федерации. Согласно данному Закону, прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов.
Полномочия современной прокуратуры обширны, а ее значение в жизни страны огромно. Ведь именно прокуратура, как и 300 лет назад, призвана следить за соблюдением законности, восстанавливать нарушенные права и законные интересы человека и гражданина.
Литература:
- Абдулин, Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие / Р. С. Абдулин. — 3-е изд., испр. и доп. — К.: Издательство Курганского государственного университета, 2016. — 220 с.
- Кони, А. Ф. Закон и справедливость. Статьи и речи / А. Ф. Кони. — М.: Эксмо, 2021. — 640 с.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Указ Екатерины II «Учреждении для управления Губерний Всероссийския Империи» от 07.11.1775.
- Манифест «Об учреждении министерств» от 08.09.1802.
- Пункт 5 «Циркулярного ордера», подписанного Г.Р. Державиным, от 22.09.1802.
- Декрет Совета Народных Комиссаров (О суде) №1 от 24.11.1917.
- Ленин В.И. Собрание сочинений. Т. 26. С. 421
- «Положение о прокурорском надзоре», принятое ВЦИК 28.05.1922.
- «Положение о прокуратуре Союза СССР» от 17.12.1933.