Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Научить ребёнка красивому письму — задача, конечно же, начального школьного обучения. Но как же хочется помочь ребёнку обрести все те качества, которые помогут ему поверить в свои способности и быть успешным в школе. Преемственность дошкольного и школьного образования реализуется на практике посредством многих методик. Данное направление работы в ДОУ также решает задачи преемственности образовательных учреждений.
Если бы речь шла только о формировании у воспитанников красивого письма и ничего более, идея формирования предпосылок идеального подчерка посредством перьевой ручки не отвечала бы требованием современных образовательных тенденций и не могла бы успешно апробироваться и показывать положительные результаты. Целесообразность создания и реализации данного направления работы заключается в развитии у воспитанников мелкой моторики рук, усидчивости, терпения в кропотливой работе, умения работать сосредоточенно. Тренируется память ребёнка и речь. Комплексное развитие всех этих качеств способствует дальнейшим успехам детей при обучении в школе.
Перьевая ручка способствует формированию красивого почерка. Это не миф, исследователи давно доказали, что перьевая ручка оказывает положительное влияние на формирование красивого подчерка. Не случайно дошкольникам и младшим школьникам долгое время рекомендовались именно перьевые ручки для обучения чистописанию.
Что же можем сделать мы, воспитатели ДОУ, принимая данный факт во внимание. Многое! Ведущий вид деятельности дошкольника неизменно остаётся игра! Мы можем многому научить воспитанников, играя! Даже занятия по письму и каллиграфии должны осуществляться с достаточным игровым наполнением. Разнообразные упражнения не позволяют воспитанникам скучать на занятиях. Каждый раз новые знания, новые успехи! Как быстро растет и развивается ребенок. И задача нас, взрослых: помогать детям завоевывать все новые и новые высоты.
Письмо посредством пера и чернил реализует в том числе идею преемственности поколений. События нашего времени доказывают, что забывать прошлое нельзя. Недаром в народе бытует фраза: «кто не помнит прошлого, у того нет будущего». Конечно, детям дошкольного возраста не нужно знать политических подробностей современного миропорядка. Но в доступной форме и через доступные средства, мы все равно проводим исторические параллели, организуем занятия по патриотическому воспитанию, которые невозможно было бы организовывать без подачи исторических знаний и исторических фактов.
Практика красивого и изящного письма развивает мелкую моторику, что, в свою очередь, является стимулом для интеллектуального развития ребёнка. А пластика усилий и расслаблений при письме перьевой ручкой соответствует нашему внутреннему ритму. В России есть немало школ, которые работают по здоровьесберегающим технологиям, разработанным доктором и педагогом-новатором Владимиром Базарным. На основе идей педагогов-новаторов обучение навыкам красивого письма осуществляется в практической работе с соблюдением таких принципов, как народность и духовность. Во главу угла мы ставим воспитание и здоровьесбережение учеников. Бытует мнение, что перо требуется держать под определенным углом, в нужной позиции руки и плечевого пояса, иначе ручка просто не будет писать. И таким образом кисть ребенка приручается к правильному положению руки, всё тело принимает правильную и более физиологически обусловленную позу. На занятиях по формированию красивого письма перьевые ручки очень важны. Наша внутренняя жизнь устроена по ритмическому строю. Это и импульс мозга, и частота дыхания, и биение сердца. И этим ритмам как раз отвечает утонченное, каллиграфическое импульсно-нажимное письмо.
Первая «ручка» берёт своё начало с древности. Рисование пальцем на песке, палкой на песке, камнем на камне. Последнее оставило след потомком для изучения быта прошлого. Прообраз современной шариковой ручки, конечно же, перо! Гусиное перо! Сколько талантливых строк вышло из-под него! И это исторический факт. Современные дети не знакомы с этой исторической последовательностью. Им очень интересно узнать: Как же люди писали пером? Неужели сейчас мы пишем «шариком» (шариковой ручкой)?
Как же хочется побывать в прошлом, взять в руки перо или хотя бы перьевую ручку и почувствовать то, что чувствовали наши предки. Это не столь уж далёкое прошлое, наши бабушки и дедушки писали пером и чернилами, так как шариковых ручек ещё просто не было. Наши папы и мамы, не все, но всё же держали в руках перо и пользовались в школе чернилами.
Широкое распространение в Советском Союзе шариковые ручки получили в конце 60-х годов, но долгое время у советских школьников они не использовались на постоянной основе. Да и качество таких письменных принадлежностей оставляло желать лучшего. Но основной причиной отказа от пользования в образовательном учреждении шариковыми ручками была борьба за каллиграфический почерк обучающегося в советской школе. До середины 70-х годов школьники пользовались перьями с чернильницами-«непроливайками» и немного позже — перьевыми ручками, заправлявшимися чернилами из фабричных флаконов. Было и такое, что учитель замечал, что текст в тетради написан шариковой ручкой, он мог поставить ученику «двойку», как за невыполненную работу. Сейчас образовательные тенденции намного толерантнее относятся к педагогическим новаторским идеям и нововведениям. В данном случае, дополнительная общеобразовательная работы социально-гуманитарной направленности и формирование у детей навыков письма через использование перьевых ручек, пера и чернил — это хорошо забытое старое, оправданное возвращение к истокам.
В программах современного дошкольного образования обозначены так называемые целевые ориентиры. В них указано, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен овладеть основными культурными средствами, также должен овладеть различными способами деятельности в игре, должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, хорошо владеть речью, выражать свои мысли, выделять звуки в словах, обладать предпосылками грамотности, должна быть развита крупная и мелкая моторика, ребёнок должен проявлять волевые усилия. Также воспитанник должен следовать социальным нормам поведения, проявлять стремление к получению новых знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению. Если ребёнок обладает такими качествами, значит он готов к обучению в школе!