В статье рассматривается теоретическая основа организационно-правового регулирования информирования и оповещения населения при чрезвычайных ситуациях. Дается краткая характеристика различия двух терминов: «информирование» и «оповещение» населения, а также общие черты данных понятий с точки зрения их организационного регулирования. Также автором проводится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений.
Ключевые слова: информирование, оповещение, чрезвычайная ситуация, нормативно-правовой акт, население.
The article discusses the theoretical basis of organizational and legal regulation of informing and notifying the population in emergency situations. A brief description is given of the difference between the two terms «information» and «notification» of the population, as well as the general features of these concepts in terms of their organizational regulation. The author also analyses the regulatory legal acts governing this sphere of legal relations.
Key words: information, notification, emergency, regulatory act, population.
В современных условиях геополитической и климатической нестабильности, когда чрезвычайные ситуации (ЧС) возникают внезапно и неожиданно не только для населения, но и для государства, важно иметь разработанную и продуманную систему оповещения населения в данной ситуации.
Однако не менее важно проводить работу по информированию населения о возможных чрезвычайных ситуациях, чтобы иметь возможность заранее эффективно среагировать на ситуации природных и техногенных катастроф и в данном случае важно и нормативно-правовое регулирование в данной сфере. [7]
Вопрос организационно-правового регулирования информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в первую очередь регулируется Федеральным закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в статье 1 данного закона непосредственно даны понятия определениям оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях [1].
Также в данной сфере действует Приказ от 31 июля 2020 года N 578/365 Об утверждении Положения о системах оповещения населения [4] и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [3].
Наиболее интересным по данному вопросу является разграничение двух понятий оповещение и информирование, так как найти границы между ними достаточно сложно, даже несмотря на то, что в нормативных правовых актах даются определения каждому из понятий.
Так, исходя из положений постановления Правительства № 794, можно сделать вывод, что в режиме повышенной готовности органами управления проводится информирование населения о чрезвычайной ситуации, а в режиме чрезвычайной ситуации — оповещение. То есть одновременное проведение и информирования и оповещения невозможно, органы управления проводят что-то одно исходя из того, какой режим был введен.
Главными и оперирующими словами в понятии оповещение населения о чрезвычайной ситуации является именно опасность и экстренная информация, чего нет в определении понятия информирование, что также является ключевым моментом в разграничении этих понятий между собой.
К тому же необходимо отметить, что гражданская оборона включает в себя ряд задач, которые возникают при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера. И среди этих задач есть оповещение населения об опасностях, Информирование же Гражданская оборона в перечень задач не включает. Одним из документов, который связывает гражданскую обороны и информирование, является Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года», в котором помимо оповещения, указаны мероприятия, связанные с информированием [2].
Еще одним отличительным моментом является то, что информирование не предусматривает немедленного принятия мер по защите населения, как это предполагает оповещение.
Однако одной из общих черт оповещения и информирования является их организационное регулирование, так как существующие системы оповещения могут применяться и для информирования населения. При этом основным органом по организации оповещения и информирования населения является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Но ответственность за своевременное оповещение населения лежит все же на органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований и организации [5].
Важно понимать, что термин организация оповещения включает в себя сразу оба понятия как оповещение, так и информирование. Организация оповещения одно из наиболее важных мероприятий которое проводится для обеспечения защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Оно включает в себя ряд различных механизмов, которые одновременно задействуются, чтоб сохранить жизни и здоровье людей.
К примеру, к таким относится включение сирен, данное оповещение говорит о том, что государственные органы предупреждают всех о приближающейся опасности, следовательно, в такой ситуации необходимо включить какие-либо источники информации, так как государственные органы исполнительной власти соответствующего органа помимо оповещения осуществляют в таких ситуациях и информирование, о том, что происходит какие меры населению необходимо предпринять.
Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.
Для решения задач оповещения на всех уровнях создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). Системы оповещения имеют несколько уровней:
– федеральный,
– региональный,
– территориальный,
– местный,
– объектовый.
Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.
Специфика современных систем оповещения информирования населения о ЧС соответствует уровню развития коммуникационных технологий. Более того, она стремится к сетецентричности, когда принятие решений об оповещении и оперативное реагирование будет одновременно и на всех уровнях сразу: республиканском, межрегиональном, региональном и объектовом, что позволит оперативно среагировать на опасную ситуацию и предотвратить ее.
На сегодняшний день существует немало проблемных аспектов в сфере информирования и оповещения населения о ЧС. И одной из является финансирование.
Содержание и дальнейшее совершенствование новейших систем информирования и оповещения населения сопряжены с немалыми денежными и материальными затратами. Это комплексная проблема и заключается она в базовом финансировании создания и обслуживания этих систем, а также содержание парка терминальных комплексов и развитие информационных банков, как дополнительная системная функция включения в трансляцию рекламных информационных материалов в общественных местах (к примеру, в университетах, где в холлах стоят большие телеэкраны, на которых чередуются видеоролики от МЧС и простая реклама).
Кроме того, к основным проблемам в области информирования и оповещения населения о ЧС относится также тот факт, что население потенциально не готово к опасным событиям и явлениям, происходящим в обычное мирное время [6].
Пример этой неготовности — чрезвычайные ситуации любого уровня, когда большинство людей просто не знают, как им действовать в той или иной обстановке. Однако причина неготовности населения в немалой степени заключается в несовершенстве систем оповещения и информирования населения. Это объясняется элементарным отсутствием прогностических моделей поэтапного информирования населения о времени предполагаемого возникновения ЧС. В ситуации, когда человек просто не знает, как ему действовать, он склонен теряться, в результате чего неизбежна паника.
Кроме того, недостаточное информирование населения о действиях в условиях ЧС приводит к тому, что у большинства людей нет знаний об особенностях развития различных видов опасных техногенных событий и природных явлений. На данный момент в Российской Федерации вопросами информационного обеспечения населения занимаются несколько структурных подразделений МЧС, причем каждое подразделение решает свою задачу, хотя весь комплекс задач тесно переплетен, и задачи нередко пересекаются, в результате чего налажено тесное взаимодействие между отделениями.
При этом все-таки нельзя не отметить, что в РФ отсутствует общая стратегия информирования и оповещения населения, которая могла бы охватить все возможные пути решения поставленной задачи. С другой стороны, остается вопрос — возможна ли в принципе такая универсальная стратегия. До населения следует доводить систематизированные сведения, которые необходимы для повышения безопасности жизнедеятельности; причем доводить их специальным образом, т. е. в таком виде, в каком они будут наиболее просто воспринимаемы.
Следует учитывать, что структура населения неоднородна (в экономическом, социальном, этническом, возрастном, конфессиональном, гендерном, семейном и профессиональном отношении), а информация отдельными группами населения воспринимается неоднозначно. Весь спектр различий между группами населения отражается на их информированности, а также на уровне восприятия необходимой информации.
Таким образом, в условиях нарастающего технического прогресса в области коммуникаций, системы оповещения и информирования населения должны развиваться на уровне с передовыми современными возможностями. Для этого необходима интеграция не только технических ресурсов, а также — кадровых, программных, информационных с одновременным структурным преобразованием. [7]
В итоге можно сделать вывод, что организационно-правовое регулирование информирования и оповещения населения при ЧС имеет важное значение в настоящих мировых реалиях. Организационное регулирование в первую очередь требует своего технического усовершенствования, большего финансирования, интеграции технологий вещания, связи, интернет-технологий и развитие мобильного телевидения. На данный момент системы информирования и оповещения населения стремительно устаревают и перестают отвечать современным требованиям. Для модернизации этих систем необходимо задействовать современные научные и технические достижения в интересах решения задачи повышения уровня безопасности населения, а также повышения оперативности реагирования на ЧС. Правовое регулирование соответственно также должно идти в ногу с развивающимися технологиями, соответствовать быстроразвивающимся социальным и экономическим отношениям.
Литература:
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
- Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209270/
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 10.12.2021) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/492eda9f08b2b56e284a2ab0b4c8d3719f3a2585/
- Приказ МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 N 60567) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366171/436648a53da98ba67d31a77fe3beb64ac87b0aa7/
- Гибадулинова Л. Р., Брянцева Н. В., Правовое регулирование охраны и защиты граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Успехи в химии и химической технологии. 2014. № 7 (156) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-ohrany-i-zaschity-grazhdan-pri-vozniknovenii-chrezvychaynyh-situatsiy-prirodnogo-i-tehnogennogo-haraktera (дата обращения: 06.02.2022).
- Рыженко, А. А. Проблемы информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях / А. А. Рыженко, Н. Ю. Рыженко, О. В. Эльтемерова // Технологии техносферной безопасности. — 2014. — № 2 (54). — 24 с.
- Шарахутдинов, Р. Б. Анализ современных технологий и технических средств оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях / Р. Б. Шарахутдинов, В. В. Черкесов // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. — 2020. — № 2(6). — С. 485–489.