Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.09.2022

Статья просмотрена: 3550 раз

Библиографическое описание:

Сакиянова, К. В. Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников / К. В. Сакиянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95026/ (дата обращения: 16.11.2024).



Нравственное становление ребенка начинается еще в самом раннем детском возрасте. Однако младший школьный возраст является тем важнейшим этапом, в котором закладываются основы морально-эстетических и духовно-нравственных идеалов и норм, происходит психологическое и индивидуальное становление личности ребенка.

Особенность младшего школьного возраста состоит в том, что именно в этот период, когда ребенок более глубоко воспринимает внешнее влияние, безусловно верит в то, что говорят и чему учат. Младший школьный возраст наиболее восприимчив к духовно-нравственному воспитанию. Пробелы и огрехи, допущенные педагогом или родителем в данном возрасте, в дальнейшем устранить невозможно. Поэтому, с педагогической и психологической точки зрения, младший школьный возраст является идеальным для проведения систематической, настойчивой и целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию.

Младший школьный возраст уникален также тем, что восприятие духовно-нравственных норм должно соответствовать определенным требованиям. Ю. К. Бабанским были предложены следующие требования к духовно-нравственному воспитанию младших школьников:

— гордость за свою Родину.

— умение быть полезным в школе и дома.

— должен любить трудолюбивых, активных и творческих людей.

— уметь дружить.

— должен бороться с собственной ленью.

— должен помогать родителям и остальным взрослым, если они в этом нуждаются.

— должен охранять природу родного края.

Однако, современная реальность, в которой развивается подрастающее поколение не только России, но и всего мира, наряду с колоссальными возможностями для развития личности представляет также значительное количество угроз. Особое внимание следует обратить на угрозы духовно-нравственной безопасности детей:

1) Игнорирование общественных норм некоторыми членами общества. Причина подобной ситуации кроется в несовершенстве взаимодействия правовой, социальной и морально-нравственной регуляции на государственном уровне.

2) Кризис отношений между поколениями, когда молодежь становится перед выбором: выполнять общепринятые нормы, либо поступать так, как требует собственный эгоизм и блага. [1, с. 135]

3) Кризис морально-нравственной сферы, проявляющийся в снижении нравственных стандартов и общекультурного уровня населения, дегуманизации всех видов человеческой жизни, развитии деструктивных социокультурных явлений. Усиление данного кризиса в дальнейшем может привести к утрате социокультурной идентичности всего общества. [3, с. 93]

4) Массовая доступность Интернета. Парадокс состоит в том, что Интернет, с одной стороны, предоставляет уникальные и безграничные возможности для получения новых знаний, умений, для совершенствования своих качеств, роста в духовном плане. А, с другой стороны, в Интернете присутствует информация, которая приводит к деградации неустойчивой психики детского поколения. Ярким примером могут послужить неконтролируемый контент в социальных сетях, призывы к насилию, издевательству над слабыми, самоубийству и т. д.

5) Тлетворное влияние западной идеологии, приведшей к деградации отечественной культуры во всех ее проявлениях. После распада Советского Союза российская культура оказалась открытой, куда хлынул поток низкосортных современных западных ценностей. Западная идеология пропагандирует так называемый «культ технологического знания», который отвергает нравственность, совесть, сострадание и милосердие. Это оказывает пагубное воздействие на духовно-нравственную среду, в которой растет и развивается ребенок. В результате у ребенка не формируются правильные морально-этические и нравственные ценности, что приводит к размытию жизненных ориентиров в будущем.

6) Трансформация нравственных и моральных устоев, которые составляют основу системы семейно-брачных отношений.

7) Преобладание потребительского отношения у детей, начиная с самого раннего возраста. Это приводит к тому, что молодежь теряет ценностные ориентиры в жизни, деградирует в своем стиле и образе жизни вплоть до криминализации.

8) Охват массового сознания равнодушием, бессмысленностью действий и утратой смысла жизни.

К сожалению, большинство педагогов отмечают, что начиная с 90-х годов после глобальных трансформаций в нашей стране, все больше у детей отмечается так называемая «пустота в глазах». Отсутствие мотивации усиливается с каждым годом. Ребенка сложно заинтересовать чем-либо, так как в большинстве занятий он не видит смысла. Подобное явление носит разрушающий для нации характер, так как теряется не только чувство реальности, но и национальной идентичности.

9) Чрезмерное увлечение инновационными методами образования и воспитания привело к тому, что длительный период решение задач воспитания оставалось без должного внимания. Это негативно повлияло на уровень культуры целого поколения. [2, с. 80]

Рассмотренные угрозы являются настолько масштабными, что могут привести к разрушению духовной и культурной идентичности нашего государства. В связи с этим особую актуальность представляет разработка на государственном уровне системы возрождения и развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Для этого необходимо создать ряд условий различной направленности.

В первую очередь для организации качественной работы системы духовно-нравственного воспитания необходимо создать правовые условия:

С целью обеспечения реализации данной системы в последние годы в России были приняты следующие нормативные документы:

— Национальные проект «Образование» на 2019–2024 годы.

— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

— Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.

— Стратегия национальной безопасности до 2030 года.

Основной задачей этих документов является решение приоритетной задачи РФ в сфере воспитания. Речь идет о воспитании высоконравственной личности, которые разделяют, принимают и руководствуются российскими традиционными духовными ценностями.

Проводить работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников необходимо также при соблюдении педагогических условий. Под педагогическими условиями понимается комплекс мер, который направлен на совершенствование педагогической деятельности в части реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников.

  1. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников должен организовываться с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
  2. При организации процесса духовно-нравственного воспитания педагог должен использовать комплекс форм, методов и приемом с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста, которые будут способствовать эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков школьников.

Для того, чтобы построить эффективную работу по организации духовно-нравственного воспитания, необходимо также применять ряд методов. Под методом духовно-нравственного воспитания понимается система взаимосвязанных и взаимозависимых действий педагога и учащегося, которая направлена на то, чтобы последним была усвоена и применена к действию требуемая информация.

Рассмотрим, какие методы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста рекомендует Г. И. Щукина.

1) Методы формирования сознания личности (убеждение). К ним относят рассказ, объяснение, разъяснение, лекцию, этическую беседу, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2) Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3) Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание. [4, с. 105]

Особое значение для духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста имеет рассказ. Рассказ представляет собой устное представление материала в повествовательной и описательной форме. Возрастная особенность младших школьников все воспринимать безусловно способствует тому, что эмоциональное повествование учителя с оценочными суждениями поступков героев оставляет неизгладимый след в душе ребенка, формирует у него зачатки нравственных принципов и идеалов. При использовании метода рассказа педагог должен соблюдать следующие требования: рассказ должен быть построен логично, последовательно эмоционально и с использованием различных образов.

Следующим методом, который используется в педагогике при духовно-нравственном воспитании младших школьников, является объяснение. Объяснение представляет собой логическое умозаключение определенной истины. Данный метод может быть применим с целью привить детям основы и нормы нравственного поведения в самых различных ситуациях.

Беседа представляет собой метод взаимодействия учителя и ученика в процессе духовно-нравственного воспитания. Беседа позволяет достичь таких целей, как адекватная оценка поступков, событий и явления окружающей жизни.

Пример является мощным методом духовно-нравственного воспитания, в основу которого положен принцип подражания детей младшего школьного возраста.

Таким образом, пример как метод педагогического воздействия в части духовно-нравственного воспитания способствует тому, что у ребенка формируются идеалы смелости, доброты, патриотизма, верности и трудолюбия, которым ребенок хочет подражать и стремиться к ним.

Упражнение представляет собой метод духовно-нравственного воспитания, который предполагает планомерное организованное выполнение учениками различных заданий.

Рассмотрев традиционные методы духовно-нравственного воспитания младших школьников, необходимо также остановиться на анализе инновационных методов, которые применяются в педагогике при осуществлении работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Заслуживает внимания такой метод духовно-нравственного воспитания, как волонтерство. Вовлечение младших школьников в процесс оказания посильной помощи нуждающимся даст им возможность проявить себя, а также получить уникальный социальный опыт, который способен оказать гораздо больший эффект, чем пассивное восприятие учебного материала. [5, с. 99]

Еще одним инновационным методом духовно-нравственного воспитания является метод проектной деятельности или метод проектов. Как педагогическая технология данный метод подразумевает для решения определенной проблемы использование совокупности исследовательских и творческих методов.

Особенность проектной деятельности состоит в том, что именно посредством такого взаимодействия реализовывается тесная связь между учителем и учеником, в результате которой учащиеся становятся способными критически мыслить, могут ориентироваться в информационном пространстве, отличая качественный контент от некачественного с точки зрения нравственности, что является очень актуальным в век Интернета.

Таким образом, рассмотрев основные методы духовно-нравственного воспитания, можно прийти к выводу, что педагог должен стараться применять их не по отдельности, а в совокупности, чтобы достичь наиболее эффективности результата духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Литература:

  1. Гафиатулина Н. Х. Духовно-нравственная безопасность современной молодежи / Н. Х. Гафиатулина // Вестник института истории, археологии и этнографии. — 2017. — № 1(49). — С. 134–144.
  2. Дульнева Т. М. Аспекты духовно-нравственного развития личности гражданина России / Т. М. Дульнева // Национальные приоритеты России. — 2018. — № 1(28). — с. 74–83.
  3. Шестопал Е. Б. Социокультурные угрозы и риски в современной России / Е. Б. Шестопал // Социологические исследования. — 2018. — № 10. — С. 90–99.
  4. Щукина Г. И. Прoблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 2006. — 216 с.
  5. Ярославцева Е. В. Инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников / Е. В. Ярославцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2015. — № 43.- С.97–101.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, младший школьный возраст, ребенок, школьник, духовно-нравственное воспитание детей, западная идеология, норма, подрастающее поколение, проектная деятельность, психологическая особенность детей.


Похожие статьи

Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Формы и методы экологического воспитания учащихся

Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Формы и методы экологического воспитания учащихся

Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос