Здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей, так как именно в детском возрасте закладываются привычки и интересы. В первую очередь необходимо опираться на сформированный в школе образ выпускника, который включает в себя понятие «Здоровая личность» и формирует следующие качества: стремление сохранить и укрепить свое здоровье; ведение здорового образа жизни; умение противостоять негативным факторам среды; стремление к духовному и социальному благополучию; умение противостоять житейским трудностям и не впадать в отчаяние. Формирование у школьников интереса к здоровому образу жизни и привычки следить за своим здоровьем начинается в начальной школе, где можно внедрять методикуроссийского учёного, врача, педагога, доктора медицинских наук, почётного работника общего образования Российской Федерации. В. Ф. Базарного. Наличие культуры здоровья у обучающихся можно определить по их поведению, так как формирование ценностных ориентаций на ЗОЖ происходит в процессе становления культуры здоровья, заботы о своем здоровье и здоровье людей, которые его окружают. Если ребенок осознал ценности здоровья, то он мотивирован на ведение здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога. Необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни. Таким образом, можно выявить ряд противоречий, которые и призван разрешить данный опыт: противоречия между запросом общества, которое заинтересовано в воспитании здорового поколения, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков, с другой; противоречием между потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и культуре здорового образа жизни в школе и отсутствием системы физкультурного и духовного взаимодействия обучающихся и социума.
Для успешного формирования навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности школа становится тем ядром, вокруг которого объединяют свои усилия другие учреждения социума, осуществляя комплексный системный подход в организации здоровьесберегающих мероприятий, направленных на увеличение интереса обучающихся к здоровому образу жизни, что помогает развитию личностного потенциала сельского школьника. Теоретической базой могут являться исследования и идеи советского и российского учёного-гигиениста, специалиста в области гигиены детей и подростков, академика РАМН (2013г.) А. Г. Сухарёва, доктора медицинских наук И. И. Горехмана, доктора педагогических наук Л. П. Матвеева, основателя российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафта.
Школа должна подготовить своих выпускников к активной созидающей и преобразующей деятельности в социуме, которая в будущем смогла бы обеспечить благополучие и процветание. Школьники должны быть готовы к освоению нового социального опыта, развивающего духовно-нравственные ценности. В психолого-педагогической литературе представлены исследования, рассматривающие педагогические основы воспитания социально активной личности в условиях социальной среды (А. М. Арсеньев, Н. И. Болдырева, Р. Г. Гурьев, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников, Г. Н. Филонов). Теория взаимодействия школы с социальной средой представлена в работах П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Определению функций школы как открытого социального института посвящены работы Ю. К. Бабанского, Б. П. Битинаса, Б. З. Вульфова, А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой, М. Н. Певзнера, М. М. Поташника, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, Е. А. Ямбурга. Отечественные и зарубежные концепции школы, открытой социуму, раскрыты в исследованиях О.Герца, А.Гоффа, Э.Мидвинтера, Г.Морриса, П.Петерсена, С.Френе, К.Уотсона. Концепции социального взаимодействия и социального партнерства рассмотрены в работах Л. Н. Виноградовой, А. В. Корсунова, С. И. Кубицкого, П. А. Сорокина.
В настоящее время существуют исследования различных аспектов формирования личностного потенциала школьника как с позиций психологии (О. И. Максимкина [5] др.), педагогики (Мишенина, Л. С. [8],Соколова И. Ю., Терехина Л. А. [10],и др.), так и медицины (Л. И. Латохина [3] др.) Ученые определили структуру и сущность личностного потенциала как совокупность социальных элементов человека, определили пути развития, предложены способы формирования.
Основы для изучения образа жизни заложил М. Вебер. Он считал поведение в жизни и жизненные шансы основой образа жизни. Первое понятие характеризует выбор индивидуумом способа поведения, а под жизненными шансами понимается индивидуальная вероятность реализовать свои интересы, потребности и желания, которые определяются принадлежностью к определенному социальному слою. В соответствии с этой точкой зрения, индивиды выбирают образ жизни и деятельность, но этот выбор социально детерминирован. В рамках этого подхода американские социологи определили здоровый образ жизни как «коллективную модель поведения в отношений здоровья, выбор которой ограничен жизненными шансами индивида». Поведение как результат взаимодействия выборов и шансов имеет либо положительные, либо отрицательные последствия, формируя при этом основу образа жизни. Хотя позитивный образ жизни нацелен на достижение хорошего здоровья, конечная цель состоит в том, чтобы быть здоровым «для чего-либо», например, чтобы работать, хорошо себя чувствовать.
В самом общем виде здоровый образ жизни — это осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических (валеологических) правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни определяется как валеологическая категория, отражающая совокупность индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно-нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. Здоровый образ жизни традиционно связывается с культурой питания, культурой движения и культурой эмоций, а также с отсутствием вредных привычек.
Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни особенно в школьный период являются систематические занятия физической культурой и спортом. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся (нормальное физическое развитие, становление форм и функций организма, закаливание), но и в воспитании ценностных ориентации на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях самосовершенствования. Педагогу необходимо выстраивать систему работы по формированию навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности в разных направлениях, что предполагает охват всех учащихся образовательного учреждения (на разных уровнях). Наиболее эффективными будут оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика до учебных занятий, физкультурные паузы, уроки, внеклассные мероприятия, внеурочная деятельность, дополнительное образование. Следует привлекать, как можно больше социальных партнеров, родителей, чемпионов, администрацию школы и поселения. Немаловажным будет и собственный пример учителя.
С целью систематизации опыта по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе можно разработать схему различных форм работы по формированию здорового образа жизни в школе, методику проведения утренней гимнастики до учебных занятий, включив упражнения для профилактики различных заболеваний. На уроках в качестве разминки использовать элементы нетрадиционных методов обучения (валеология, калланетика, хатха-йога). В основную часть можно включить калланетику (американская гимнастика с мелкими и тонкими движениями, которые воздействуют на глубоко расположенные мышцы). Эти упражнения используются для коррекции фигуры, без всякого вреда для здоровья. Этой гимнастикой могут заниматься дети как основной, так и подготовительной, и специальной группы. В заключительную часть можно включить релаксацию под музыку. В конце урока проводить рефлексию, где дети делятся своими ощущениями, высказывают своё мнение об уроке, о своём настроении. Можно использовать методику проведения бинарных уроков, проводимых совместно с психологом. Данные уроки направлены на коррекцию познавательной и креативной сферы учащихся. Такие уроки необходимо вводить в процесс обучения, так как для детей это интересно, они с удовольствием выполняют всё предложенное. На этих уроках могут заниматься абсолютно все дети. Они не вредят здоровью, а наоборот выполняют профилактическую роль как со стороны физического, так и психического развития. Необходимо стараться разнообразить и внеклассные мероприятия для развития и воспитания всех качеств, необходимых для адаптации ребенка в реальной жизни. Приобщить его к истокам народной культуры, воспитать чувство любви к малой родине, ее истории и культуре, воспитать чувство патриотизма, ответственное бережное отношение к природе, способствовать сплочению семейных отношений, формировать почитание и уважение старшего поколения, выявлять лучшие примеры для подражания и использовать их в своей жизни.
Немаловажным моментом в работе по формированию интереса к здоровому образу жизни является организация различных мероприятий, как среди учащихся, так и с привлечением родителей и всех институтов социума . Эти мероприятия для школьников проводить в преддверии праздников. Стараться подбирать разную тематику, чтобы в игровой форме реализовать как можно больше методов обучения, прибегая к разным формам организации.
Таким образом, данное направление деятельности дает возможность сформировать культуру здорового образа жизни у школьников с учетом выявленных организационно- педагогических условий формирования здорового образа:учет возрастных особенностей школьников; внеурочная деятельность должна проводиться с использованием здоровьесберегающих технологий;педагоги, родители и социум должны совместно и целенаправленно работать над формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у школьников. Именно занятия физической культурой, интерес к здоровому образу жизни являются важнейшим фактором, обеспечивающим полноценную жизнь, раскрытие самых разнообразных способностей, достижение мастерства в любом виде профессиональной деятельности.
Литература:
1. «Комплексная программа физического воспитания учащихся. Программы образовательных учреждений. 1–11 классы. Для учителей общеобразовательных учреждений. 9-е издание», авторы — доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич, Москва, «Просвещение», 2012 г.
2. Латохина, Л.И., Хатха –йога для детей, «Школа здоровья», «Просвещение», 2012г.
3. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 271 с.
4. Справочник учителя физической культуры /авт.-сост. П. А. Киселев, С. Б. Киселева. — Волгоград: Учитель, 2008.