Статья посвящена изучению эстетического воспитания в средней школе, исследованию методов воспитания восприятия на уроках изобразительного искусства в средней школе.
Ключевые слова : духовная культура, эстетическое воспитание, эстетическое чувство.
The article is devoted to the study of aesthetic education in secondary school, the study of methods of education of perception in fine arts lessons in secondary school.
Keywords: spiritual culture, aesthetic education, aesthetic feeling.
В последние годы все чаще и чаще говорится о проблеме формирования духовного и культурного развития подрастающего поколения. Неоспоримо влияние предметов культуры и искусства на развитие человека. Специалисты разных сфер: психологи, педагоги, культурологи говорят о значимости развития культурной личности и указывают на то, что такое формирование нужно начинать с ранних лет. Уроки изобразительного искусства оптимальный вариант для культурного и эстетического воспитания. Именно на уроках ИЗО формируются навыки понимания предметов искусства, посредством анализа картин, рисунков формируются эстетические чувства, а на практике, в процессе рисования, лепки эти навыки закрепляются, позволяя ребенку тоньше чувствовать эмоции заложенные авторами в предметы искусства, понимать авторский посыл, идею, а также у детей появляется возможность самим воплощать свои эмоциональные переживания в творчестве.
Прежде чем перейти к рассмотрению основной темы исследования, стоит определить понятие эстетического воспитания. Понятие «эстетика» происходит от греческого aisthetikos — чувствующий, чувственный — отсюда: эстетическое воспитание — это формирования восприятия окружающей действительности и произведений культуры, посредством чувственного и эмоционального выражения. Проще говоря эстетическое воспитание — это развитие в личности чувства прекрасного, умение находить элементы прекрасного в окружающем мире, элементах культуры, обществе и себе самом.
Основной способ воспитания чувства прекрасного — это воспитание через искусство. А именно создание культурной среды, эмоционального и интеллектуального фона посредством различных сфер культуры. Ввиду того, что воспитание проводится на уроках ИЗО, то средствами воспитания становятся предметы живописи, скульптуры, архитектуры, рисунков, фотографии, графики и иных изобразительных средств.
Искусство как средство воспитания помогает прививать ребенку понимание прекрасного, закладывает потребности духовного развития личности, формирует вкус и стиль. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства прививается родителями в семье и дополняется в школе и организациях дополнительного образования, и именно на этих институтах воспитания лежит задача распознать интересы и потребности ребенка и вовремя направить их нужное русло через различные студии, кружки, чтение развивающей литературы, посещение театров и музеев и концертов. Внутренний мир человека сложен и неоднозначен. Как помочь детям раскрыть все многообразие окружающего мира, увидеть, услышать, почувствовать другого человека, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решить все эти задачи является искусство.
Эстетическое воспитание начинается с ранних лет, ребенок растет и развивается «впитывая» информацию из окружающего мира: общение с близкими и ровесниками, чтение книг, просмотр телепрограмм, прогулки на улице и т. д. все это влияет на развитие ребенка и формирует его понимание прекрасного, формирует его вкусы и осознание окружающего мира. Важно заметить, что помимо перечисленных элементов окружающего мира, существенное влияние на молодое поколение оказывает интернет. Важной особенностью интернета является огромное количество доступной информации. Неподготовленному человеку, а ребенку в особенности, трудно ориентироваться в информационном пространстве, у нет необходимых навыков для фильтрации и сортировки получаемых данных, поэтому роль эстетического воспитания возрастает в подобных условиях. Ведь образованный и культурно воспитанный человек в состоянии определить ценность получаемой информации, ее значение, способен отделить «ужасное» от «прекрасного» и не поддаться порокам цифровой эпохи.
Таким образом мы подходим к тому, как должно воплощаться эстетическое воспитание.
В основе эстетического воспитания лежат три составляющие:
– человек должен жить в красоте;
– человек должен замечать красоту;
– человек должен создавать красоту вокруг.
Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б. М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [6, c. 111].
Формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» — отмечает в своей работе Б. Т. Лихачев [3].
Образовательный процесс и школьный урок, как составной элемент этого процесса, зависят от контекста современной культуры обуславливаются социально-экономическими процессами, степенью развития общества, духовными и моральными ценностями, но также зависят и от микропроцессов происходящих на уровне семьи и других межличностных связей ребенка.
Информационно-техническое развитие последних лет, различные процессы возникающие в процессе развития общества влияют и на методы организации современного урока. Но не смотря на происходящие изменения, появление новых форм и средств обучения, основа любого образовательного процесса остается неизменной — школьный урок, это центр, основа вокруг которой строятся другие виды образовательных активностей.
На уроках ИЗО отдельную значимость имеет наглядность, которая в случае уроков по эстетическому воспитанию является не только методом, влияющим на развитие познавательной деятельности школьников, но и сама является объектом изучения, эстетического осмысления и эмоционального переживания. В результате, изучение наглядности приводит к формированию художественного образа в культурной и художественной деятельности школьников. Общеизвестно, что даже самые тривиальные задачи по изобразительному искусству носят субъективный характер, школьников невольно вносит элементы своего личностного восприятия в свою работу.
Уроки ИЗО направлены на решение трех основных проблем:
– осознание способов и методов художественного творчества;
– определение и усвоение методов создания художественного образа (специфики языка и искусства);
– познание приемов изобразительной деятельности.
«Проблемные задачи по изобразительному искусству заключают в себе особенности, исходящие из специфики проблем, разрешаемых учащимися в процессе изобразительной деятельности и восприятия произведений искусства, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности через посильное создание и восприятие художественного образа. Сущность (содержание) каждого компонента логической схемы проблемных задач по изобразительному искусству всех типов, носит особый, наглядно-образный характер. Обязательно включает в свою модель личность учащегося с его прежним художественным, эмоционально-эстетическим опытом и субъективными «личностными» художественными и интеллектуальными возможностями, которые отражаются в результате решения задач» указывает Л. Б. Рылова.
Проблемными задачами эстетического воспитания являются:
- Научить видеть и понимать красивое; научить отделать красивое от некрасивого, формируя связи между эстетикой и познанием
- Научить создавать красивое, научить охранять красивое вокруг себя: в природе, в быту, в личном и общественном, таким образом формируя связи между эстетикой и культурной быта, культурой общества
- Научить красоте поступка, формируя, таким образом, связь между эстетикой и этикой.
В основе эстетического воспитания лежат эмоции и чувства. Для пробуждения эмоциональной составляющей необходима поддержка учителя. Посредством педагогической работы учитель направляет ученика, помогает понять сущность предмета искусства, способствует формированию эстетических чувств, стимулирует понимание красивого. Для решения установленных задач используются различные инновационные технологии: личностно-ориентированные технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, «портфолио учащегося», модульное обучение и т. д., а также использование мультимедиа на уроке.
Рассмотрим современные педагогические технологии подробнее. По своей сути педагогическая технология — это набор методов в деятельности преподавателя, направленных на конкретный результат. Наиболее популярные из них — личностно-ориентированные, которые характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью, их основная ценность — акцент на индивидуальных особенностях личности, на принципах самовыражения и свободы. Выделим наиболее интересные личностно-ориентированные технологии:
- Гуманно-личностная технология. В ее основе лежит направленность на поддержку личности. Принципами этой технологии являются:
– уважения к ребенку, к его личности, ценностям и интересам;
– доверительных отношений между учителем и учеником;
– терпение в становлении ребенка, вера в преобразующую силу воспитания.
- Технология сотрудничества, в некоторых источниках — проникающая технология. В соответствии с данной технологией выделяют взаимодействие «ученик-учитель» и «ученик-ученик». Применение технологии основывается на следующих принципах:
– взаимозависимость участников сотрудничества.
– личная ответственность участников за личные успехи в обучении и успехи коллектива.
– совместная учебно-познавательная деятельность в коллективе.
– в конце учебной работы выставляются не только индивидуальные оценки, но и оценка деятельности всего коллектива.
- Технология свободного воспитания. Здесь понимается отсутствие принуждения в ходе обучения, акцент делается на самостоятельном обучении учащимся. Принципами данной технологии являются:
– доверие со стороны учителя, вера в достаточное развитие ученика и его способностей;
– отказ от авторитарности, что заключается в отказе от влияния на творческий процесс обучения;
– осознание личностного авторитета, т. е. учитель осознает, что является авторитетом для учеников и исходя из этого принимает роль не наставника, а скорее старшего товарища;
– стимулирование активной жизненной позиции, формирование у учеников целей, желаний, создание мотивации для их реализации;
– осознание уникальности опыта, т. е. каждый ученик обладает своим личным пониманием, своим опытом, здесь нет универсальности. Это особенно важно в процессе эстетического воспитания, потому что формирование положительного личного опыта — основная цель воспитания.
- Технология диалога. Образовательный процесс строится е только на запоминании информации, скорее на ее усвоении. В диалоге усвоение полученной информации происходит быстрее, многие ученики лучше понимают проблему и быстрее приходят к ее решению. Важно отметить, что в случае эстетического воспитания диалог — один из самых эффективных способов обучения. Например, анализируя изображение: картину или рисунок, ученик высказывает свое мнение, но для школьников хороший связный монолог может вызвать трудности. В диалоге же есть возможность направить ученика, дать ему возможность «раскрыться», помочь в выражении эмоций. Часто диалог воспринимается обучающимся не как задание, а как обычный разговор, это снижает напряжение и волнение, дает больше возможностей для самовыражения. Принципами технологии являются:
– проблемности и оптимальности диалога,
– поэтапного циркулирования информации,
– взаимодействия всех участников.
- Игровые технологии. В ходе реализации этой технологии создается имитация реальности, совмещается образовательный процесс и реальная деятельность учеников. В ходе игры у преподавателя появляется возможность дифференцировать задачу урока, учитывая личность обучающихся, создавать эмоционально-психологический фон, влияющий на взаимоотношения между учениками и способствующий сплочению коллектива [4, c. 109]. Принципами этой технологии являются:
– образовательная задача формируется в игровой форме
– учебный процесс происходит по правилам игры
– дидактический материал часть игрового процесса
– игра улучшает межличностное взаимодействие, можно устраивать соревнования, повышающие успех учебного процесса
– игровой результат — определяет успешность образовательного процесса.
Стоит также обратить отдельное внимание на важность игровой технологии в эстетическом воспитании на уроках ИЗО. Уроки ИЗО — это не только рисование или лепка, это также и анализ художественного произведения, но важно не превратить урок по рисованию в урок по литературе. Здесь нельзя дать задание написать сочинение по описанию картины, здесь важнее уловить эмоции ребенка, понять его чувства и игра идеально подходит для решения этой задачи. Игровая форма помогает раскрепоститься ученикам, меньше чувствовать скованность, легче выражать эмоции, потому что игра воспринимается менее серьезно чем ответ у доски или написание сочинения. В игре нет оценок, а значит и нет отрицательного результата, потому что в игре — основное значение процесс, а не результат. Кроме того правильно организованная игра позволит охватить большую аудиторию, дать возможность большему количеству учеников проявить себя.
Каждая игра направлена на решение одной или нескольких педагогических задач. Можно выделить следующие группы игр:
– развивающие внимание;
– развивающие глазомер;
– тренирующие наблюдательность;
– развивающие творческие способности;
– воздействующие на эмоции и чувства;
– раскрывающие личностные возможности ребенка.
- Технология проблемного обучения. Во время урока создается педагогическая проблемная ситуация, где обучающиеся сталкиваются с новыми условиями и должны найти способ решения проблемы. Таким образом происходит активизация интеллектуальных и творческих способностей [7].
Три вида проблемного обучения:
Проблемное изложение. Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению.
Частично-поисковый метод. Учитель создает проблемную ситуацию, обучающиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней.
Исследовательский метод. Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.
Одной из новых форм проблемного обучения является кейсовая технология. Ее суть заключается в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий в ситуации (case), в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [8, c. 202].
- Технология творческой мастерской. Творческая мастерская — это организация учебной деятельности на уроке небольшими группами (5–7 человек) при соучастии учителя-мастера. В ходе такого урока ученик не получает уже готовые знания, а он сам их добывает [2]. Целью этой технологии является стимулирование самостоятельного поиска знаний у учеников, кроме того цель технологии убрать страх перед индивидуальностью и самовыражением у школьника. Главная задача учителя или мастера — подобрать такие задания, которые подошли для ученика, чтобы каждый обучающийся выбирая задание чувствовал уверенность в своих силах, чувствовал интерес, был в достаточной степени мотивирован и готов к решению поставленной задачи. Нельзя делать задания простыми, задания должны предлагать вызов, стимулировать интерес ученика и заставлять его дойти до конца, добиться решения поставленной проблемы. Таким образом формируется индивидуальный путь решения проблемы, формируется самостоятельность, подстегивается мотивация ученика, а главное в процессе решения проблемы формируется уникальный личный опыт.
Методика творческой мастерской строится на совместной деятельности педагога и учащегося, где выбор деятельности осуществляет ученик, а педагог лишь консультирует и корректирует ход его работы. Обучающийся вправе выбрать в каком виде и жанре изобразительного искусства он хочет начать работу, планирует свою деятельность с помощью педагога: делает эскиз, выбирает материал, готовит рабочий стол, а затем приступает к выполнению задуманного. Каждый ученик в творческой мастерской — это художник, готовящийся к тому, чтобы представить свое произведение на суд зрителям. Каждая работа, выполняемая по методу творческой мастерской, по сути — проект, а законченное изделие — продукт, который ребенок представляет на конкурсы, олимпиады или выставки. А в конце учебного года в рамках урока проводится выставка работ учащихся. Таким образом и подводится итог учебного год, и создается дополнительная мотивация к дальнейшему обучению у учащихся [1].
На данный момент педагогические методы тоже претерпели изменения. Рассмотрим их.
Выделяют три группы методов: словесные, практические и наглядные методы. Каждый метод направлен на достижение определенной цели, и при правильном выборе позволяет значительно повысить эффективность урока.
Многие учителя считают, что на уроках ИЗО стоит в первую очередь делать упор на наглядные и практические методы. Но это в корне неправильно. Словесные методы так же играют важную роль в проведении урока.
В первую очередь без них невозможна правильная организация урока, ведь для этого необходимо четко поставить цель занятия для обучающихся, пробудить у них интерес к теме урока, активизировать логическое и образное мышление, самостоятельную работу школьников, а также их собственную оценочную деятельность. Словесные методы действительно могут оказывать на школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе школьника, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношение к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.
Один из главных словесных методов, использующихся на уроке ИЗО, — это художественно-педагогическое общение. Это тот вид общения, который достигается в результате организации процесса освоения обучающимися того или иного произведения искусства, когда и сами обучающиеся, и это произведение, и преподаватель выступают как субъекты творческой дискуссии.
Существуют два вида творческой дискуссии:
1) микродискуссия в группах совместно работающих обучающихся;
2) общая дискуссия среди всех учеников в классе.
В современной педагогике искусства появились методы, которые помогают организовать переживание учеников, а, следовательно, способствуют успешному эстетическому воспитанию на уроке. К ним относят метод художественно-педагогической драматургии. В основе этого метода стоит принцип построения урока как художественного произведения. Он был разработан Л. М. Предтеченской для уроков МХК, но со временем его стали использовать и на уроках ИЗО.
Урок развивается по законам драматургии: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но действие урока продолжается и после его окончания — произведение искусства надолго остается в сознании учащихся.
Преподавание изобразительного искусства невозможно представить без наглядных методов. Один из главных наглядных методов — наблюдение. Благодаря этому методу у обучающихся развивается не только такое важное качество, как наблюдательность, но и визуальное мышление.
Визуальное мышление — это мышление визуальными образами, способствующее творческому решению задач. Следовательно, эффективность визуального мышления зависит от размера визуальной библиотеки — подборки воспоминаний и картинок, которые хранятся в памяти.
Визуальная библиотека пополняется разными способами, но один из самого действенных — визуальный анализ объектов. Данный анализ заключается не в бездумном перерисовывании объекта, а в поиске закономерности и способов кратчайшим путем воссоздать видимое. Полученные знания помогают при следующих визуальных анализах, со временем разрозненные факты объединяются в единую картину. Так, анализируя простые геометрические объекты в натюрморте, в дальнейшем нам проще учиться рисовать более сложные по форме предметы.
В визуальном анализе на уроке ИЗО большую роль играет набросок учителя. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает ход работы с натуры или рисование на темы. Отличительными чертами таких педагогических рисунков должны быть простота и убедительность исполнения, простота и наглядность, передача главного, характерного в изображаемых объектах.
Визуальный анализ объекта на уроке ИЗО проводится по методике Н. П. Сакулиной, эта методика предлагает пять последовательных этапов:
1) восприятие предмета в целом;
2) обследование с анализом;
3) определение строения предмета — соотношение крупных и мелких частей;
4) выделение цвета;
5) рассматривание вновь всего предмета в целом.
Не стоит злоупотреблять использованием наглядного материала, проблема в том, что когда школьники часто занимаются с наглядным материалом, то формируется так называемое «замыкание», в результате которого ученик начинает рисовать только по наглядному материалу, теряется интерес, ученик вкладывает меньше фантазии в работу. Поэтому стоит чередовать такие задания и творческими, где ставятся условия рисовать по памяти или нужно придумать собственный рисунок.
К практическим методам, используемым на уроках ИЗО относят практические работы, разного рода упражнения и арт-терапию.
Практические работы — это, обычно, стандартное рисование или лепка. Здесь тоже используются инновационные подходы, которые часто зависят от учителя. Чаще всего с этим методом преподаватели предпочитают не экспериментировать и преподают по стандартным методикам.
Упражнениями в методике преподавания ИЗО является многократное повторение умственного или практического действия с целью закрепления или повышения эффективности его использования. Упражнения делятся на практические и устные.
Устные упражнения направлены на развитие логического мышления, памяти, речи и внимания учеников. Устные упражнения — динамичны, их легко выполнять и они не занимают много времени. Проблема устных упражнений кроется в их же преимуществах, скорость и простота выполнения сказываются на запоминании, результат этих упражнений надолго не закрепляется.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. Наиболее эффективным упражнениями на уроке ИЗО — это графические упражнения. Если сравнивать с устными, то с помощью графических упражнений лучше запоминать материал, и учащиеся могут повторить спустя время. В то же время графические упражнения более интересны обучающимся, чем письменные.
Арт-терапия как практический метод отличается от упражнения и практической работы тем, что этот метод в первую очередь нацелен на психологический результат — справиться с психологическими проблемами обучающихся. Арт-терапия позволяет решить следующие педагогические задачи:
Диагностика. Благодаря арт-терапии можно понять уровень творческого развития обучающегося, получить сведения о его личностных качествах, интересах, ценностях.
Развитие. Арт-терапия помогает гармонизации личности обучающегося, формирует навыки саморефлексии и анализа своих чувств и мыслей.
Коррекция. Арт-терапия улучшает эмоциональный климат в коллективе, и благодаря такому терапевтическому действию позитивно влияет на учебный процесс в целом.
Итак, проведенная работа показывает, что эстетическое воспитание обладает важной ролью в развитии ребенка. Эстетическое воспитание начинается с того момента, как ребенка начинает осознанно воспринимать мир. Все те образы, весь тот опыт, который получает ребенок ложится в основу его мировоззрения. Именно поэтому уроки ИЗО становятся особенно необходимы в период взросления ребенка, на занятиях по ИЗО школьник обретает чувство прекрасного, формирует вкус, учится понимать искусство, а через это понимание формируется мировоззрение и восприятие самого себя. На современных уроках ИЗО используются современные методы и технологии, которые сводятся к тому, чтобы помочь ребенку понять себя, раскрыть свои эмоции и чувства, сформировать индивидуальность и осознанно подойти к пониманию искусства.
Литература:
- Алексеева, С. О. Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / С. О. Алексеева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». — Майкоп: изд-во АГУ, 2010. — С. 162–164.
- Баширова, М. В. Технология творческих мастерских / М. В. Баширова [Электронный ресурс]. — URL: http://dopobrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/pedagogicheskij-opyt/144-tekhnologiyatvorcheskikh-masterskikh (дата обращения: 28.12.2021)
- Ильина, Е. Воспитание искусством / Е. Ильина // Искусство в школе, 2009. — № 1. — С.17–26.
- Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.
- Козлов, В. И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях / В. И. Козлов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 119–122.
- Неменский, Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский — Издание 2-е, перераб. и дополн. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
- Толстова, Е. А. Некоторые основы эстетического воспитания школьников / Е. А. Толстова, С. П. Муравьёва, А. М. Рыбин // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 637–639.
- Холлингсворт, М. Искусство в истории человека / М. Холлингсворт. — Москва: Искусство, 1993. — 517 с.