Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.09.2022

Статья просмотрена: 1389 раз

Библиографическое описание:

Логунова, Е. С. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации / Е. С. Логунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95045/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье анализируется специфика положения и роль института прокуратуры Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации обладает специфическим статусом в системе органов государственного контроля РФ. Именно надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод граждан является основной и первоочередной задачей деятельности прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура РФ, контрольно-надзорные органы, прокурорский надзор, законность, Конституция РФ.

This article analyzes the specifics of the situation and the role of the Institute of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in the system of state control of the Russian Federation. The Prosecutor's Office of the Russian Federation has a specific status in the system of state control bodies of the Russian Federation. Тhe supervision of compliance with the Constitution of the Russian Federation and the execution of laws, supervision of the observance of the rights and freedoms of citizens is the main and primary task of the Prosecutor's office.

Keywords: Prosecutor's Office of the Russian Federation, control and supervisory bodies, prosecutor's supervision, legality, Constitution of the Russian Federation.

Прокуратура Российской Федерации обладает специфическим статусом в системе органов государственного контроля РФ. Данный институт призван гарантировать реализацию совокупности целей, достижение которых позволит обеспечить законность и правопорядок в социуме. Кроме того, прокуратура РФ вносит крайне весомый вклад в защиту личных прав и свобод индивида — гражданина государства [4].

Рассматривая роль и место прокуратуры Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации, следует подчеркнуть, что прокурорский надзор имеет универсальный надведомственный характер. Прокурорский надзор является действенным инструментом, обеспечивающим соблюдение законности в процессе реализации контрольно-надзорной деятельности одновременно и со стороны субъекта вышеуказанной деятельности, и со стороны ее объекта. Это возможно, так как обе стороны подлежат прокурорскому надзору за исполнением законов.

Прокуратура участвует фактически во всех регламентируемых законодательством общественных отношениях, это дает возможность институту прокуратуры аккумулировать массивы важных сведений, в частности, относительно соблюдения законности непосредственно контрольными органами, а также в областях, подлежащих контролю вышеуказанных органов [6].

Напомним, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202–11 (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов. Также прокуратура Российской Федерации призвана реализовать надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществлять уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполнять иные функции [2].

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о прокуратуре к предмету прокурорского надзора относится соблюдение Конституции РФ, а также исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. К предмету прокурорского надзора относится также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше [2].

Здесь необходимо подчеркнуть, что, согласно Конституции РФ и Закону о прокуратуре, прокуратура, как функционально, так и структурно, не относится ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветвям власти. Прокуратура РФ представляет собой абсолютно самостоятельный институт права. Органы прокуратуры реализуют надзор за исполнением законов, которые действуют в границах Российской Федерации. Надзор ведется, в том числе, также за исполнением вышеуказанных законов представительными (законодательными) органами субъектов РФ. При этом органы прокуратуры не относятся к системе органов законодательной власти. Прокуратура не принимает участия в принятии законов и не может быть определена как контрольно-надзорный орган законодательной власти [5].

Органы прокуратуры не относятся к судебной системе, установленной Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» [1], не являются ни судами, ни их структурными подразделениями. Напомним, в Российской Федерации судебная власть реализуется посредством специально предназначенной для этой цели судебной системой через судопроизводство. При этом Федеральный закон «О прокуратуре РФ» предусматривает формы участия прокурора в процессе судопроизводства [2].

Прокуратура не относится к исполнительной власти. Отметим, что полномочия исполнительной власти имеют управленческий характер, при этом прокуратура не реализует управленческие функции. Относительно органов исполнительной власти прокуратура осуществляет надзорные функции, следя тем, чтобы данные органы соблюдали законы РФ и принимаемые ими правовые акты строго соответствовали законодательству РФ.

Надзорные полномочия прокуратуры распространяются на практике на все области правовых отношений, которые регламентирует законодательство РФ [5].

На контролирующие органы возложена обязанность представлять в прокуратуру РФ материалы относительно правонарушений, требующих прокурорского реагирования. Кроме того, органы контроля обязаны содействовать прокуратуре при исполнении органами прокуратуры своих задач (например, посредством реализации аудита, предоставления специалистов соответствующего профиля во время организации проверок, предоставления необходимых сведений и т. д.).

Прокуратура предоставляет необходимые сведения контролирующим органам относительно мер, принятых прокуратурой на основе направленных ей данных. В случае необходимости прокуратура также направляет предложения, касающиеся устранения правонарушений и предпосылок данных правонарушений [4].

Отметим, прокуроры, согласно процессуальному законодательству Российской Федерации, участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами. Если решение суда вступает в противоречие с нормами законодательства, прокурор опротестовывает подобное решение. Прокурор также наделен правом опротестовать приговор, определение и постановление, вынесенное судом.

Проверки исполнения законов осуществляются на основании материалов, направленных в органы прокуратуры (заявлений, жалоб и прочих обращений), содержащих сведения относительно фактов нарушения законов, требующих принятия мер прокурором [6].

При этом необходимо подчеркнуть, что, реализуя надзор за исполнением законов РФ, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц. Органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и предприятий [7].

Можно отметить, что на практике совершенствование системы государственного контроля происходит посредством образования в рамках данной системы самостоятельных органов и институтов. Таким образом, в качестве самостоятельного института, реализующего надзор за исполнением законов государства, действует Прокуратура РФ, осуществляющая функции контроля, надзора и наблюдения. Прокуратура РФ — важный компонент современной политико-правовой структуры Российской Федерации. Большое количество функций и полномочий, которыми обладает прокуратура РФ, обусловлено тем, что деятельность данного института призвана обеспечить функционирование единого законодательного и правоприменительного пространства на всей территории государства без исключения [5].

В настоящее время в государстве осуществляется укрепление позиции института прокуратуры Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации. Актуализируется роль прокуратуры, как структуры, призванной обеспечивать приоритет закона на всей территории Российской Федерации. Внесенные поправки в Конституцию РФ закрепили правовое определение прокуратуры в тексте Конституции РФ и определили надзорную функцию прокуратуры в качестве ведущей функции. Кроме того, был закреплен статус прокуратуры, как обособленного института, подчиняющегося непосредственно Президенту Российской Федерации, а также утвержден приоритет надзорной деятельности прокуратуры [3].

Можно прийти к выводу, что роль прокуратуры в системе государственного контроля Российской Федерации определяется следующим образом — прокуратура РФ является эффективно функционирующим государственным институтом в системе разделения и взаимодействия властей, принимающим необходимые меры по устранению нарушений законодательства РФ практически в любых сферах жизнедеятельности государства и социума, в масштабах всей страны. Прокуратура РФ, как единая федеральная централизованная структура, реализует надзор за соблюдением Конституции РФ, за соблюдением законов и за соответствием правовых актов данным законам от имени непосредственно государства — Российской Федерации, независимо от каких-либо органов государственной власти.

В настоящее время в государстве имеется необходимость создания и развития эффективного инструмента систематизации и координирования деятельности контрольно-надзорных государственных органов. Всеобъемлющий характер прокурорского надзора предоставляет возможность рассматривать институт прокуратуры в качестве основы создания подобного инструмента. Именно надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод граждан является основной и первоочередной задачей деятельности прокуратуры.

Литература:

  1. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изм. и доп. от 11.06. 2022) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20.02.1992. № 8. Ст. 366.
  3. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
  4. Исаков А. М. Прокуратура в системе контрольно-надзорных органов // Вопросы науки и образования. 2018. С. 165–168.
  5. Королев И. А. Прокуратура в системе государственных органов Российской Федерации // Закон и право. 2020. С. 130–132.
  6. Соколов Д. А. Хранительница идеи законности // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. № 2 (88). С. 123–129.
  7. Тюленева К. Н., Балашова Е. С. Роль и функции прокурорского надзора в современной России // Vita memoriae: Теория и практики исторических исследований. Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научной конференции. Нижний Новгород: НГПУ, 2022. С. 239–242.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокуратура РФ, орган прокуратуры, прокуратура, прокурорский надзор, государственный контроль, надзор, орган, исполнительная власть, система органов.


Похожие статьи

Принципы организации деятельности органов прокуратуры

В статье рассмотрены основные принципы организации деятельности органов прокуратуры. Прокуратура РФ является одним из государственных органов, призванных обеспечивать соблюдение Конституции РФ и других законов, а также защищать основные права и свобо...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган государственной власти. Основы компетенции

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской Федерации на современном развития отечественного государства и права. Подчеркивается уникальность надзорной и ненадзорной деятельности.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Основания и причины отказа прокурора от поддержания государственного обвинения

Актуальность выбранной темы обусловлена особой правозащитной ролью в уголовном процессе должностных лиц органов прокуратуры, деятельность которых направлена не только на привлечение виновного лица к уголовной ответственности, но и на охрану и защиты ...

Прокуратура в системе разделения властей в государственном механизме защиты конституционных прав граждан

В статье анализируется назначение прокуратуры в государственном механизме защиты конституционных прав граждан и ее место в системе государственных органов. Анализируются нормы Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» с учетом последний...

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Об историческом аспекте возникновения прокуратуры РФ и ее современных функциях

В статье автор рассматривает истоки возникновения Прокуратуры РФ, а также выделяет особенности функционирования в настоящее время.

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

В данной статье анализируется специфика правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации. Исследование правового статуса службы в органах Прокуратуры РФ касается, в том числе, законодательного регулирования данной службы. В статье ...

Похожие статьи

Принципы организации деятельности органов прокуратуры

В статье рассмотрены основные принципы организации деятельности органов прокуратуры. Прокуратура РФ является одним из государственных органов, призванных обеспечивать соблюдение Конституции РФ и других законов, а также защищать основные права и свобо...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган государственной власти. Основы компетенции

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской Федерации на современном развития отечественного государства и права. Подчеркивается уникальность надзорной и ненадзорной деятельности.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Основания и причины отказа прокурора от поддержания государственного обвинения

Актуальность выбранной темы обусловлена особой правозащитной ролью в уголовном процессе должностных лиц органов прокуратуры, деятельность которых направлена не только на привлечение виновного лица к уголовной ответственности, но и на охрану и защиты ...

Прокуратура в системе разделения властей в государственном механизме защиты конституционных прав граждан

В статье анализируется назначение прокуратуры в государственном механизме защиты конституционных прав граждан и ее место в системе государственных органов. Анализируются нормы Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» с учетом последний...

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Об историческом аспекте возникновения прокуратуры РФ и ее современных функциях

В статье автор рассматривает истоки возникновения Прокуратуры РФ, а также выделяет особенности функционирования в настоящее время.

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

В данной статье анализируется специфика правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации. Исследование правового статуса службы в органах Прокуратуры РФ касается, в том числе, законодательного регулирования данной службы. В статье ...

Задать вопрос