В данной статье автор обобщает существующие проблемы законодательства о туристской деятельности и предлагает пути совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу.
Ключевые слова: туризм, туристская деятельность, законодательство, договор о реализации туристского продукта, экологический туризм.
Туризм играет важную роль не только в мировой экономике, но и в экономике Российской Федерации. Пандемия, вызванная распространением коронавирусной инфекции COVID-19, значительно сократила доходность данной сферы, но в настоящее время туристская отрасль постепенно возвращается к допандемийным показателям. Тем не менее, российское законодательство о туризме требует доработок и устранения пробелов в регулировании некоторых вопросов, связанных с оказанием туристских услуг.
Множество проблем, связанных с успешным развитием туристской сферы, имеет комплексный характер, а решение этих проблем напрямую затрагивает всех субъектов указанных правоотношений — государственные органы, общественные организации, предпринимателей и туристов.
Основные направления совершенствования российского законодательства в сфере туризма определены в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Среди них можно выделить актуализацию государственных стандартов в области туристской деятельности, актуализацию терминологии и законодательное закрепление понятий всех видов туризма, а также понятия туристского продукта, разработку предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, целью которых станет устранение административных барьеров, препятствующих эффективному развитию сферы туризма в Российской Федерации, передачу некоторых полномочий по развитию туризма органам местного самоуправления [1].
Туристская сфера деятельности достигла совершенно нового уровня качества за последние годы. Государственными органами и общественными организациями формируются программы по реализации планов развития туризма, кроме того, постепенно растет объем государственного финансирования туристической отрасли, а также совершенствуется система обеспечения безопасности туристов. Государство определяет сферу туризма одной из приоритетных отраслей экономики и оказывает ей поддержку, а также прилагает усилия по созданию стабильных условий для совершенствования этой отрасли.
Разработка нормативно-правовых актов, которые затронут различные сферы туристской индустрии, является одной из приоритетных задач развития законодательного регулирования в туристической сфере. Такие акты должны регламентировать порядок и систему совершенствования федерального и регионального законодательства в сфере туризма, повышать заинтересованность в инвестировании в туристский бизнес, помогать улучшить качество туристических услуг и формировать стабильную государственную поддержку внутреннего туризма.
Существенный вклад в развитие туристской отрасли в Российской Федерации внесет выполнение мероприятий, связанных с совершенствованием сферы безопасности в туризме, в том числе сферы страхования жизни и здоровья туристов и страхования ответственности туроператоров (турагентов). Немаловажным фактором станет выработка у туристов осмысленного отношения к соблюдению мер личной безопасности и к защите окружающей среды.
Туризм, как явление многогранное, непосредственно связан с таким фактором как экология, и поэтому нуждается в более продуманной проработке нормативно-правовой базы, регулирующей экологические аспекты. Это позволит более эффективно и рационально использовать природные и рекреационные ресурсы нашей страны, что сможет принести значительный доход местному и федеральному бюджету. Концепция развития экологического туризма предусматривает реализацию мероприятий, направленных на увеличение туристического потока на территории природных заповедников, часть дохода от которых может быть потрачена на уменьшение антропогенной нагрузки на особо охраняемые природные территории. Помимо реализации подобных мероприятий следует развивать характерную инфраструктуру, которая позволит сократить влияние туристов на окружающую среду, а также ограничить доступ всех желающих на особо охраняемые природные территории путем взимания платы за нахождение на таких территориях.
Для того чтобы туристический рынок в нашей стране поднялся на качественно новый уровень, целесообразно развивать и улучшать сферу пляжного и лечебно-оздоровительного туризма. В целях реализации данного решения нужно использовать уже имеющийся санаторно-курортный комплекс в качестве нового туристского продукта. Например, в низкий туристический сезон, когда спрос на услуги курортных учреждений достаточно мал, можно использовать материальную базу санаториев и пансионатов в качестве места временного проживания граждан, которые посещают город по работе или учебе [2, с. 300]. Более рациональное и продуманное применение имеющейся инфраструктуры принесет дополнительный доход местному бизнесу, а также привлечет интерес граждан к новому варианту использования материально-технической базы рекреационных учреждений.
Среди основных задач, касающихся развития туристской отрасли, можно выделить следующие: развитие и поддержка местной экономики, рациональное использование рекреационных, природных и культурных ресурсов нашей страны, повышение заинтересованности местных жителей в работе в области туризма путем увеличения количества рабочих мест, сохранение и поддержка народных промыслов и ремесел, совершенствование туристической инфраструктуры и современных цифровых сервисов для путешественников. Помимо названных задач, существует потребность в увеличении государственного субсидирования поездок граждан внутри страны. Такая мера финансовой помощи позволит уменьшить нагрузку на туриста и позволит ему чаще совершать поездки в туристических целях. Названная мера государственной поддержки играет важную роль в развитии туристической деятельности, так как многие россияне не готовы тратить крупные суммы на путешествия, а государственное субсидирование решит этот вопрос, позволив гражданам России отдохнуть в напряженной экономической и политической ситуации [3, с. 266]. В связи с этим туристскому бизнесу следует уделять большое внимание развитию именно внутреннего туризма, развивая экологический и индивидуальный туризм, искать новые интересные туристические маршруты, рекламировать здоровый образ жизни и пешие прогулки, а также иные виды активного отдыха, снижать стоимость путешествий по стране и делать отдых более доступным для населения.
Помимо указанных выше задач по развитию российского законодательства о туристской деятельности следует сказать о необходимости доработки законодательства о защите прав потребителей в сфере туризма. Довольно часто туроператор, не предупреждая туриста, изменяет условия проживания, питания, категорию отеля и другие существенные условия договора о реализации туристского продукта. В таких случаях нарушаются права потребителя. В связи с этим, следует более четко регламентировать на законодательном уровне правоотношения, связанные с защитой прав потребителей туристских услуг. Нормами действующего российского законодательства о расторжении договора о реализации туристского продукта не закреплены иные юридические последствия, которые наступают для сторон в случае изменения или расторжения договора, кроме возврата денежных средств в размере фактически понесенных затрат сторон при расторжении договора. Анализ судебной практики показывает, что перемена условий, которые присутствовали при заключении договора, происходит на различных этапах оказания туристских услуг (например, если договор уже заключен, но не оплачен, до начала путешествия или после его окончания и т. д.). Пандемия COVID-19 вызвала волну судебных разбирательств, предметом которых было расторжение договоров о реализации туристского продукта и возврат потребителям выплаченных туроператору (турагентству) денежных средств. Туристический бизнес значительно пострадал в 2020–2021 годах, так как не был готов к таким непредвиденным обстоятельствам, которые буквально вынудили продавцов туристского продукта возвратить туристам огромные денежные суммы по отмененным турам.
Российские юристы-правоведы И. Е. Отческий и Д. В. Володина предлагают в целях предупреждения нарушения прав потребителей туристского продукта туристическими организациями закрепить в Законе о туристской деятельности исчерпывающий перечень правовых последствий для сторон договора в случае изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта [4, с. 133]. В соответствии с п. 4 ст. 10 132-ФЗ отсутствие возможности совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам является одним из условий, при котором возможно изменение или расторжение договора. Такое основание является лишь правом требования гражданина, и не выступает бесспорным обстоятельством для изменения или расторжения договора. Положения данной нормы закона в действующем виде не защищают в полном объеме права потребителя туристского продукта и требуют доработки путем внесения в нее определенных изменений и закрепления невозможности совершения гражданином туристической поездки по не зависящим от него обстоятельствам как безусловного основания изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта.
Подводя итог данному исследованию, следует сказать, что действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность в сфере туризма, недостаточно полно урегулированы определенные аспекты, например, связанные с защитой прав потребителей туристского продукта, эффективного и рационального развития туристического бизнеса, государственного субсидирования и финансирования общественных инициатив и предпринимательства, взаимодействия между участниками правоотношений в сфере туризма и другие. Но стоит отметить, что наше государство обладает неплохим потенциалом для развития и доработки российского законодательства, регулирующего вопросы туризма и смежных отраслей экономической деятельности.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года»
- Саченок Л. И., Змерзлый Б. В. Направления государственно-правового регулирования туристической деятельности. — Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2021. — Т. 7 (73). № 1. — С. 289–303
- Толстых К. С. Специфика развития рынка труда индустрии туризма в рамках экономического кризиса. — Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2018. — № 1. — С. 261–268
- Отческий И. Е., Володина Д. В. Роль судебной практики в защите нарушенных прав потребителей туристских услуг — Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 3. — С. 128–136