Обучение детей с ограниченными возможностями плаванию и его оздоровительное влияние | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.09.2022

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Камилова, М. А. Обучение детей с ограниченными возможностями плаванию и его оздоровительное влияние / М. А. Камилова, М. К. Комилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95076/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящается оздоровительному влиянию плавания детям с ограниченными возможностями здоровья — на примере незрячих и слабовидящих детей. Известно с древних времен, что спорт, в особенности циклические виды спорта, обладают колоссальным оздоровительным воздействием на организм человека, в том числе, на детский организм. Плавание относится именно к таким видам спорта.

В статье автор обосновывает свои заключения о пользе плавания для незрячих и слабовидящих детей теоретическими интерпретациями и практическими рекомендациями, что немаловажно для достижения положительного эффекта в плавании детьми с вышеупомянутым дефектом.

Медицина не отрицает, что потеря зрения — это трагический финал тяжелых заболеваний глаз. 90 % информаций об окружающем мире нам предоставляет зрительный орган, и утрата зрения и светочувствительности лишает человека доступности объективных информаций о внешнем мире. Но занятия разными видами спорта, особенно плаванием, открывают другие виды чувствительности. Плавание — важнейшее средство развития незрячих и слабовидящих детей, так как этот вид спорта формирует личность и одаривает занимающегося им самоуважением. Регулярные занятия плаванием обучают детей владеть своим телом. Воздействие занятий плаванием наблюдается не только в развитии двигательных способностей, физических качеств, но и в улучшении телосложения, правильности осанки, что максимально важно, потому что в более позднем возрасте исправить ее дефекты становится значительно труднее. Занимаясь плаванием, ребенок становится атлетически правильно сложенным, более уверенным в себе и в своей жизни.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, ДОВ, занятие плаванием, оздоровительное влияние плавания, специальные физические упражнения в воде для ДОВ, незрячие и слабовидящие дети, польза плавания для незрячих и слабовидящих детей на физическом и психологическом уровне.

Плавание — самый популярный вид спорта, в связи с чем наш организм становится здоровым. Оно является доступным как для детей, так и для взрослых. Плавание обладает огромным оздоровительным значением, будучи уникальным видом физических упражнений, оно относится к массовой форме двигательной деятельности (5).

Видообразование плавания относится к древним временам и обусловлено с необходимостью освоения водной среды человеком, потому что большую часть Земного шара охватывает вода, и человек поневоле сталкивается с ней. В древние времена плавание являлось необходимым навыком в борьбе за существование. Например, древние греки ценили важность умения плаванием и приравнивали ее к умению грамотности, т. е. читать и писать. Плавание — одно из мощных способов закаливание организма, оно способно доставлять радость, служит прекрасным средством отдыха, укрепляет иммунитет и здоровье организма. Оно способствует вырасти подрастающему поколению сильными, ловкими, выносливыми и смелыми, переполняет чувством уверенности в различных жизненных обстоятельствах.

Занятие плаванием оказывает на организм, особенно организм детей оздоровительное влияние, развивая сердечно-сосудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, способствуя гармоничному росту тела и правильной осанке; приспосабливая детский организм к воздействию холода и резким колебаниям температуры (4).

Благотворное значение плавания на организм человека, особенно на детский организм, известно с древности. Организм человека состоит более чем на 60 % из воды, потому никакой другой вид физической активности не сравнится с упражнениями в воде. Горизонтальное положение тела в воде, ее относительная невесомость позволяют разгрузить позвоночник. Человек в вертикальном положении тела проводит более 2\3 части своей жизни. Но в водной среде, двигаясь в горизонтальном положении, позвоночный столб испытывает иные нагрузки и перемещения отдельных позвонков, соответственно, разгружая нервные окончания, которые они сжимают.

В добавлении к вышесказанному, регулярные занятия плаванием всесторонне позитивно влияют на физическое развитие детского организма, состояние центральной нервной и дыхательной системы, формируют правильную осанку и усиливает сопротивляемость детского организма к различным простудным заболеваниям. Ритмичные движения в воде улучшают кровообращение и обмен веществ, укрепляют сердечно-сосудистую систему. Кожа детей очищается и это облегчает кожное дыхание.

Все вышеуказанные позитивные аспекты плавания, при регулярном занятии плаванием, мы привыкли наблюдать у физически здоровых детей, которые занимаются плаванием. Но как быть, если дети имеют ограниченные физические возможности? Нам известно, что дети с ограниченными физическими и психологическими возможностями находятся в эмоционально-угнетенном состоянии. Вода, как правило, оказывает стимулирующее воздействие на центральную нервную систему, в водной среде начинают работать и мелкие и крупные мышечные группы, повышается уровень двигательной активности одного из факторов нормального развития ребенка. В добавлении к вышесказанному, коррекционные занятия по плаванию оказывают позитивное влияние на кардиореспираторную систему, иммунитет, психоэмоциональную область; они являются и коррекционным и профилактическим средством вторичных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (3).

У ребенка полная или частичная утрата зрения — слабовидение или слепота, приводящее к социальному дефекту и недостаточности. Это является одним из наиболее тяжелых видов заболевания. Данное явление — трагический результат тяжелых заболеваний глаз и препятствует ребенку в его приспособлении к жизни и окружающему миру, так как известно, что 90 % информации о внешней среде мы получаем через зрительный орган и нарушение функций данного органа оказывает существенное влияние для жизнедеятельности человека, ограничивая при этом, необходимые критерии жизнедеятельности, как, способность к передвижению, обучению, ориентации и самообслуживанию.

Процесс восстановления здоровья ДОВ — это сконцентрированный механизм медицинских, психологических и педагогических, социально-экономических мероприятий, ориентированных на более полное устранение ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма.

Для того, чтобы решать вопрос по трактуемой теме, мы ставили перед собой цель — создание условий для восстановления здоровья и, по возможности, способствование всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями. Также, нашей целью является восстановление социального статуса ДОВ, приобретение ими экономической независимости и их социальная адаптация. Наша главная задача, ориентированная на реабилитацию, компенсация нарушенных функций — максимально сокращенный уровень ограничений в жизнедеятельности, устранение формирования психологического комплекса неполноценности, мобилизация к социальной интеграции.

Для реализации данной цели должны решаться следующие задачи:

– содействие восстановлению здоровья детей с ограниченными возможностями;

– формулировка интереса и мотиваций к занятию плаванием, ЗОЖ;

– развитие физических способностей;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– обучить детей с ограниченными возможностями здоровья к основам техники способов плавания.

Данная программа обучения ДОВ включает занятия в плавательном бассейне, где занятия проводятся согласно с принципами физической культуры (постепенности, учета индивидуальных особенностей). На данных занятиях применяются специфичные и общеразвивающие физические упражнения, которые способствуют дальнейшему укреплению, расширению двигательной активности, появлению чувство уверенности в себе и самостоятельности ДОВ.

Оздоровительная фаза предусматривает привлечение детей с ограниченными возможностями в неограниченном количестве к регулярным занятиям плаванием для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья, воспитания личности ребенка, формирования здорового образа жизни и развития физических способностей.

Многолетний опыт врачей и педагогов показывает, что подвижность специфична здоровым детям, а малоподвижность, как известно, вялым и страдающим каким-нибудь заболеваниям детям. Незрячий ребенок или слабовидящий не является исключением. Отсутствие зрения является как бы фактором малоподвижной жизни. Но данное воззрение ошибочно. «Функция творит орган» — доминирующий биологический закон, которую должен знать каждый. Ведь бывает и так, что слабовидящие дети занимают лидирующее место и в спорте, и в разных областях жизни.

Физические упражнения, игры, занятия спортом, в особенности плаванием, которыми увлекаются дети всех возрастов, позитивно влияют на деятельность всех систем организма, подбадривает и дарит чувство радости. Под воздействием занятий, в особенности плаванием, образуются положительные свойства характера. Работа с детьми незрячими и с детьми с остатком зрения показало, что те из них, которые занимаются плаванием, как одним из видов восстановления здоровья ДОВ, данные занятия вызывают положительную динамику на физическом уровне.

Среди незрячих и слабовидящих детей имеется определенный процент, которым свойственно сколиоз, плоскостопие и дефекты осанки.

Патология осанки, ее сутулость влияет на двигательное положение позвоночника (2). Признаками являются изменяющееся положение тело и кратковременное выпрямление осанки. Таким детям грозит сутулость, которая не компенсируется позвоночником, и такие недуги, как круглая спина, выраженный лордоз у слабовидящих детей сопряжено с поражением ног. Не только незрячие, но и слабовидящие дети отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, координации и точности движения.

Патология в осанке может быть устранена при занятии плаванием и целенаправленных мышечных упражнений (2). Больше всего малоподвижность и отсталость у незрячих детей выявляется в развитии силы мышц, в координации и скорости движений. Наблюдения показывают, что циклические физические упражнения оказывают позитивное влияние на состояние здоровья этих детей, а плавание относится именно к таким видам спорта, также на состояние опорно-двигательного аппарата, что, бесспорно чревато улучшением осанки, подвижности в суставах, твердости и выносливости организма.

При занятии плаванием развивается моторика, и это является важным фактором функционирования организма незрячих и слабовидящих детей. У слабовидящих детей при плавании существенную роль занимает координация — умение, сноровка и ловкость, в последующем, выносливость. Повышению координации способствуют воспроизводимые упражнения, которые обладают целенаправленным характером движений. В этом случае в кору головного мозга направляется сознательный посыл и из него образуется бессознательный процесс, охватывающий определенную часть мозга и приводящего к вырабатыванию умения совершенного типа движения, которую в свою очередь, принято называть двигательным автоматизмом или моторно-динамическим стереотипом. Вместе с моторикой, плавание улучшает сенсорную чувствительность слабовидящих детей. При совершенно полной утрате или выпадении светочувствительности спорт, в том числе плавание предоставляет иные виды чувствительности и этим улучшает представление о внешнем мире. Занятие плаванием — это не только средство улучшения общесоматического состояния ДОВ, но и существенный социально-психологический фактор, так как предоставляется возможность выявлять, каких потенциально отличных результатов можно достичь в условиях снижения или отсутствия функции разных органов. Это очень важно для осознания собственного потенциала организма для детей с различными физическими дефектами.

Детям с ограниченными возможностями, в том числе, слабовидящим и незрячим перед тем, как начать занятия плаванием и в процессе плавания, необходимо выполнять следующие задачи:

– овладеть упражнениями специальной гимнастики на суше;

– ознакомиться с упражнениями для изучения техники плавания;

– регулярно выполнять «свой» объем нагрузок на суше и воде;

– постепенно повышать уровень физической подготовленности;

– расширять диапазон двигательных навыков;

– научиться сочетать занятия по плаванию с другими видами физкультурно- спортивной деятельности.

Для достижения положительного результата от занятий плаванием выбор объёма и интенсивности нагрузок весьма значительна. При установлении объёма нагрузки нужно учитывать степень физической подготовленности детей. В обусловленности от индивидуальных особенностей детей, их нынешнего физического состояния и самообладания нагрузка может увеличиваться или уменьшаться.

Величину нагрузки определяют объём и интенсивность упражнений. Нагрузки, интенсивность которых ниже определенного уровня, не вызывают изменений в уровне физической работоспособности. Данный уровень именуется «порогом адаптации» или «границей выносливости».

При занятии плаванием с незрячими и слабовидящими детьми необходимо создать опору из дидактических принципов, принятых в тифлопедагогике: коррекционная ориентация, индивидуальный подход, компенсаторная направленность занятий.

В течение занятий с детьми с нарушением зрения важное место занимают данные методы обучения: А) Словесный метод. При описании и трактовке тренер-преподаватель сообщает детям не только преподнесенный материал, но создает живые образы, формирует пространственные представления о предметах и действиях. Тренеру-преподавателю необходимо иметь навыки пользования голосом. При командовании он должен быть спокойным, уверенным и устойчивым. Звуковые сигналы в процессе занятия должны широко применяться.

Б) Метод наглядности. Осуществляется посредством осязания: пальцевым, ладонным и кистевым способами. В) Метод показа, или «контактный» метод, используется в случае, если занимающийся не понял действия со слов тренера-преподавателя, или у него возникло о нем неправильное представление . Контактный метод охватывает активный и пассивный метод показа. Пассивный метод — это когда тренер-преподаватель, взяв руки обучающегося, выполняет движения вместе с ним. Активный метод — это когда ученик осязает положение частей тела преподавателя при выполнении им какого-либо движения.

Г ) Метод мышечно — двигательного чувства. Тренер-преподаватель ориентирует внимание ученика на ощущения, возникающее в мышцах, суставах и связках при выполнении разных движений. Д) Метод звуковой демонстрации. Данный метод помогает тренеру-преподавателю акцентировать внимание ученика на сознательно подчеркнутом звуке, характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполнения упражнения. Е) Метод дистанционного управления представляет команды тренера ученику с определенного расстояния: «Поверни направо», «Иди вперед», «Поворачивай назад» и т. д. Ж) Метод стимулирования двигательной активности. Тренеру-преподавателю необходимо часто поощрять учеников, предоставлять им возможности почувствовать радость движений, способствовать в избавлении своих воспитанников от чувства страха пространства.

В процессе занятия плаванием с детьми слабовидящими и незрячими, должны соблюдаться следующие рекомендации:

1) Индивидуальный подход в методике и в объёме физических упражнений в обусловленности от первичного дефекта зрения и вторичных отклонений в развитии ребенка.

2) Механизм регулярного воздействия с обеспечением конкретного индивидуального подбора физических упражнений и последовательности их применения.

3) Систематичность.

4) Длительность применения и упорство в воспроизведении.

5) Все более нарастающий объём физической нагрузки в процессе учебного года.

6) Дифференциация и новизна в выполнении упражнений (10–15 % из них обновляются, а 85–90 % повторяются с целью закрепления приобретенных ранее навыков и умений).

7) Нормативность воздействия.

8) Цикличность. Выполнение упражнений поочередно, с переменой, во избежание переутомления, поскольку незрячие дети утомляются быстрее.

9) Совершенное воздействие.

10) Учет возрастных особенностей (функциональных, физиологических, состояние мышечного аппарата глаз).

При занятии плаванием с незрячими и слабовидящими детьми немаловажную роль играет выбор универсальных средств и методов физической и технической подготовки, особенно для начальной подготовки и для этапов спортивно-оздоровительной подготовки, как подвижные и спортивные игры, упражнения в воде, направленные на развитие координационных навыков, скоростных свойств, выносливости, а самое главное, на развитие компенсаторных возможностей организма и коррекцию физических отклонений.

Мировая практика доказывает, что потенциально широкое участие слабовидящих и незрячих детей в спортивной арене на международном уровне во многих видах спорта, в том числе, в плавании, при определенных условий проведения тренировок становится доступным.

Литература:

  1. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. — М.: Медгиз, 1956. 48.
  2. Бородич Л.А, Назарова Р. Д. Занятия плаванием у детей и подростков при сколиозе. — М.: Просвещение, 1988.
  3. Исаева Т. Н., Виноградов М. Н. Плавание для детей с ограниченными возможностями. — г. Гаврилов-Ям, Ярославская обл., 2016. 45 стр.
  4. Польза плавания для детей с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург, НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2014г.
  5. Хорькова А. С., Адилев В. О. Некоторые физиологические изменения в организме при плавании и его оздоровительное значение. Вестник Югорского Государственного Университета, 2016, выпуск 1 (40). С. 209–212.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие плаванием, плавание, вид спорта, детский организм, упражнение, водная среда, двигательная активность, ограниченная возможность здоровья, организм человека.


Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями, занятие плаванием, ДОВ, оздоровительное влияние плавания, специальные физические упражнения в воде для ДОВ, незрячие и слабовидящие дети, польза плавания для незрячих и слабовидящих детей на физическом и психологическом уровне

Похожие статьи

Влияние оздоровительного плавания на физическое развитие и здоровье школьников от 9 до 10 лет

В статье поднимаются актуальные вопросы влияния оздоровительного плавания на физическое развитие и здоровье детей 9–10 лет. Рассматривается польза плавания для школьников. В статье рассматривается влияние плавания на нервную и сердечно-сосудистую и д...

Занятия синхронным плаванием детей 5–6 лет

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) большое значение придаётся физическому развитию детей. Одними из наиболее эффективных считаются занятия в бассейне, в том числе синхронное плавание. Подобные занятия способствуют разностороннему развитию...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма. Предполагается, что программа ...

Лечебная физическая культура как способ улучшения здоровья

Лечебная физкультура является полезной не только для людей, нуждающихся в лечении или реабилитации, но и для тех, кто стремится быть в хорошей форме и энергичным. Она включает в себя физические упражнения, массаж, ходьбу, плавание и гидрокинезотерапи...

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразо...

Влияние занятий борьбой самбо на функциональное состояние дыхательной системы подростков

Цель: исследовать влияние средств занятий борьбой самбо на функциональные возможности дыхательной системы подростков с бронхолегочной патологией. Задачи: провести функциональную пробу дыхания на уроках физической культуры в ФГБОУ ВО «ВГУВТ». Результа...

Особенности спортивно-массовых мероприятий в Тувинском государственном университете

В статье рассматривается методика проведения занятий по физической культуре с тувинскими студентами на примере игры волейбол, как массового вида спорта. Для реализации данной методики автором были выбраны студенты Тувинского государственного универси...

Значение физического воспитания для детей и подростков

К сожалению, в современной жизни, в век развитых технологий, подростки все чаще выбирают малоактивный образ жизни, большую часть времени дети проводят за компьютером, в мобильных устройствах, что безусловно, приводит к ухудшению их здоровья, разного ...

Физическое воспитание детей

В настоящее время очень актуальна проблема физического воспитания молодежи и детей, поскольку современная жизнь, насыщенная различными технологиями, облегчающими жизнь граждан, такова, что даже дети много времени проводят без активности, без движения...

Похожие статьи

Влияние оздоровительного плавания на физическое развитие и здоровье школьников от 9 до 10 лет

В статье поднимаются актуальные вопросы влияния оздоровительного плавания на физическое развитие и здоровье детей 9–10 лет. Рассматривается польза плавания для школьников. В статье рассматривается влияние плавания на нервную и сердечно-сосудистую и д...

Занятия синхронным плаванием детей 5–6 лет

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) большое значение придаётся физическому развитию детей. Одними из наиболее эффективных считаются занятия в бассейне, в том числе синхронное плавание. Подобные занятия способствуют разностороннему развитию...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма. Предполагается, что программа ...

Лечебная физическая культура как способ улучшения здоровья

Лечебная физкультура является полезной не только для людей, нуждающихся в лечении или реабилитации, но и для тех, кто стремится быть в хорошей форме и энергичным. Она включает в себя физические упражнения, массаж, ходьбу, плавание и гидрокинезотерапи...

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразо...

Влияние занятий борьбой самбо на функциональное состояние дыхательной системы подростков

Цель: исследовать влияние средств занятий борьбой самбо на функциональные возможности дыхательной системы подростков с бронхолегочной патологией. Задачи: провести функциональную пробу дыхания на уроках физической культуры в ФГБОУ ВО «ВГУВТ». Результа...

Особенности спортивно-массовых мероприятий в Тувинском государственном университете

В статье рассматривается методика проведения занятий по физической культуре с тувинскими студентами на примере игры волейбол, как массового вида спорта. Для реализации данной методики автором были выбраны студенты Тувинского государственного универси...

Значение физического воспитания для детей и подростков

К сожалению, в современной жизни, в век развитых технологий, подростки все чаще выбирают малоактивный образ жизни, большую часть времени дети проводят за компьютером, в мобильных устройствах, что безусловно, приводит к ухудшению их здоровья, разного ...

Физическое воспитание детей

В настоящее время очень актуальна проблема физического воспитания молодежи и детей, поскольку современная жизнь, насыщенная различными технологиями, облегчающими жизнь граждан, такова, что даже дети много времени проводят без активности, без движения...

Задать вопрос