Вопросы коммерческой деятельности на рубеже становления российской рыночной экономики являются ключевыми для национальной политики. Отсюда вытекает необходимость теоретического осмысления как законодательной базы, так и анализа практической имплементации правил ведения предпринимательства. В конечном итоге, только вдумчивый подход к решению текущих экономических задач, поставленных перед государством, позволит говорить о создании достойных рынков сбыта и производства благ на коммерческой основе.
Ключевые слова: экономика, коммерческая деятельность, бизнес, предпринимательство.
The issues of commercial activity at the turn of the formation of the Russian market economy are key to national policy. This implies the need for theoretical understanding of both the legislative framework and the analysis of the practical implementation of the rules for doing business. Ultimately, only a thoughtful approach to solving the current economic problems set for the state will allow us to talk about the creation of worthy sales markets and the production of goods on a commercial basis.
Keywords: economics, commercial activity, business, entrepreneurship.
В первую очередь, следует уточнить, что сам по себе представляет бизнес, как процесс и способ организации хозяйствования. Если мы обратимся к доктринальным источникам, мы обнаружим, что бизнесом является «the purchase and sale of goods in an attempt to make a profit» [2], что означает — ключевой признак коммерческой деятельности: это предоставление, продажа благ с целью получения прибыли. Примерно такое же определение мы находим в современном российском законодательстве: гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом [1].
И законодательство, и политика его правового применения исходят из одинаковых предпосылок для определения предпринимательства, однако существуют разные способы стимулирования коммерческой деятельности как основы для успешного развития рыночной экономики. Здесь не обойтись без краткого экскурса в теорию либерализма и либертарианства.
Либерализм, политическая доктрина, которая считает защиту и укрепление свободы личности центральной проблемой политики. Либералы обычно считают, что правительство необходимо для защиты людей от вреда со стороны других, но они также признают, что само правительство может представлять угрозу свободе. Как выразился американский революционер-памфлетист Томас Пейн в «Здравом смысле» (1776 г.) [3], правительство в лучшем случае является «неизбежным злом». Законы, судьи и полиция необходимы для защиты жизни и свободы человека, но их сила принуждения также может быть обращена против человека. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы разработать систему, которая дает правительству власть, необходимую для защиты свободы личности, но также не позволяет тем, кто правит, злоупотреблять этой властью.
Проблема усугубляется, когда кто-то спрашивает, является ли это всем, что правительство может или должно делать во имя личной свободы. Некоторые либералы — так называемые неоклассические либералы или либертарианцы — отвечают утвердительно. Однако с конца 19 века большинство либералов настаивали на том, что полномочия правительства могут способствовать, а также защищать свободу личности. Согласно современному либерализму, главная задача правительства состоит в том, чтобы устранить препятствия, мешающие людям жить свободно или полностью реализовать свой потенциал. К таким препятствиям относятся бедность, болезни, дискриминация и невежество.
Как и другие политические доктрины, либерализм очень чувствителен ко времени и обстоятельствам. Либерализм каждой страны разный, и он меняется в каждом поколении. Историческое развитие либерализма в последние столетия было движением от недоверия к власти государства на том основании, что ею часто злоупотребляют, к готовности использовать власть правительства для исправления предполагаемого неравенства в распределении богатства, возникающего в результате экономической деятельности. конкуренция — неравенство, которое якобы лишает некоторых людей равных возможностей жить свободно. Расширение государственной власти и ответственности, к которому стремились либералы в XX веке, явно противоречило сокращению правительства, за которое либералы выступали столетием ранее. В XIX веке либералы обычно составляли партию бизнеса и предприимчивого среднего класса, но на протяжении большей части XX века они с большей вероятностью работали над ограничением и регулированием бизнеса, чтобы предоставить больше возможностей для рабочих и потребителей. Однако в каждом случае либералы вдохновлялись одним и тем же: враждебность по отношению к концентрации власти, которая угрожает свободе личности и не позволяет им полностью реализовать свой потенциал, наряду с готовностью пересмотреть и реформировать социальные институты в свете новых потребности. Эта готовность сдерживается отвращением к внезапным, катастрофическим переменам, что и отличает либерала от радикала. Однако именно это стремление приветствовать и поощрять полезные изменения отличает либерала от консерватора, который считает, что изменение может привести как к потерям, так и к выгоде.
Таким образом, собственность, с точки зрения либерализма, является неотъемлемым условием успешного развития общества. Право собственности, которое включает в себя способность владеть, пользовать и распоряжаться вещами, это ультимативная характеристика развития свободного рынка.
Итак, государственная поддержка предпринимательства — это целенаправленное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует положительное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности не только как к источнику удовлетворения потребности в товарах и услугах, но и относительно возможного жизненного пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор — стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать в производство или использовать его для личного потребления.
Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей на основе принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную общественно активную группу с определенными общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.
С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он может эффективно достигать своих целей (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, минимизация рисков, защита собственности и личности и т. д.) [4].
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, сохранение занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и др.).
В зоне пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству. Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства — сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:
Законодательная и нормативная база, определяющая конкретные условия деятельности субъектов хозяйствования, регламентирующая формы и методы ее обеспечения и процедуры принятия решений;
Правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и иными субъектами хозяйствования;
Обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от преступной деятельности;
Система специализированных учреждений, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики поддержки предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, созданные с участием государственного и частного капитала — фонды, кредитные и страховые учреждения, технопарки, бизнес-инкубаторы, промзоны и полигоны, образовательные, консультационные, информационные, лизинговые, сервисные структуры и др.);
Государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие структурную перестройку промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграционные потоки и др..;
Ресурсная (производственные площади, земля, оборудование) и финансовая поддержка (включая бюджетные ассигнования), необходимая для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также коренным улучшением налоговая система [5].
В конечном счете, только в синтезе законодательного регулирования и политической воли, возможно действенное и положительное влияние на коммерческий сектор.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
- Oxford Business English Dictionary for learners of English — p. 209, London.
- Common Sense; Addressed to the Inhabitants of America, on the Following Interesting Subjects. — 2018.
- Экономика и финансы предприятия: Учебник / Новашина Т. С., Карпунин В. И., Леднев В. А. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014.
- Шаталова Е. П. Банковские рейтинги в системе риск-менеджмента: процедуры мониторинга кредитных рейтингов: учебно-практическое пособие для студентов магистратуры по дисциплине «Банковские рейтинги в системе риск-менеджмента». Москва: РУСАЙНС, 2018.