Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников / А. А. Белан, С. А. Кравцова, Ю. А. Долгих [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95084/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что ведущей игровой деятельность ребенка дошкольного возраста является игра, нами были разработаны методы работы по формированию культуры здоровья с использованием инновационных технологий, учитывающих все возрастные психологические и физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста.

Ключевые слова: здоровье, профилактика, здоровье сбережение, ФГОС, инновационные технологии, дошкольный возраст.

Проблемы здоровья и профилактики здоровья детей находятся на критической грани. Мы согласны с Л. Л. Тимофеевой, что массовое увлечение, можно даже сказать помешательство электронными гаджетами и устройствами привело к тому, что до минимума сведено личностное развитие в рамках социального общения, самостоятельного поиска информации посредством книг и других печатных источников и изданий. Упрощение быта и всевозможные удобства, несмотря на все плюсы демонстрируют один огромный минус — стагнация, если не деградация физического и психологического здоровья сначала родителей, а затем неизбежно и их детей [8, с.12].

Почему именно ребенок раннего и дошкольного возраста должен стать темой обсуждения вопросов здоровья, здоровье сберегающих технологий и инновационных подходов. Потому что именно в этом возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием всех физических свойств ребенка. Дошкольное учреждение становится плацдармом становления элементарных навыков, которые становятся сложнее в школьном периоде.

Проблема актуальна тем, что каждый педагог дошкольной образовательной организации стремиться к тому, чтобы направить развитие детей в нужное русло, а это невозможно сделать без крепкого здорового иммунитета, нервной системы и психологического комфорта в группе.

ФГОС регламентирует требования по формированию знаний о гигиене и культуре здорового образа жизни, полноценном питании и разумеется формированию моторно-двигательных навыков. ФГОС ДОО даже выделяет в структуре образовательного процесса такую образовательную область как «Физическое развитие» [7].

Детские сады сейчас активно внедряют инновационные технологии и различные устройства для наиболее эффективной работы педагогов. Однако возникает вопрос с чего начинать? Разумнее всего отталкиваться от потребностей ребенка в ранний и дошкольный периоды детства.

Л. И. Божович утверждает, что период с 2 до 7 лет охарактеризован нуждой и потребностью ребенка в получении новых знаний, впечатлений и умений. Эта потребность взаимосвязана с двигательной активностью и красной строкой проходит через весь дошкольный период [3, с.26].

Практически все дети в этом возрасте хотят неограниченно прыгать, бегать, лазить, строить и т. д. Т. е. быть активным в этом возрасте — это естественная потребность дошкольника.

Соответственно от этого и нужно отталкиваться. Ребенка-дошкольника достаточно заинтересовать, дать ему желание захотеть что-либо попробовать и узнать.

Анализ существующих программ позволил нам сделать вывод, что главным двигателем и главным условием в культурном и физическом развитии дошкольников -это их творческая и игровая деятельность, которая наиболее полно демонстрирует жажду знаний и мотивацию к их усвоению.

Исходя из этого, нами была разработана методика, учитывающая все факторы такого воспитания, а также инновационные технологии. Основываясь на методике проведения занятий А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой нами было создано видео сопровождение занятий с включением в них светомузыки. Таким образом привычные для детей упражнения, такие как «Магазин игрушек» и «Птицы» были проведены с использованием вышеназванных приемов [5, с. 124].

Т. е. привычные занятия стали проходить в красочной светомузыкальной атмосфере. Так же мы пересмотрели подход на формирование культуры и гигиены здоровье сберегающего поведения. Мы стали не просто читать и показывать картинки детям, а предоставили им возможность смотреть видеофильмы, а также и создавать, и демонстрировать проекты самостоятельно, поскольку медиа-техника предоставляет такую возможность.

Еще одной особенностью стало внедрение в занятия элементов гимнастики для глаз с помощью электронных офтальмотренажоров.

Такие привычные упражнения как: «Вращение глазами», «Вращение глазами во все стороны», «Пальчик», «Кто там?», «Моргание глазами», «Сон» мы стали проводить, применяя современные наглядные средства. Т. е. нами была использована обычная мультимедийная презентация, ее наглядность, яркость, красочность и анимационные эффекты и были использованы в качестве электронного офтальмотренажера для детей.

Электронные тренажеры для глаз составлялись, основываясь на методиках В. Ф. Базарнова и Э. С. Аветисова, с учетом их рекомендаций.

Плюсы таких занятий в том, что весёлая музыка, даёт возможность отдохнуть и получить положительный настрой. Офтальмотренажер можно использовать на интерактивной доске и на компьютере. Мультимедийная гимнастика для глаз повышает интерес к выполнению упражнений для глаз. Чтобы начать, нужно просто запустить программу.

Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать несколько рекомендаций, которые могут использовать как педагоги ДОУ, так и родители, дома, самостоятельно.

  1. Важно уделять внимание не только физическому, но и психическому здоровью детей.
  2. Необходимо использовать гаджеты правильно и максимально меньше.
  3. Вовремя занятий необходимо чтобы были задействованы все органы чувств у ребенка (нужно включить звук, поиграть со светом и т. д.)
  4. Очень важно научиться удивляться вместе с ребенком, дети очень чувствуют искренность и заинтересованность взрослых.
  5. В играх быть с ребенком на равных.

Вывод: данные мероприятия весьма эффективны и позволяют детям качественно лучше выполнять физические упражнения различной сложности. Так же они развивают интерес и мотивацию больше интересоваться вопросами здоровья, спорта, стимулируют на формирование множества вопросов про культуру здорового образа жизни.

Литература:

  1. Ананьев В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. Томск: Томский государственный университет, 2016. — 220 с.
  2. Бим — Бад, Б. М. Методы обучения и воспитания через образовательную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО/Б. М. Бим-Бад.- 2016. -№ 3. -С.51–54.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -СПб.: Знание,2013. -400с.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1996. -298с.
  5. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. -М.: Просвещение, 1972. -271с.
  6. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: (Дошкольный возраст): программно-метод. пособие/ В. Т. Кудрявцев, -М.: Линка пресс, 2018. — 293 с.
  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013
  8. Тимофеева Л. Л. Организационно-методическая работа по формированию культуры здоровья //Л. Л. Тимофеева//Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2018. -№ 4. -С.12–16.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, дошкольный период, здоровый образ жизни, здоровье, потребность ребенка, формирование культуры здоровья.


Похожие статьи

Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Пока...

Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности

В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возра...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Статья рассматривает значение патриотизма в детском саду и его роль в формировании гражданской и патриотической идентичности. Основные цели воспитания патриотизма в детском саду включают формирование ценностных ориентаций, воспитание гражданственност...

Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальная проблема отношений между детьми и родителями и их влияния на личность дошкольников. Эмпирическим путем автор доказывает, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревож...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Способы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий

В последнее время ведутся споры о необходимости оградить ребенка дошкольного возраста от современных технологий. Положительное влияние современных информационных технологий на процесс обучения ребенка неоспоримо. Но возникает вопрос, а оказывает ли к...

Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...

Похожие статьи

Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Пока...

Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности

В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возра...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Статья рассматривает значение патриотизма в детском саду и его роль в формировании гражданской и патриотической идентичности. Основные цели воспитания патриотизма в детском саду включают формирование ценностных ориентаций, воспитание гражданственност...

Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальная проблема отношений между детьми и родителями и их влияния на личность дошкольников. Эмпирическим путем автор доказывает, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревож...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Способы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий

В последнее время ведутся споры о необходимости оградить ребенка дошкольного возраста от современных технологий. Положительное влияние современных информационных технологий на процесс обучения ребенка неоспоримо. Но возникает вопрос, а оказывает ли к...

Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...

Задать вопрос