Духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте принципов «народной экологии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.09.2022

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Шопина, С. С. Духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте принципов «народной экологии» / С. С. Шопина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95094/ (дата обращения: 25.11.2024).



Вопрос отношения человека к природе по-разному ставился и решался в истории человечества. В последние столетия проблема экологии занимает одно из важных мест в диалекте культуры и природы. Антропогенные воздействия на природу, постоянно возрастая, достигли такого уровня, когда становится возможным нанесение биосфере непоправимого ущерба. Бурное техногенное развитие цивилизации приводит к возникновению целого ряда экологических проблем. Это связано с негативным экологическим воздействием антропогенных факторов на биосферу Земли. Создаётся угроза здоровью людей, растёт число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни человека.

Можно отметить, что сегодня подвержены критике концепция господства над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Так, выявляются виды деятельности, наносящие вред природной среде. Одновременно разрабатывается система её защиты, пересматриваются методы хозяйствования, получает развитие экологическая этика, принципами которой руководствуется общественное сознание, высказывающееся против потребительского образа жизни, требующее повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесённый природе, предлагающее объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого взаимодействия.

В такой ситуации стало очевидным фактором стремление к охране окружающей среды, улучшению среды обитания людей и всего живого на Земле. Воспитание бережного отношения к природе, расширение знаний и навыков по управлению природной средой явилось необходимостью в становлении молодого поколения и неразрывно с формированием экологического сознания, которое включает в себя патриотическое отношение к своей родине, к своей культуре, основанное на нравственно- духовных принципах жизнедеятельности народа, к которому принадлежит человек. Особенности национальной культуры, черты характера народа, любовь в родине предстают одновременно как любовь, открытость и уважение к другим народам и нациям. В этой любви раскрывается значимость изучения традиционных экологических принципов отечественного жизнестроительства.

В русской традиции такие принципы исторически сложились на геоцентризме русского сознания, иногда диаметрально противоположном современному секуляризованному антропоцентризму. Несмотря на эго, они являются ценными, основополагающими для нашей ментальности и сегодня. В ней единое духовное начало связывало человека с окружающими предметами, в которых видел он не только утилитарные качества, но прежде всего гармонию и красоту окружающего мира.

Так мы понимаем, что ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа подлинно преображается или гибнет не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на неё, так и при отсутствии такого воздействия. Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Так, обращение к традиционным основам жизнедеятельности русского народа должно привести к положительным изменениям во взаимосвязях человека и природы, ведь «традиция», по словам русского мыслителя Аркадия Небольсина, это не ушедшее прошлое, которое не возвратишь, а живое предание, вечно обновляемое и обновляющее»....

Современные проблемы экологии культуры в русской традиции, включающие в себя рассмотрение жизнедеятельности человека, можно обозначить двумя направлениями: 1 размышления религиозно-философского характера; 2. Тревога за культурные и исторические, архитектурные и ландшафтные ценности, находящиеся под угрозой «модернизации».

Так и одно, и второе направления составляют основу изучения духовно- нравственных принципов жизнедеятельности русского народа.

Первое базировалось на трудах отечественных мыслителей: К. С. Аксакова. Д. Л. Хомякова, прот. Г. Дьяченко. С. И. Булгакова. Н. О. Лосского. И. А. Ильина. Н. Ф. Фёдорова. Второе нашло отражение в грудах П. Д. Барановского. II. В. Давыдовой. П. А. Раппопорт. Синтезом этих направлений можно считать таких современных авторов, как Ф. Я. Шипунов, Ю. Ю. Булычев, А. Кураев, П. А. Сапронов. В грудах Д. С. Лихачёва они вошли в систему понятий «экология культуры», у А. Р. Небольсина — «метафизики прекрасного». В работе М М. Громыко и А. В. Буганова «О воззрениях русского народа» с учётом специфики изучения народной культуры синтез духовно-нравственной и ландшафтной экологии получил название принципа «народной экологии».

«Принципы народной экологии» в контексте мировоззрения русского народа» относится хозяйственная деятельность русского народа, а также значение традиций «народной экологии» в современный период.

Духовно-нравственные основы хозяйственной деятельности русского народа составляют разумное природопользование, которое строилось на основе внимательного и бережного отношения к природной среде и традиции трудолюбия. В основе крестьянского взгляда на окружающий мир лежало представление о том, что мир — творение Божие. Крестьянин всегда следовал нравственному идеалу и в коллективе, и один на один с природой. Здесь исключалось, осуждалось вторжение в её жизнь.

В результате деятельности современного человека находятся под угрозой полного уничтожения многие виды флоры и фауны. В такой ситуации одной из главных задач является сохранение облагороженного, окультуренного нашими предками экологического пространства.

Вопросы экологической культуры непосредственно связаны с сохранением нравственно-духовных ценностей, памяти духовной жизни народа. Отношение русского человека к природе, его хозяйственная деятельность основывались на его духовном воспитании.

Вся трудовая и хозяйственная этика русского народа была пропитана православием. оно веками воспитывало в русском человеке любовь, способность к систематическому, кропотливому, самоотверженному труду, который сочетался с духом нестяжательства, готовностью оказать помощь ближнему. Широкое распространение артельных форм хозяйства, столь характерное для России, свидетельствует о проявлении соборного мироощущения, свойственного русской душе.

В наши дни идёт приобщение к духовно-нравственным ценностям традиционной культуры. Несомненно, преодоление возникающих в современности проблем, в том числе и экологических, возможно с помощью опоры на ценности предшествующих поколений. Культура России формировала в людях чувство ответственности и долга, пронизывающего все стороны жизни российской нации, взгляды на происхождение мира и места человека в нём. К труду русские люди относились как нравственному долгу человека, не трудиться было безнравственным. Каждый был участником трудовой деятельности, в результате которой создавались материальные, культурные, духовные ценности.

Народная система природопользования была основана не для удовлетворения сиюминутных желаний, а для понимания особенностей естественных явлений. Традиционные крестьянские навыки не могут не восхищать вековой продуманностью: познание природы, умение крестьянина жить в гармонии с нею. умело пользоваться ее дарами. Опыт крестьянского хозяйствования говорит о творческом характере труда на земле. Сегодня забываются народные традиции, утрачивается любовь к родной земле, под угрозой оказывается само существование человеческой культуры. Народные традиции в настоящее время преданы забвению, их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как инновационный феномен.

Духовно-нравственное воспитание посредством народной экологии должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания. Человек формирует среду обитания по объективным законам красоты и но социальным нормам; отношения к объективным законам красоты и по социальным нормам; её использование определяются общественными потребностями.

Решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач, стоящих перед человеком, в формировании творческой, всесторонне развитой личности, задач воспитания бережного отношения к природе, воспитания человека, достойного строителя и патриота своей земли сегодня являются актуальными.

Значительное место в воспитании духовно-нравственных качеств посредством экологической культуры отводиться культурологическому аспекту, формирующим разностороннее развитие личности. Цель «Принципов народной экологии» в том, чтобы способствовать развитию новой экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде и гражданской ответственности за сохранение её качественных параметров. Духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте принципов «народной экологии» даёт возможность выработать собственную систему ценностей и адекватные ответные реакции на экологические проблемы. Народная экология способствует воспитанию экологической ответственности перед будущими поколениями, проявляется в системе ценностных ориентации, мотивирующих природосообразную деятельность.

Воспитание учащихся по принципам «народной экологии» способствует формированию нравственных, культурных, духовных ориентации, раскрытию личностных способностей, развитию культуры личности, креативности и ответственности за всё живое на Земле. Достигается целостное осмысление человеческого бытия с природой, обществом и основным средством связи с миром через культуру, передающую и развивающую человеческий опыт.

Принципы «народной экологии» содержат большой духовный опыт русского народа. Посредством «народной экологии» воспитываются общечеловеческие нравственные качества личности: доброта, справедливость, любовь к семье, дому, родной природе, своему краю. Отечеству, отношение к труду как к долгу каждого человека. Труд является главным мерилом духовности и эстетической ценности. «Народная экология» содержит в себе природоохранный характер, поощряет коллективизм. солидарные действия, преобладание нравственных мотивов хозяйственной деятельности.

Экономика и нравственная культура возникли на заре человеческой истории и развивались, связываясь между собой внешне и внутренне. Вместе они составляют основное содержание того всемирно-исторического процесса, который принято называть цивилизацией. Открывающийся человеку мир и созидающаяся в самом человеке внутренняя духовная жизнь глубоко и таинственно взаимосвязаны. Поэтому ответственность человека за состояние мира оправдана в той же мере, в какой мир является средой выявления и становления человеческой личности, ее творческих сил.

Идеалом духовно-нравственного человека должна стать личность, которая в. любых условиях сохраняет свою подлинную человечность. Признание роли личности и воспитание человеческих качеств, построение культуры на новых, гуманистических идеалах, выработка экологического мышления — вот те пути выхода из сложившейся ситуации, которые предлагаются сегодня учеными и педагогами. Эстетически выразительный идеал взаимоотношений природы и человека видится в том, чтобы облагораживать природу, помогая полнее раскрывать ее жизненные силы. Есть такое простое, известное всем выражение «Цветущий край». Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность, их любовь к природе поистине творят чудеса.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач но превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от небрежного, корыстного, равнодушно — пассивного отношения к ней, от враждебных ей действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Перед педагогами, воспитателями стоят актуальные задачи совершенствования форм учебной и внеучебной деятельности школьников, направленные на формирование культуры отношений к природе в соответствии с требованиями нашего общества.

Целостное, всестороннее развитие личности школьника на всех возрастных этапах включает, в частности, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных ориентации по отношению к природе, а также высокой активности в поведении, общественно полезном труде, творчестве, Все это имеет важное общественное значение в будущей профессиональной деятельности выпускников школ. Проблема формирования эстетического отношения к природе —лишь одна из сторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения. Но в её решении соприкасаются такие существенные направления воспитательной работы, как формирование научного мировоззрения в учебном процессе, освоение сокровищ национальной и мировой культуры, постижение богатств родной природы, овладение путями их приумножения, творческое преобразование природной среды, природных материалов, художественно-эстетическая деятельность, внесение посильного трудового участия в сохранение и поддержку природной среды. Элементы народной экологии должны войти в воспитательный процесс, воспитывать духовно-нравственную личность современного школьника, эстетическое отношение к природе у детей всех возрастов, в различных формах педагогически целесообразными средствами

Необходимо сочетать возможности воздействия природного содержания учебно-познавательного процесса и освоения эстетических свойств познавательною материала, эстетическую направленность восприятия и освоения искусства отражающего красоту и характерность природных явлений, а также познание человеческих идеалов взаимоотношения с природой, значения многообразного духовно-практического преломления собственных реальных контактов с природой и полученных впечатлений в последующих занятиях детей, в их творчестве. Все это — база формирования культуры отношений к природе как общественной ценности.

Педагогически целесообразное сочетание экологического образования и воспитания с влиянием искусства с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будут- пробуждать у школьников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будут содействовать сохранению природной среды.

Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках путей и форм воспитания многогранного ответственного отношения к окружающему экологическому пространству.

Сегодня актуально обращение к народным традициям, которые содержат бесспорную воспитательную ценность, их роль в современном образовании связана с важнейшей проблемой социокультурной сферы — создание и сохранение целостного культурного пространства России.

Сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей немыслимо без соответствующего педагогического процесса. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше общий духовный прогресс личности, народа, страны и человечества в целом.

Литература:

  1. Булгаков С. Н. Философия хозяйства.
  2. Булычев Ю. Ю. Христианская философия нации и проблемы русского культурного самосознания. СПбГПУ, 2006
  3. Громыко М. М., Буганов А. В О воззрениях русского народа / Ин-г этнологии и антропологии РАН. М., 2000.
  4. Дьяченко Г. М. Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира. М., 1901.
  5. Кураев А. О вере и знании. 1995
  6. Лосский Н О. «Характер русского народа» Посев, 1957
  7. Раппопорт П. А Древнерусское жилище. Л.: Наука, 1975.
  8. Небольсин А. Р. Мегафизика прекрасного: Введ. в экологию культуры М., 2007.
  9. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. https://studwood.ru/
  10. Шипунов Ф. Я. «Организованность биосферы». Изд-во «Наука», 1980
Основные термины (генерируются автоматически): природа, русский народ, окружающая среда, природная среда, народная экология, хозяйственная деятельность, бережное отношение, любовь, экологическая культура, эстетическое отношение.


Похожие статьи

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Физическое воспитание подростков в контексте православных педагогических традиций

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Духовно-нравственное воспитание молодёжи в системе современного образования

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Развитие духовно-нравственной культуры старших дошкольников на материале местных традиций

Похожие статьи

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Физическое воспитание подростков в контексте православных педагогических традиций

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Духовно-нравственное воспитание молодёжи в системе современного образования

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Развитие духовно-нравственной культуры старших дошкольников на материале местных традиций

Задать вопрос