В статье автор хочет донести важность факторов, влияющих на развитие и качество транспортно-экспедиционного обслуживания, соблюдая которые, повлечет за собой значительный рост качества, функционирование и скорости работы предприятий по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг.
Ключевые слова: факторы качества транспортно-экспедиционного обслуживания, ТЭО, развитие ТЭО.
Качество транспортно-экспедиционного обслуживания грузов — это процесс, в котором скорость обработки грузов является главным критерием качества данной услуги.
Транспортно-экспедиционное обслуживание предполагает взаимосвязь трех его составляющих: транспортного (осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ на всем протяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя), экспедиционного (подготовительно-заключительное обслуживание, складские работы и экспедиционные услуги) и посреднического (организационно-посредническое, консультационно-аналитическое и информационное обслуживание) обслуживания. [1, c. 4]
К основным задачам, решение которых влияет на качество морской перевозки, и предоставление услуг по экспедированию грузов относят: развитие прибрежно-портовой инфраструктуры с учетом существующих и перспективных объемов перевозок, состояния грузовой базы и транзитных грузопотоков, повышение доли участия российских портов в переработке таких грузов; увеличение экспорта услуг отечественными судоходными компаниями и морскими портами; развитие смешанных перевозок грузов с участием морского и других видов транспорта на основе современных транспортно- логистических технологий; повышение безопасности морских перевозок, охраны труда, защиты окружающей среды от возможных негативных последствий морских перевозок, в том числе путем установления специальных лицензионных условий и требований. [2, c.140]
В настоящее время в России, в период интеграции национальных транспортных систем в общемировую, производится реформирование всей транспортной отрасли, в т. ч. и системы транспортно-экспедиционного обслуживания. В этой связи нормативная и правовая база приводится в соответствие с международными стандартами. [4, c.200]
Одной из особенностей российского рынка является частая смена политической и экономической ситуации, отражающаяся в изменении спроса на транспортно-экспедиционные услуги. [3]
Факторы, влияющие на качество транспортно-экспедиционного обслуживания приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Факторы, влияющие на качество транспортно-экспедиционного облуживания (Схема составлена автором)
Далее рассмотрим более подробно каждый из факторов, влияющих на качество транспортно-экспедиционного облуживания:
1. Понимание клиентом (грузоотправителем) сути работы терминала (порта) — данный фактор показывает нам, что зачастую при работе предприятий транспортно-экспедиционного облуживания у клиента нет понимания сути работы терминала (порта), что влечет за собой потерю времени при разъяснении процессов работы порта.
2. Профессионализм сотрудников структуры ТЭО — является неотъемлемой частью при оказании услуг по экспедированию грузов, знания сотрудником кодексов, законов, процессов работы порта влечет за собой большую экономию времени по оформлению груза к тем или иным операциям.
3. Быстрая коммуникация: логист — клиент — ТЭО — фактор отражает в себе потерю времени, по ведению почтовой переписки между ТЭО — логист — клиент в части согласования той или иной операции, а также зачастую потерю информации при передаче ее ТЭО.
4. Полностью накопленная судовая партия до момента начала грузовых операций — один из немало важных факторов, который упрощает работу всей структуры ТЭО от части оформления погрузки груза морским экспедиторами входящие в состав ТЭО до самой погрузки на суда и последующей их экспортной отправки.
5. Отлаженная работа морских экспедиторов с таможенными органами Российской Федерации — еще раз стоит подчеркнуть значимость необходимости знаний и опыта сотрудников ТЭО в части таможенного кодекса, что значительно сократит время для подачи поручения на погрузку и решения текущих вопросов (оформления груза для дальнейшего его оборота как внутри страны, так и при его экспорте).
6. Своевременная подача вагонов под слив для накопления судовой партии — при своевременной подаче вагонов, находящихся уже на территории порта (терминала) под слив влечет за собой не только накопления в срок судовой партии, но и минимизирует простой судна по накоплению груза либо вообще его исключает, а также ускоряет процесс по возврату порожних вагонов на завод (производитель).
7. Своевременная отправка вагонов с завода на терминал для дальнейшей погрузки на суда — этот фактор говорит нам о своевременном накоплении груза на терминале, и дальнейшее высвобождение вагонов для подачи их обратно на завод.
8. Качественно и быстро обработанная документация специалистами по документообороту (далее ДО), после оформленного и подписанного пакета документов для дальнейшей отправки клиенту (грузополучателю) — после выполнения всех операций с грузом и заключительно подписания судовой документации у капитана судна, документы передаются на обработку специалистам ДО, и исходя из их оперативности в части обработки судовой документации и последующей отправки клиенту (грузополучателю) зависит, то на сколько быстро пройдут бухгалтерские операции по той или иной услуге предоставляемые транспортно-экспедиционными компаниями.
9. Своевременное предоставление корректных инструкций по оформлению и количеству груза к погрузке на суда — исходя из корректно предоставленных инструкций, следует скорость и качество предоставленной услуги по обработке груза для дальнейшего экспорта. Зачастую клиентом (грузоотправителем) предоставляются документарные инструкции без указания количества к погрузке, оформления, адреса для дальнейшей отправки оригиналов судовых документов и т. д.
10. Количество резервуарного парка терминала — фактор говорит нам о запасах, который может хранить единовременно терминал (порт), что позволит в свою очередь быстро подстраиваться под меняющуюся мировую экономику и перенаправлять грузопотоки.
Исходя из вышеприведенных факторов стоит отметить, что при выполнении каждого из блоков, отмеченных на рисунке 1, функционирование, качество и скорость работы предприятий по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг значительно увеличится.
Литература:
1. Антонов, Д. Л. Интеграция России в систему международной торговли транспортно-экспедиторскими услугами: автореф. дис....канд. экон. наук: 08.00.14 / Антонов Дмитрий Леонидович. — М., 2005. — 25 с.
2. Аристов, О. В. Управление качеством: учебник для студентов ВУЗ / О. В. Аристов. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 237 с.
3. Ассоциация российских экспедиторов [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://www.far-aerf.ru/.
4. Бабкин, Е. В. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции (услуг) водного транспорта: дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Бабкин Евгений Васильевич. — СПб., 2020. — 307 с.