В данной статье рассматривается вопрос применения антидемпинговых мер в контрактной системе.
Ключевые слова: контрактная система, антидемпинговые, меры начальная (максимальная) цена контракта, участник закупки, заключение контракта.
Одной из приоритетных задач принятия Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] являлось достижения максимальной экономии бюджетных средств, путем выстраивания эффективной ценовой конкуренции. Однако усиление конкуренции не гарантирует достижения эффективности закупок. Может происходить ситуация, при которой участники закупки для того, чтобы заключить государственный или муниципальный контракта готовы предложить необоснованно низкую, демпинговую цену контракта, преследуя при этом свои личные интересы. Как следствие, необоснованно низкая цена может повлиять на исполнения договору ввиду того, что поставщик не может обеспечить должное качество товаров, работ, услуг, или, например, своевременно осуществить поставку. Это приводит к нарушению общественных интересов по своевременному и качественному удовлетворению государственных и муниципальных нужд и эффективному расходованию средств бюджета.
В силу этого в Федеральном законе № 44-ФЗ уделено особое внимание антидемпинговым мерам, как законодательному механизму защиты от недобросовестных поставщиков.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении электронного конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, так же такому участнику необходимо предоставит информации, подтверждающую добросовестность такого участника.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, в соответствии с законом относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Однако согласно судебной практике также в составе подобной информации поставщик может представить не только сведения из реестра контрактов, но и акты выполненных работ, в случае если заказчики по какой-либо причине не внесли или не успели внести данные об исполненных ранее этим поставщиком контрактов в соответствующий реестр [2]. Необходимо так же отметить, что в законодательстве отсутствуют требования к объекту закупки и наличию демпинга в контрактах, предоставляемых в качестве информации подтверждающий добросовестность демпингующего поставщика
При проведении электронного конкурса или аукциона документы нужно представить вместе с проектом контракта, подписанного участником торгов.
Кроме того, антидемпинговые меры, в некоторой степени учитывают риски, присущие отдельным товарам, работам и услугам. Так в соответствии с частью 7 и 8 ст.37 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик имеет право установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи заявок обычными и демпингующими участниками при приведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ и оказание консультационных услуг. Для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1085 установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок. Для демпингующих участников величина значимости критерия «цена контракта» устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок [3].
Контракты на данные виды работ и услуг, чаще всего характеризуются большим вложением труда или отсутствием возможности оценить качество их исполнения, хотя, как раз качество играет важнейшие роль для заказчика данных видов работ и услуг. Именно поэтому заказчики нуждаются в дополнительной защите от недобросовестных поставщиков, что нашло свое отражение в антидемпинговых мерах.
Иные риски определены в частях 9 и 10 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ, где закреплены антидемпинговые меры при закупки товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо). В данном случае участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, должен представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, в том числе гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки и прочие документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене. Данный случай является единственным случаем, закрепления обязанности поставщика перед заказчиком обосновывать цену товара [4].
Также необходимо уточнить, что в случае проведения конкурса невыполнении демпингующим участником требования о предоставлении обоснования в составе заявки, или признания цены необоснованной, его заявка отклоняется. А при проведении аукциона в случае отсутствии обоснования цены, направленного заказчику вместе с подписанным контрактом, такой заказчик признается уклонившимся от заключения контракта с последующим внесением в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, если во время проведения конкурса или аукциона цена признается необоснованной, то право заключения контракта переходит к последующему участнику закупки, который предложил цену контракта, сумму цен единиц товара следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона.
Однако, ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ не применяется в особом случае, который закреплен в части 12 указанной статьи. Так данная норма исключает из антидемпингового регулирования такой специфичный предмет закупки, как жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
В заключении необходимо сказать, что, несмотря на четко установленный критерий определения демпинга в заявках относительно начальной (максимальной) цены контракта, зачастую предложение поставщика не является демпингом с экономической точки зрения и не несет рисков для заказчика. Тем не менее, на таких поставщиков также распространяются антидемпинговые меры, вынуждая их отвлекать денежные средства из оборота в случае отсутствия подтверждающих добросовестность документов и при превышении НМЦК определенного значения. Следует заметить, что сам метод идентификации демпинга и может являться причиной возможной избыточности применения мер. А неприменение антидемпинговых мер заказчиками при заключении контракта с демпингующим поставщиком нарушает порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласно части 7 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей за признание победителя определения поставщика с нарушением требований законодательства РФ.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14, ст. 1652.
- Постановление от 13 марта 2015 г. по делу № А60–39881/2014. — Текст: электронный // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/pl7QLhBORsmT/ (дата обращения: 25.09.2022).
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (ред. от 25.06.2020) «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 09.12.2013, № 49 (часть VII), ст. 6428.
- Николаева, А. В. Правовое регулирование антидемпинговых мер в сфере государственных закупок в Российской Федерации / А. В. Николаева. — Текст: непосредственный // Вестник магистратуры. — 2016. — № 5–5. — С. 22–24.