В представленной статье исследуется принцип добросовестности: его понятие, правовая природа и назначение. Проводится анализ норм гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся принципа добросовестности.
Ключевые слова: добросовестность, недобросовестность, bona fides, Treu und Glauben.
Законодательство в сфере осуществления и защиты гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей подчиняется собственным базовым принципам, одним из которых является принцип добросовестности.
На этапе становления общественных отношений и особенно в сфере товарообмена человеку была необходима некая опора, выразившаяся в таком нравственном явлении как доверие к чужой честности. Человек ожидает правильного поведения и выполнения данных ему обещаний, сам при этом обязуется действовать соответственно. С развитием и укреплением правопорядка фактическое ожидание выполнения взятых обещаний получает правовую защиту, образуя при этом принцип доброй совести.
В результате дальнейшего генезиса данный принцип стал служить в качестве основания для возникновения обязанностей помимо предусмотренных нормами формального права, а также вспомогательным средством при толковании формальных норм [5].
Этимология понятия добрая совесть (bona fides, Treu und Glauben, etc.), составляет такие элементы, как: знание о другом, о его интересах; знание, связанное с известным доброжелательством; элемент доверия, уверенность, что нравственные основы оборота принимаются во внимание, что от них исходит каждый в своем поведении. Вместе с тем принципом доброй совести выражаются связанность, согласованность отдельных частных интересов, а также частного интереса с интересом целого; подчинение каждого равномерно идее общего блага, поскольку она проявляется или отражается на отношении между данными лицами [6, c. 132].
Еще в III в. до н. э. в римском праве bona fides проявляется как активная степень защиты между лицами, участвующими в различных договорных правоотношениях, таких как найм, купля-продажа, мена и т. д. Судьям при разрешении споров рекомендуется разбирать дело ex fide bona, тем самым позволяя использовать большую свободу и самостоятельность в обращении с материалом, опираться не только на формальные нормы, но и на общепризнаваемые моральные и этические основы общественных отношений. Также судьи используют bona fides при толковании договоров, выводят основания для прекращения права требования или лишения правовой защиты, разрешают вопросы злоупотребления правом. В свою очередь, участники гражданского оборота должны определять и строить свои взаимные отношения так, как принято среди добропорядочных и честных людей.
Развитие юридической науки в Европе в Средние века основывалось на изучении римских источников права, результаты которого легли в основу законодательных актов позднесредневекового и послесредневекового периодов.
Появляющиеся в XVIII — XIX вв. кодификации показывают, как интерпретировались в законодательных актах понятия bona fides и Treu und Glauben. Так, в кодифицированном общем праве Прусского государства (prALR) от 1794 г. в § 270 I 5 содержится довольно скромная норма о том, что «договоры должны исполняться в соответствии с их полным содержанием». Значительно дальше в плане нормативных формулировок пошел Французский гражданский кодекс (ФГК) 1804 г., в котором были закреплены нормы, вобравшие в себя значительный объем того, что было наработано европейской правовой мыслью в предыдущие столетия. Именно Кодекс Наполеона в дальнейшем сыграл особую роль для последующих кодификаций. В соответствии с абз. 3 ст. 1134 ФГК при исполнении договоров должнику вменяются обязанности лояльности (obligation de loyauté) и сотрудничества (obligation de cooperation). Согласно ст. 1135 ФГК на стороны возлагаются не только те обязательства, которые прямо обозначены в договоре, но и все их последствия, которые возникают в результате соблюдения принципа справедливости, обычаев и закона в соответствии с природой правовой сделки. Считается, что последовавшие сразу за ФГК кодификации Баденского и Рейнского права переняли нормы французского права [5].
Позже немецкие юристы исследуют и развивают принцип добросовестности, и уже 1 июля 1896 года Рейхстаг принимает ГГУ, где данный принцип отражен в § 242 («Должник обязан исполнить обязательство таким образом, как это требует Treu und Glauben с учетом обычаев оборота»).
Следует отметить, что на международном уровне впервые понятие добросовестности получило отражение в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., в ст. 7 (1) предусматривается правило, что при толковании Конвенции необходимо «соблюдать добросовестность в международной торговле». Более широкий подход был применен в США, где Единообразный торговый кодекс в ст. 1–203 установил что «на каждый контракт или обязательство налагается обязанность добросовестности при их исполнении и принудительном осуществлении» и для этих целей ст. 1–201 определяет добросовестность как «честность во всем, что касается поведения или сделки». Статья 1.7. Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА устанавливает, что «каждая из сторон должна действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой в международной торговле»; ст. 1.106 (1) Принципов Европейского договорного права содержит правило, что при осуществлении прав и исполнении обязанностей каждая из сторон должна действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой. Согласно положению 1–1.103 Проекта Общей системы принципов, понятий и типовых правил Европейского частного права (DCFR) термин «добросовестность и честная деловая практика» относится к стандарту поведения, характеризуемого честностью, открытостью и учетом интересов другой стороны в сделке или в иных рассматриваемых отношениях. В частности, противоречат добросовестности и честной деловой практике действия стороны, несовместимые с предшествующими заявлениями или поведением, когда другая сторона обоснованно положилась на них, что повлекло причинение ей ущерба [1].
В настоящее время принцип доброй совести содержится почти во всех европейских кодификациях, в том числе и ГК РФ, оказывая необычайное влияние на порядок и качество правовых отношений гражданского оборота.
В современной доктрине существует множество определений понятия добросовестность, однако единого мнения среди ученых не сложилось.
И. Б. Новицкий предлагает понимать добросовестность в субъективном и объективном смысле. Добросовестность в субъективном смысле заключается в формуле «не знал и не должен был знать». В объективном смысле добросовестность следует понимать, как внешнее мерило общественных отношений, стандарт поведения индивида в обществе, образ мыслей честных людей, т. е. требование к должному поведению участников гражданско-правовых отношений.
А. А. Малиновский под добросовестностью понимает желание субъекта осуществлять только правомерное поведение, не нарушая правопорядок, избегая при этом использования пробелов и коллизий права [4, c. 103].
Е. Е. Богданова считает, что под добросовестностью следует понимать сложившуюся в обществе и признанную законом, обычаями или судебной практикой систему представлений о нравственности поведения при приобретении, осуществлении и защите прав, а также при исполнении обязанностей. Нравственность поведения оценивается на противопоставлении категорий добра и зла. Поведение, отражающее представление общества о добре, следует считать добросовестным. Поведение, отражающие представление общества о зле, — недобросовестным. (Богданова Е. Е. Принцип добросовестности в договорных отношениях в российском и зарубежном праве // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 7.)
С. А. Краснова понимает добросовестность как субъективную сторону поведения участников гражданских правоотношений. Если такое поведение соответствует закону, то оно позволяет беспрепятственно осуществлять свои права и выдвигать требования по исполнению обязанностей, в противном случае, то есть при отсутствии добросовестности, влечет негативные правовые последствия [3, c. 63].
В. И. Емельянов указывает, что лицо, реализующее свое субъективное право, можно расценивать как добросовестное, только при условии, что оно действует без умысла причинить вред и не допускает небрежности в отношении другой стороны [2].
К. И. Скловский понимает добросовестность как изначальную позицию лица уважающего другую сторону правоотношения и считающего ее равной себе [7].
В юридической литературе существуют некоторые взгляды авторов, согласно которым принцип добросовестности является доправовым, и что его скорее можно познать только при помощи внутреннего чувства или внутреннего голоса, чем понять в формально-определенном смысле. Однако, как справедливо замечает И. Б. Новицкий, «это значило бы лишить понятие доброй совести признаков объективного мерила, превратить его в субъективный взгляд каждого отдельного члена общежития, что явно неправильно и недопустимо». По нашему мнению, признаки добросовестного или недобросовестного поведения проявляются объективно, через действия или бездействия конкретных лиц, им можно дать объективную правовую оценку, следовательно, утверждать, что данный принцип можно познать лишь субъективно при помощи внутренних чувств скорее ошибка, чем действительность. Указанный принцип обеспечивает функции и задачи правопорядка, служит ориентиром к социальному идеалу, а также способствует морально-нравственному воспитанию всех участников гражданского оборота, являясь дополнительным помощником не только для суда, разрешающего различные правовые споры, но и для законодателя, занимающегося правотворчеством. Таким образом, принцип добросовестности является скорее правовым, чем доправовым.
Как уже отмечалось ранее, ГК РФ также предусматривает введение принципа добросовестности. Так согласно п. 3 ст. 1 при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Законодатель не раскрывает определение понятия добросовестности, однако в п. 1 ст. 10 ГК РФ указывает на некоторые признаки недобросовестного поведения, к которым относятся:
1) осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу;
2) действия в обход закона с противоправной целью;
3) иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Также в ГК РФ содержатся нормы, которые так или иначе связанны с принципом добросовестности (например п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 53, п. 4 ст. 62, п. 4 ст. 65.2, п. 3 ст. 157, п. 5 ст. 166, п. 2 ст. 179, п. 3 ст. 307, ст. 431.1, ст. 431.2, п. 3 ст. 432, ст. 434.1, п. 4 ст. 450, с. 450.1, ст. 451).
В свою очередь п. 5 ст. 10 ГК РФ устанавливает, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Таким образом, из анализа совокупности правовых норм, касающихся принципа добросовестности следует, что воля законодателя направлена на порядок и организацию правовых отношений ядром которых является честность и взаимное уважение всех участников гражданского оборота, а также разумность и взаимное сотрудничество.
Литература:
- Богданова, Е. Е. Принцип добросовестности в договорных отношениях в российском и зарубежном праве / Е. Е. Богданова. — Текст: электронный // Актуальные проблемы российского права. — 2014. № 7. С. 1366–1369. — URL: http://crimescience.ru/wp-content/uploads/2015/12/АПРП-№ -7–2014.pdf/ (дата обращения: 19.08.2022).
- Емельянов, В. И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами: учебное пособие / В. И. Емельянов. — Москва: Лекс-Книга, 2002. — 160 с. — ISBN: 5–94558–001–5. — Текст: непосредственный.
- Краснова, С. А. Определение понятия «добросовестность» в российском гражданском праве / С. А. Краснова. — Текст: электронный // Журнал российского права. — 2003. № 3. С. 62–67. — URL: https://jrpnorma.ru/articles/article-1963.pdf?1662732072/ (дата обращения: 19.08.2022).
- Малиновский, А. А. Усмотрение в праве / А. А. Малиновский. — Текст: электронный // Государство и право. — 2006. № 4. — С. 102–104. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9243300/ (дата обращения: 19.08.2022).
- Нам, К. В. Принцип добросовестности: развитие, система, проблемы теории и практики / К. В. Нам. — Москва: Статут, 2019. — 280 c. — ISBN 978–5–8354–1558–8. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94620.html (дата обращения: 21.08.2022). — Режим доступа: Цифровой образовательный ресурс IPR SMART; для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.
- Новицкий, И. Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права / И. Б. Новицкий. — Текст: электронный // Вестник гражданского права. — 2006. № 1. — С. 124–181. — URL: https://gendocs.ru/v14117/?cc=1&view=pdf/ (дата обращения: 19.08.2022).
- Скловский, К. И. Применение норм о доброй совести в гражданском праве России / К. И. Скловский. — Текст: электронный // Хозяйство и право. — 2002. № 9. С. 79–94. — URL: http://lawlibrary.ru/article1126860.html?ysclid=l7ujx6abue84845086/ (дата обращения: 19.08.2022).
- Суханов, Е. А. Гражданское право: в 4 т. Т. 1. Общая часть: учебник / Е. А. Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Статут, 2019. — 576 с. — ISBN 978–5–8354–0701–9. — Текст: непосредственный.