В статье обозначена нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления, важность исследования которой обуславливается современным периодом становления и развития местного самоуправления. Практическое развитие местного самоуправления предполагает постановку и решение вопросов совершенствования правовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления. При этом, проблемы организации и практической деятельности органов местного самоуправления необходимо исследовать для выработки предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование организационных и территориальных моделей местного самоуправления.
Ключевые слова: государственное управление, исполнительная власть, Конституция Российской Федерации, управленческий процесс, местное самоуправление.
Оценка эффективности государственного и муниципального управления представляет собой комплекс мероприятий, которые регламентированы нормами федерального и регионального законодательства, а также нормативными актами местного самоуправления, в части установления соответствия функционирования органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней и деятельности государственных и муниципальных должностных лиц и служащих запросам общества, целям и задачам социально-экономического развития и так далее [2, C. 30].
Процесс оценки эффективности государственного и муниципального управления — это исследование степени соответствия функционирования органов публичного управления и деятельности государственных, муниципальных служащий стандартам и требованиям, которые установлены законодателем в качестве соответствующих критериев.
Нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления представлена рядом актов федерального законодательства. В их числе следующие:
– федеральный закон по вопросам государственной гражданской службы в Российской Федерации;
– федеральный закон, направленный на регламентацию вопросов дополнительного специального образования государственных служащих;
– закон федерального уровня, который определяет приоритетные направления оптимизации функционирования системы государственного управления;
– федеральный закон, который регулирует вопросы оценки эффективности функционирования региональных исполнительных органов и другие [5, C. 244].
Федеральный подзаконные акты устанавливают методики и основные параметры с целью выведения оценки деятельности руководителей и служащих федеральных исполнительных органов и государственных организаций, включая параметры для определения оценки качества предоставления государственных услуг.
Такие же вопросы, но по отношению к региональным органам власти и предоставлению государственных услуг на региональном уровне, регулируются актами регионального законодательства и нормотворчества [1, C. 75].
В практической деятельности понятие «эффективность государственного и муниципального управления» включает в себя соответствие функционирования органов публичного управления и деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащий определенным параметрам, которыми являются следующие:
– соответствие функционирования органов публичного управления и деятельности государственных и муниципальных служащих целям и задачам, поставленным перед системой публичного управления в целом, а также перед конкретным органом либо подразделением, в пределах которого служащий осуществляется свои полномочия;
– обеспечение запланированного в долгосрочной и краткосрочной перспективе социально полезного эффекта от деятельности органа, структурного подразделения и в отдельности взятого служащего;
– осуществления наиболее оптимальных с экономической, социальной, финансовой и прочих точки зрения методов государственного и муниципального управления;
– применение специальных знания, навыков и умений, которые необходимы и достаточны для эффективного решения управленческих задач [4].
Обозначены некоторые параметры оценки эффективности государственного и муниципального управления, которые должны рассматриваться с учетом соответствия функционирования системы государственного и муниципального управления целям и задачам социально-экономического развития, поставленные в долгосрочной перспективе перед государством [3, C. 97].
Для определения оперативной деятельности систем государственного и муниципального управления используют определенные критерии. К последним относятся следующие:
– объем решенных задач публичного управления за единицу времени: то есть, объем оказанных служащим государственных или муниципальных слуг, выполненных работ и прочее;
– результаты деятельности должностного лица за конкретный долгосрочный период: соответствие эффективности деятельности должностного лица целям и задачам, возложенным на структурное подразделение органа государственного или муниципального управления либо непосредственно на орган власти;
– качество деятельности государственных и муниципальных служащих.
Необходимо также обозначить, что оценка деятельности должностных лиц государственных и муниципальных органов предполагает проведение следующих мероприятий:
– проведение оценки профессиональной квалификации работника;
– проведение оценки специальных познаний, умений и навыков, применяемых им в рамках реализации своих должностных обязанностей;
– определение морально-нравственных характеристик личности работника, его деловых качества, позволяющих ему эффективно реализовывать функции публичного управления и представлять органы власти [1, C. 73].
Таким образом, в завершении можно отметить, что эффективность деятельности государственных и муниципальных служащих, в большинстве своем, оценивается сложившейся в государственном органе целой системой взаимоотношений между служащими и их руководителями, а также мотивацией работников и кадровой работы органа власти.
Литература:
- Букетова А. В., Четверикова Н. А. оценка эффективности государственного управления // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 5. С. 71–78.
- Должников В. А. оценка эффективности государственного управления молодежной политикой // Энигма. 2021. № 29–2. С. 28–31.
- Кузнецова И. В. Методики оценки эффективности применения цифровых технологий в системе государственного управления // Новые технологии. 2021. Т. 17. № 2. С. 93–100.
- Пятов А. А. Оценка эффективности «управления по результатам» в государственном управлении // Московский экономический журнал. 2021. № 4.
- Шевчуков Н. В. Классические и современные подходы к оценке эффективности и результативности механизмов государственного управления // Менеджер. 2021. № 1 (95). С. 240–247.