В статье исследуется обеспечение механизм привлечения к административной ответственности за правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации. Также, выявляются и анализируются проблемы механизма и предлагаются способы их решения.
Цель исследования — проведение комплексного исследования административных правонарушений в области защиты государственной граница Российской Федерации.
Ключевые слова: административная ответственность, государственная граница, российское законодательство, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
За последние несколько лет наблюдаются изменения административного законодательства в части привлечения к ответственности за правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации. Данный факт связан с ужесточением миграционного законодательства. В частности, речь идет об увеличении размеров штрафов и введением более тяжелых административных наказаний в санкции статей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1] и введением новых составом административных правонарушений, особенно в сфере борьбы с незаконной трудовой миграцией. Например, это касается административного приостановления деятельности.
Действующее до недавнего времени, российское законодательство не предусматривало ответственности за совершение ряда административных правонарушений, которые связаны с нарушением порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, поскольку массовая трудовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства стала относительно новым явлением для нашего государства [5, C. 298].
В современных условиях нормы главы 18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1] включают в себя 17 составов административных правонарушений. Исследование содержания составов административных правонарушений, как родового объекта, позволяет выделить режим Государственной границы Российской Федерации и режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Нужно обозначить, что важно, что режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации — это составляющие общего понятия административно-правового миграционного режима.
В ходе реализации механизма административной ответственности в области защиты государственной границы Российской Федерации, необходимо отметить действенные меры, применяемые широким кругом государственных органов, в числе которых органы внутренних дел, Федеральная миграционная служба и пограничные органы [7, C. 229].
В научной литературе и в рамках законодательства правонарушения, посягающие на пограничную безопасность Российской Федерации, представляют собой такие деяния, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях Российской Федерации, которые сопряжены с нарушением правил, установленных с целью обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном безопасности России [2, C. 87].
Административные правонарушения в сфере обеспечения правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства подразумевают собой такие противоправные виновные деяния, в форме действий или бездействия, со стороны специальных субъектов, которыми выступают иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Российской Федерации, физические и юридические лица, выступающие как принимающая сторона, которые направлены на нарушение предписаний административно-правовых норм, регламентирующих миграционные отношения, сформированные в течение режима пребывания указанных субъектов на территории Российской Федерации, режима трудоустройства граждан России за рубежом и внешней трудовой миграции.
Общественная вредность административных правонарушений, которые посягают на безопасность государственной границы России, выражена в том, что их совершение создает угрозу причинения вреда охраняемым законом жизненно важным интересам личности, общества и государства в пограничном пространстве [4, C. 285].
С учетом наличия определенного непосредственного объекта правовой охраны, исследуемая глава устанавливает три группы административных правонарушений [6, C. 89].
Первая группа — это такие правонарушения, которые посягают на установленный режим государственной границы. Такими являются, в частности, «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации», предусмотренное статьей 18.1 Кодекса об административных правонарушениях; «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», предусмотренное статьей 18.4 Кодекса; «Нарушение правил, которые относятся к мирному проходу через территориальной море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации», предусмотренное статьёй 18.5 Кодекса; «Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации», предусмотренное статьей 18.6 Кодекса; а также «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации», ответственность за который предусмотрена нормами статьи 18.14 Кодекса.
Вторая группа правонарушений представляется собой такие противоправные деяния, которые посягают на пограничный режим. Такими являются «Нарушения пограничного режима в пограничной зоне» (статья 18.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации); «Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации» (статья 18.3 Кодекса); «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащих в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации» (статья 18.7 Кодекса) [3, C. 73].
Третья группа исследуемых правонарушений представляется самой большой. Сюда включены те правонарушения в области миграционного законодательства, которые посягают на установленный режим пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правила транзитного проезда через российскую территорию. Данная группа представлена следующими правонарушениями:
– статья 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, нормы которой устанавливают ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания на территории Российской Федерации;
– статья 18.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом организации, принимающей в России иностранного гражданина или лицо без гражданства, или гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан, или лиц без гражданства в Российской Федерации;
– статья 18.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы;
– статья 18.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, нормы которой устанавливают ответственность за нарушение иммиграционных правил;
– статья 18.12 Кодекса, которая предусматривает нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания;
– статья 18.13 Кодекса, предусматривающая ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;
– статья 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливающая ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства;
– статья 18.16 Кодекса, нормы которой устанавливают ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах;
– статья 18.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая предусматривает несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности [3, C. 74].
Таким образом, как видно из проведенного исследования поставленной проблематики, можно сделать вывод, что правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и ответственность за их совершение представляются очень важным сегментом российского административного законодательства, что подтверждается, в частности, повышенным вниманием к проблематике привлечения виновных лиц к ответственности и разнообразием существующих правовых норм. Это обуславливает необходимость проведения более глубокого и качественного анализа в заявленной теме, что позволит определить наибольшее трудности в данной области и разработать рекомендации по их решению.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Андронова О. В., Сайбель К. В. Административная ответственность за нарушения миграционного законодательства РФ // Студенческий форум. 2021. № 41–3 (177). С. 85–88.
- Вакулов В. И. Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства // Молодой ученый. 2019. № 45 (283). С. 73–75.
- Кошелева А. Д., Недосекова Е. С. Административно-правовой режим защиты государственной границы. Особенности квалификации правонарушений // Modern Science. 2020. № 12–1. С. 281–284.
- Недосекова Е. С., Кошелева А. Д. Особенности административно-правового регулирования защиты государственной границы и квалификации правонарушений в данной сфере // Проблемы развития правовой системы России: история и современность. 2021. С. 295–299.
- Пичугин Д. Г. Модернизация института административной ответственности за правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2020. № 6 (275). С. 87–96.
- Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В. Проблемы реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области защиты государственной границы // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 226–230.