Актуальность исследования. В июне 2021 года в Российской Федерации произошли серьезные изменения в рамках миграционного законодательства. В частности, сформировались новые требования в части оформления иностранных работников. В этой связи, становится необходимым исследовать вероятные риски, которые связаны с нарушением миграционного законодательства, и возможность их снижения.
Цель исследования — провести анализ и обзор реформирования миграционного законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: миграционное законодательство, административное правонарушение, реформирование, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, иностранные граждане.
В рамках представленного исследования необходимо обозначить, что в зависимости от миграционного статуса выделяются следующие категории иностранных граждан:
– постоянно проживающие иностранные граждане: они имеют вид на жительство, который, однако, не является документом, удостоверяющим личность;
– временное проживающие иностранные граждане: они имеют разрешение на временное проживание;
– временно пребывающие иностранные граждане: имеют визу, разрешение на работу, патент, либо пребывают на территории Российской Федерации на основании международных договоров;
– иностранные работники [3, C. 86].
В это же время, такая категория, как «иностранные работники», делятся еще на несколько категорий. Такими являются граждане Беларуси, граждане стан-участниц ЕАЭС, высококвалифицированные специалисты (ВКС), временно и постоянно проживающие иностранные работники, граждане страх с безвизовым въездом, граждане стран с визовым въездом, а также студенты очных отделений.
Согласно нормам пункта 8 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2], заказчик работ либо услуг обязан уведомить миграционные органы о заключении или расторжении с иностранным гражданином трудового договора не позже трех рабочих дней с даты заключения такового. Необходимо отметить, что в случае с гражданами Беларуси имеется двоякая позиция в части необходимости уведомления о заключении или расторжении трудового (гражданско-правового) договора и оформления полиса добровольной медицинской страховки.
Существует также и альтернативная позиция относительно того, что нет необходимости уведомлять миграционные органы. Эта позиция основывается на Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России. Хотя, миграционные органы все же настаивают на необходимости уведомления относительно приема и увольнения граждан Беларуси. Более того, если такое уведомление не будет направлено, миграционные органы могут привлечь юридическое лицо к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1] и принять меру административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере одного миллиона рублей и административного приостановления деятельности до девяносто суток. Учитывая жесткость санкций, рекомендуется в любом случае уведомлять миграционные органы о принятии на работу или об увольнении всех иностранных граждан.
Относительно оформления полиса добровольной медицинской страховки также сложилась противоречивая ситуация. В соответствии с позицией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации этот полис не представляется обязательным для граждан Беларуси. Однако, судебная практика свидетельствует об обратном. По этой причине эксперты рекомендуют все же оформлять для граждан Республики Беларусь полис добровольного медицинского страхования [5, C. 209].
За последние два года, на которые пришлось распространение пандемии коронавируса в Российской Федерации, в нашем государстве были разработаны и приняты некоторые нормативно-правовые акты в сфере миграционного права, которые направлены на регулирование въезда и выезда, трудоустройство, пребывания, карантина и прочее. Так, среди основных и наиболее важных выделяют следующие документы: Указ Президента Российской Федерации «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Распоряжение Правительства Российской Федерации «О временном ограничении въезда в Российскую Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» и другие. В существующие же документы было внесено значительное количество изменений.
Так, например, на смену Указа Президента Российской Федерации «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» пришел Указ Президента Российской Федерации «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». В соответствии с положениями этого документа были установлены даты, до наступления которых иностранные граждане могли обратиться в миграционные органы для получения отметки в миграционной карте о продлении пребывания, или для постановки на их миграционный учет; а также до наступления которых иностранные граждане могут заключать трудовые договоры независимо от цели въезда и категории выданной визы. Кроме того, этим документом установлено, что при открытии транспортного сообщения с иностранным государством начинается исчисление срока для того, чтобы иностранные граждане такого государства могли продлить своего пребывания на территории Российской Федерации [7, C. 67].
Обозначим особенности изменения миграционного статуса иностранного гражданина. Так, согласно позиции миграционных органов при смене миграционного статуса работника нужно произвести увольнение работника в прежнем миграционном статусе и принять его на работу в новом миграционном статусе с одновременным уведомлением миграционных органов о каждом действии [4, C. 13].
Трудовая инспекция придерживается той позиции, что при смене миграционного статуса работника расторгать трудовой договор необязательно, поскольку нет законных оснований для его увольнения. Более того, иностранный работник может самостоятельно отказаться от увольнения, так как он может потерять свои корпоративные бонусы, накопленный отпуск и тому подобное.
Как бы то ни было, во избежание неприятных последствий, эксперты рекомендуют придерживаться позиции и указаний миграционных органов.
Необходимо отметить, что российский законодатель не предусматривает совмещение статусов высококвалифицированного специалиста и временно проживающего иностранного гражданина. В этой части эксперты рекомендуют аннулировать разрешение на работу в качестве высококвалифицированного специалиста сразу же, после получения разрешения на временное проживание.
Необходимо отдельно выделить иностранных граждан, осуществляющих свою деятельность на должности руководителя. Так, руководители-иностранные работники несут административную ответственность за нарушения, совершенные самостоятельно, а также, за правонарушения, совершенные юридическим лицом, которое они возглавляют.
Существуют некоторые «лимиты» на совершение административных правонарушений, за превышение которых миграционные органы могут принять решение и не разрешать въезд иностранному гражданину [6, C. 145].
Отметим, что чаще всего к административной ответственности такие лица привлекаются за несвоевременную сдачу отчетности и неуплату налогов.
Чтобы снизить риски привлечения руководителя-иностранного гражданина к административной ответственности, эксперты советуют назначить ответственное лицо в организации (юридическом лице), который примет на себя обязанность по выполнению подобных действий. В качестве подтверждения полномочий будут выступать локальные нормативные акты, доверенность, а также соответствующие условия в трудовом договоре.
Таким образом, можно сделать вывод, что миграционное законодательство за последние годы претерпело больших изменений. В особенности, это касается иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Нарушение миграционного законодательства России предусматривает наступление административной ответственности, выраженной наложением жестких санкций. В этой связи, необходимо в полной мере следовать рекомендациям экспертов, которые позволяют снизить риск наступления такой ответственности.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
- Андронова, О. В. Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства РФ / О. В. Андронова, К. В. Сайбель // Студенческий форум. — 2021. — № 41–3 (177). — С. 85–88.
- Гусейнов, С. Э. Миграционное законодательство в системе российского законодательства / С. Э. Гусейнов // Безопасность человека и устойчивое развитие общества перед вызовами глобальных трансформаций. — 2021. — С. 12–14.
- Думина, Е. В. Сравнительный анализ миграционного законодательства России, Германии и Швейцарии / Е. В. Думина, С. А. Тюлякова // Россия и мир: научный диалог. — 2022. — № 3 (5). — С. 208–225.
- Ковалёва, О. Н. К вопросу об изменениях в миграционном законодательстве Российской Федерации в 2022 году / О. Н. Ковалёва, В. Ю. Багдасаров // Инновационная траектория науки: становление, развитие, прогнозы. — 2022. — С. 144–149.
- Масюк, В. В. О некоторых проблемах правоприменительной практики в сфере миграции в период пандемии коронавируса / В. В. Масюк, В. В. Горбунов // Российский следователь. — 2022. — № 8. — С. 65–68.