Актуальность исследования. Миграция, будучи процессом, играет важнейшую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Эксперты отмечают, что миграционное законодательство России недостаточно полно соответствует потребностям и интересам работодателей и населения нашего государства. В современных реалиях российское миграционное законодательство постепенно приводится в соответствии с международными общепризнанными нормами. Все это обуславливает необходимость исследования основных проблем и путей развития правового регулирования процесса миграции в России.
Цель исследования — определить направления совершенствования правового регулирования института миграции в Российской Федерации.
Ключевые слова: миграционное законодательство, административное правонарушение, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, иностранные граждане.
На современном этапе в России происходит поэтапная переработка и анализ содержания всех правовых норм для выявления и устранения существующих пробелов и противоречий в миграционном законодательстве. Даже с учетом положительных направлений правовой регламентации правоотношений с миграционной сфере, что позволяет оптимизировать эффективное правовое регулирование в данной области, нужно обратить внимание, что действующие законодательные нормы не учитывают всех возможных проблем и требуют совершенствования. Для оценки уровня эффективности правового регулирования в сфере миграции используется ряд критериев, которыми являются следующие:
– степень разработки и согласованности понятийного аппарата;
– полнота правового регулирования порядка передвижения на территории Российской Федерации, включая въезд, выезд и пребывания иностранных граждан;
– положение правовой регламентации трудовой миграции;
– четкость правового регулирования порядка привлечения к административной ответственности за нарушение норм миграционного законодательства Российской Федерации [3, C. 108].
Изучая степень разработанности и согласованности понятийного аппарата, можно обозначить, что действующее на сегодняшний день миграционное законодательство не дает четкого определения некоторым существующим правовым категориям, что, в конечном итоге, приводит к неоднозначному толкованию норм права. Например, законодатель не закрепил четкое определение такого важного понятия, как «миграция». Вместе с этим нет четкого толкования понятия о месте пребывания в современном законодательстве, существует неопределенность в вопросе о месте пребывания, в соответствии с которым иностранное лицо или лицо без гражданства, прибывший на территорию Российской Федерации, обязан встать на учет. В частности, не определено, допускается ли и в каких случаях постановка на учет по месту нахождения принимающей стороны, не определено понятие «приглашающая сторона», не установлены ее обязанности и ответственность в случае приглашения иностранного гражданина, цель въезда на территорию России которого не соответствует заявленной.
В вопросе полноты правового регулирования общественных отношений, возникающих при любых передвижениях иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в законодательстве также имеются определенные пробелы. Например, представленная и действующая на сегодняшний день в пункте 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [2], формулировка не позволяет точно определить, с какой даты необходимо начинать отсчет пребывания иностранного гражданина и лиц без гражданства для последующего определения суммарной продолжительности его пребывания на территории Российской Федерации. В свою очередь, это не способствует единству правоприменительной практики и практики привлечения к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1].
Очень важным и актуальным вопросом остается вопрос относительно административного выдворения в отношении лиц, которые утратили или не имеют документы, удостоверяющие личность, а также вопрос отсутствия четко сформулированных правовых норм в этой сфере, что обусловило участившиеся подачи жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации. Особое внимание необходимо уделить и вопросу правового регулирования проблемы отсутствия у иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывших на территорию Российской Федерации, возможности их постановки и постановки членов их семей на миграционный учет.
Некоторые проблемы и недочеты имеются также и части установления порядка привлечения к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Например, законодателем предусмотрена ответственность за фиктивную постановку на миграционный учет иностранного гражданина. При этом, фиктивная постановка подразумевает постановку на учет только в жилом помещении. Кроме того, юридические лица, продающие иностранным гражданам ненастоящие регистрации, в которых в качестве адреса постановки на миграционный учет указывает адрес организации, также не могут быть привлечены к административной ответственности [5, C. 4].
Отмечается и отсутствие единого подхода в вопросе применения административного наказания в качестве выдворения мигрантов, совершивших правонарушения, а также отсутствие единого механизма привлечения к ответственности лиц, выдворенных из Российской Федерации и не имеющих разрешения на въезд на территорию государства, когда произошла замена документа, удостоверяющего личность гражданина, с изменением установочных данных. Наконец, современное законодательство не предусматривает возможности применения в качестве принудительных мер по выполнению решения о нежелательном пребывании на территории Российской Федерации к мигрантам, освобожденных из мест лишения свободы.
Анализ основных проблем правового регулирования института миграции в Российской Федерации доказывает необходимость совершенствования этого механизма и указывает на проведение целенаправленной государственной политики, направленной на формирование эффективного миграционного законодательства, соответствующего потребностям населения. Одним из вариантов решения выделенных проблем, как указывают некоторые эксперты, может стать разработка и принятие Миграционного кодекса Российской Федерации. Такое предложение не является новеллой юридической правовой доктрины. Хотя и не все эксперты и исследователи согласны с таким предложением [4, C. 66].
Так, одни авторы считают, что действительно существует необходимость принятия кодифицированного закона о миграции. Другие же придерживаются того мнения, что принятие такого документа преждевременно.
Соглашаясь с позицией первой категории авторов, отметим, что принятие в сфере миграционного законодательства на федеральном уровне основного правового акта, закрепляющего ключевые принципы управления миграционными процессами на территории нашего государства, позволило бы разрешить целый ряд проблем, в числе которых следующие:
– сбор всех действующих нормативно-правовых актов миграционной сферы в единую систему;
– переработка содержания нормативно-правовых норм для выявления и устранения имеющихся противоречий и пробелов;
– дополнение правового законодательства нормами, отвечающими существующим потребностям правового регулирования;
– проведение формирования единого понятийного аппарата, исключающего неоднозначные толкования правовых норм.
Учитывая масштабность системы правовых норм миграционного законодательства, большинство исследователей предлагают разделить будущий миграционный кодекс на общую и особенную части. Так, в общей части, как предлагается, нужно изложить основные понятия, принципы миграционной политики России и правовой статус категорий иностранных граждан. В особенную часть кодекса должны быть собраны норма, регламентирующие отдельные области правоотношений в сфере миграции (например, внутренняя миграция, трудовая деятельности иностранных граждан, временное пребывания, постановка на миграционный учет и прочее).
Принятие такого кодекса позволит развить международное сотрудничество России в сфере миграции, провести унификацию статистического учета в миграционной сфере в рамках межгосударственных объединений, включить задачи и мероприятия по реализации миграционной политики России в государственные, федерльные и региональные программы, вести учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и регионального бюджетов, а также осуществлять постоянный мониторинг и анализ миграционных процессов на территории Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование миграционных правоотношений в Российской Федерации в современных условиях имеет ряд проблем, основными среди которых являются существующая неопределенность полномочий федеральных и региональных органов в части регулирования процесса миграции, а также наличие большого количества несистематизированных законов и подзаконных актов. Действующее законодательство указывает на особую роль федеральных органов государственной власти в вопросах регулирования миграции, а также на значимую роль органов субъектов Федерации.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
- Андриченко, Л. В. Правовые проблемы предоставления государственных услуг в сфере миграции / Л. В. Андриченко, И. В. Плюгина // Журнал российского права. — 2022. — Т. 26. — № 7. — С. 102–114.
- Масюк, В. В. О некоторых проблемах правоприменительной практики в сфере миграции в период пандемии коронавируса / В. В. Масюк, В. В. Горбунов // Российский следователь. — 2022. — № 8. — С. 65–68.
- Хабибулин, А. Г. Правовая политика в сфере миграционных отношений: правообразующий аспект / А. Г. Хабибулин, К. Р. Мурсалимов // Миграционное право. — 2021. — № 4. — С. 3–5.