Статья посвящена анализу правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок с использованием специализированных электронных площадок посредствам внедрения новых информационных технологий.
Ключевые слова: контрактная система, закупочная деятельность, электронная площадка, Единая информационная система в сфере закупок, электронное актирование, Единый агрегатор торговли.
На современном этапе развития большое значение приобретает государственное регулирование процесса расходования бюджетных средств, которое осуществляется с использованием системы государственных и муниципальных закупок. Данное регулирование в первую очередь направленно на значительное уменьшение и оптимизацию расходов на всех уровнях бюджетной системы, а также сокращение нарушений в сфере закупок.
Институт публичных закупок выступает одним из основных элементов, составляющих основу экономики любого государства. В настоящее время данный институт находится в активной фазе трансформации, в связи с этим правовое регулирование сферы государственных и муниципальных закупок требует постоянного совершенствования и актуализации.
Практически весь объем закупок в настоящее время осуществляются в электронной форме. Переход к электронной форме закупок в первую очередь обусловлено требованиями прозрачности и доступности всей контрактной системы.
Основой документооборота в электронной форме при осуществлении государственных и муниципальных закупок в настоящий момент выступает Единая информационная система в сфере закупок (далее — ЕИС).
ЕИС представляет собой единый портал, как для заказчиков, так и для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), посредством, которого в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [1] и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ [2], осуществляется процесс закупочной деятельности на всей территории Российской Федерации.
Указанная система начала функционировать с 2016 года и основной целью ее создания стала потребность в унификации процедур проводимых конкурентными способами закупок, а также изменениями в правовом регулирования и более детальной проработкой отдельных видов закупочных процедур.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона № 44-ФЗ, Единая информационная система содержит все необходимую информацию и технический функционал для реализации закупочной деятельности.
По мере трансформации законодательства в области закупок доработка происходит и в техническом инструментарии ЕИС.
Так, с 1 апреля после внесения существенных изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ, в инструментарии ЕИС появилась возможность формирования электронных актов приемки товаров (работ, услуг).
Оптимизация закупочного процесса и переход на электронное актирование ускоряет и упрощает процесс согласования приемки, сокращает бумажный документооборот, обеспечивает своевременность оплаты, снижает риск технических ошибок, обеспечивая идентичность информации в контракте и закрывающих документах. Кроме того, нововведение в целом позволяет оптимизировать закупочные процессы и повышает прозрачность системы закупок.
Электронный документ о приемке товаров, работ или услуг призван подтвердить, что данные об исполнении контракта являются достоверными. Проект сведений об исполнении контракта формируется автоматически для размещения в реестре контрактов и на основании приемочного документа.
Реализация нового формата призвана упростить работу Заказчиков, Поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также контролирующих органов.
Затрагивая тему цифровизации системы государственных и муниципальных закупок, представляется необходимым, отметить и систему электронных торговых площадок (далее — ЭТП), которые используется для упорядочивания и установления единообразия процесса осуществления закупок.
ЭТП является непосредственным инструментом необходимым для проведения закупок в электронной форме. Это программно-аппаратный комплекс, который представляет собой интернет-сайт, после регистрации, на котором уполномоченные лица, осуществляющие закупки для государственных и муниципальных нужд могут объявлять закупки в качестве заказчика или участвовать в них в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В настоящее время выделяют два вида электронных торговых площадок:
Первый вид — это государственные торговые площадки. Список таких площадок утвержден Распоряжением Правительства от 12.07. 2018 г. № 1447-р [3]. Исключительно на данных порталах участники вправе принимать участие в торгах по 44-ФЗ.
Второй вид — коммерческие тендерные площадки. Список данных ЭТП весьма широк и подвержен постоянным изменениям. Данные ресурсы чаще всего являются региональными, либо отраслевыми и ведут свою деятельность в рамках 223-ФЗ. Заказы, размещаемые на данных площадках, относятся к коммерческой деятельности различных организаций, которым необходимо получить товар, услуги или работу на наиболее выгодных условиях. Также на таких ЭТП проводятся закупки по банкротству, реализация арестованного имущества и т. д.
Кроме того, тренд «электронизации» коснулся и закупок малого объема. Так, заказчиков федерального уровня с 01 марта 2019 года обязали использовать Единый агрегатор торговли «Березка» (далее — ЕАТ).
Это электронная площадка, созданная в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 824-р для осуществления малых закупок в рамках Федерального закона № 44-ФЗ [4].
Акционерное общество «РТ-Проектные технологии» разработало регламент функционирования агрегатора, появились четыре версии документа, описывающего порядок осуществления основных процессов и правила взаимодействия участников на площадке.
Согласно п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.18 № 824-р через «Березку» возможно проведение закупок на сумму до 600 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
На уровне субъектов Российской Федерации порядок осуществления закупок малых объемов в электронной форме регламентируется региональными нормативными правовыми актами, посредствам использования «электронных магазинов» [5].
На ЕАТ поставщики (подрядчики, исполнители) предлагают, товары, работы, услуги (ТРУ) по фиксированной цене, а Заказчики могут купить их без проведения конкурентных процедур, при помощи проведения закупочных сессий.
В соответствии с действующим законодательством на ЕАТ «Березка» не допускается проводить закупки, составляющие государственную тайну, закупки услуг физических лиц, а не ИП, а также закупки для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства.
С введением ЕАТ «Березка» отслеживание денежных средств на незначительные расходы такие как, например, канцелярские принадлежности стало проще, и позволило сделать данную процедуру полностью прозрачной. Упрощенная форма отчетности в едином агрегаторе торговли, предусматривающая лишь публикацию итогового протокола закупочной сессии и подписание контракта электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП). Электронная версия контракта имеет ту же юридическую силу, что и бумажный документ.
В рамках проведенного анализа представляется необходимым так же указать на взаимодействия Еденной информационной системы в сфере закупок и единого агрегатора торговли «Березка».
Так, при более детальном рассмотрении действий, которые осуществляются на платформах ЕИС и ЕАТ можно прийти к выводу о том, что ЕАТ «Березка» является частью ЕИС, поскольку единый агрегатор торговли достаточно сильно в нее интегрирован.
Вся информация о заказчиках на ЕАТ поступает из ЕИС, а в агрегаторе хранятся только данные о контактных лицах и их полномочиях. Данные об объектах закупки поступают на «Березку» из Каталога товаров, работ и услуг (КТРУ), который предусмотрен в ЕИС.
Обратно в ЕИС поступают сведенья из ЕАТ о заключенных контрактах, в том числе и тех, которые Заказчик заключает в обход «Березки», т. е. посредством заключения прямого договора на поставку товара или услуги, в силу более выгодных предоставленных условий, чем у поставщиков, представленных в ЕАТ «Березка».
Так, на основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что внедрение новых цифровых технологий в систему государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг позволяют постепенно устранять существующие недостатки в данной системе и обеспечивать полную прозрачность, а, следовательно, рационально расходовать бюджетные средства и повышать эффективность административно-правового института государственных закупок в целом.
Представляется необходимым осуществлять переход к цифровым технологиям не разрозненно, а комплексно, объединяя все направления финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013. № 14, ст. 1652.
- Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4571.
- Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ» // Собрание законодательства РФ, 23.07.2018, № 30, ст. 4767.
- Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р «О создании единого агрегатора торговли» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2018, № 19, ст. 2797.
- Алгазин, И. И. Правовое регулирование электронных магазинов в сфере государственных и муниципальных закупок / И. И. Алгазин, Ю. Б. Лавров, Е. А. Чекурда. — Текст: непосредственный // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 9. — С. 74–77.