В статье автор пытается разобраться что такое цифровизация и как она влияет на налоговый контроль.
Ключевые слова: налоговая служба, система, цифровизация.
Основная функция налоговой службы — это процесс формирования дохода страны для выполнения поставленных задач.
Благодаря процессу цифровизации появляются новые методы контроля и регулирования в разных направлениях. Когда появилась налоговая служба, то стали проводиться различного рода контрольные мероприятия. Процесс модернизации дает новые возможности для налоговых сервисов. Кроме того, происходит процесс влияние на налогоплательщиков. На сегодняшний день налоговые органы активно внедряют новые технологии и IT механизмы регулирования. Такие системы работают в режиме реального времени, обеспечивают доступ ко всем цифровым показателям.
Процесс цифровизации начался с того момента, когда в работу налоговых органов были внедрены компьютерные технологии. Но для того, чтобы управлять данными системами — нужен был опыт и профессиональные знания. Такие процессы были испробованы на системе учета и аудита. На базе нейросетевого моделирования были разработаны различного рода системы для административного регулирования.
Главной целью совершенствования информационной налоговой системы — это создание единой базы, где будет содержаться вся необходимая информация разных структурных подразделений. Это была бы единая сеть, которая интегрирована в единое информационное пространство органов государственного управления и других заинтересованных организаций (ГУВД, суды, таможня, банки и др.) [1]
Контрольная надзорная деятельность должна быть сосредоточена только на потенциальном нарушителе или тех, кто находится за пределами цифровой платформы, поэтому, цифровизация должна быть не только в налоговой сфере, но и в каждой компании.
Современные ситуации требуют от налоговых органов новые подходы в осуществление налогового контроля. Требуются выездные налоговые проверки, чтобы повысить эффективность работы. Но в данном процессе существует проблема — для того, чтобы оформить такую проверку нужно подписать большое количество бумаг, документов. На это уходит много времени, но без данной процедуры нельзя выполнять данную деятельность (в соответствие с Налоговым кодексом). Поэтому требуется переводить всю информацию в электронный вид, чтобы она была хорошо структурирована. В такой базе данных будет содержаться вся документация, а также различные материалы проверки.
Эффективность налогового контроля предполагает максимальное поступление налоговых платежей и при этом использование минимальных затрат. Процесс внедрения системы АИС был очень активно внедрен. Например, создание и внедрение в 90-х гг. ХХ в. АИС, которая аккумулировала на первоначальном этапе в единое информационное пространство всевозможные государственные регистрационные службы и банковские учреждения.
Компьютерные программы с широким диапазоном и набором функциональных операций были и остаются эффективными в проведении налогового контроля вне времени.
Внедрение системы под названием «Налог» было направлено на решение наиболее простых задач.
Но возникали сложности, такие как:
- Несогласованности и разному типу данных, т. е. базы данных одной прикладной системы нельзя было без специального конвертирования использовать другой системой;
- Отсутствию точных процедур, которые применялись бы всеми государственными налоговыми инспекциями;
- Высокие финансовые затраты. [2]
Необходимо было решать данные проблемы.
В Российской Федерации начался активный процесс усовершенствования данной системы для проведения контрольных мероприятий. Введение информационных технологий способствовало освобождать налоговиков от рутинных операций, а также обеспечивал снижение коррупционных правонарушений. Благодаря внедрению цифровых технологий с 2014 по 2021 год — налоговые органы увеличили поступления в бюджет в несколько раз.
При переходе налоговой службы на цифровой формат работы в целом и на удаленный налоговый контроллинг в частности стоит упомянуть некоторые положительные нюансы нового формата деятельности службы. Например: [3]
- Все налоговые операции проводятся в прозрачном режиме;
- Налогообложение происходит в бесконтактном процессе;
- Снижение налоговой отчетности;
- Бизнес-сектор выводится из теневой среды, что влечет за собой повышение уровня собираемости налогов;
- Повышение уровня доверия к государству;
- Снижение затрат на администрирование;
- Устранение барьеров в виде потерянного времени.
ФНС подвела итоги 2018–2019 годов, и было выявлено, что в стране увеличились налоговые отчисления и снизились налоговые долги. Все это произошло потому, что были использованы различные информационные технологии. Такие системы, как АСК НДС, ЕГАИС, онлайн-кассы, маркировка товаров, администрирование иностранных поставщиков электронных услуг, способствовали увеличению поступления налогов на общем фоне относительной стагнации экономики. [4]
Стоит отметить, что важным этапом создания цифровых трансформаций является строгое целеполагание под стратегические цели налоговой администрации. Также важно учитывать и по возможности снижать издержки бизнеса, связанные с переходом на новую систему цифровизации налогового контроля.
В 2018 году ФНС перешла на полное информационное обеспечение. Изначально, были созданы только веб-сайты и порталы налоговой системы. Но уже к 2018 году налоговая система преобразовалась. В нее включается:
- Интернет-сайты каждого подразделения;
- Мобильное приложение;
- Адаптивная платформа — здесь собрана вся необходимая информация для налогового администрирования. [5]
Налоговая служба успешно реализовала в себе систему контроля за НДС. В данной программе происходит полноценный контроль за НДС. Те операции, которые обладают НДС — проходят проверку в данной системе. Данная система создана на основе облачных технологий. Это стало предпосылкой для проекта по созданию единой системы электронного документооборота, которая позволит автоматически исчислять налог за счёт доступа к первичным документам в реальном времени. Это исключит нагрузку по предоставлению налоговой отчётности и расчёту налогов для бизнеса.
В ходе развития контрольных систем — будет проведен проект по разработке глобальных стратегий цифрового развития налоговых органов до 2030 года. Был представлен проект «Дорожная карта». В данный проект будет входить следующие направления:
- Электронный документооборот;
- Контроль за выполнением плана организации;
- Процесс цифровой идентификации налогоплательщика;
- Отчетность;
- Международный обмен новыми информационными ресурсами для обеспечения более четкого и строго контроля.
Так, в рамках технологического содействия Налоговая служба помогает иностранным государствам имплементировать российскую систему автоматического контроля НДС, что помогает модернизировать их информационные системы и бизнес-процессы.
Таким образом, внедрение цифровизации в систему контроля налоговых органов является важным и необходимым принципом в современном мире. Данный процесс является быстроразвивающимся. Используются новые методы контроля, регулирования и отчетности. Многие технологии, которые разработаны в России — уже используются в зарубежных странах. Цифровые технологии должны изменить парадигму контрольной работы налоговых органов. [6]
Литература:
1. Бирюков, А. Н. Обзор и анализ возможностей интеллектуального моделирования в бюджетно-налоговой системе регионального и муниципального уровней: специальность 08.00.13 «математические и инструментальные методы экономики»: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Бирюков Александр Николаевич; Первый государственный национальный пермский университет. — Пермь, 2012. — 432 c. — Текст: непосредственный.
2. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В., Адвокатова А. С. — Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики. Финансовый университет, Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, 2018. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/v/aktualnye-problemy-nalogovoy-sistemy-v-usloviyah tsifrovoy-ekonomiki
3. Деева Т. В. Тенденции развития удаленного налогового контроллинга в условиях цифровой экономики и больших вызовов пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания, Креативная экономика— 2020. — Том 14. — № 7. — С. 1401–1412.
4. Жилин Г. О., Майбуров И. А. Совершенствование методов налогового контроля: внедрение автоматизированных систем // Актуальные проблемы налоговой политики: сб. материалов IX Международной научно-практической конференции молодых налоговедов. ДВФУ: Школа экономики и менеджмента, 2017.
5. Вайпан, В. А. Правовое регулирование цифровой экономики//Предпринимательское право. Приложение «Право и бизнес». — 2018. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/
6. Ряховский, Д. И. Трансформация налогового контроля в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] / Д. И. Ряховский // Наука и Мир. Международный научный журнал. — 2018. — № 4(56), Том 1. — С. 58–63. — URL: http://scienceph.ru/d/413259/d/science_and_world_no_ 4_56_april_vol_i.pdf