Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.09.2022

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Ивакина, Е. А. Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе / Е. А. Ивакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95141/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Ключевые слова: психологическая готовность к школе, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-психологическая готовность, личностная готовность, адаптация.

Психологическая готовность к школе является основным фактором адаптации и высокой мотивации личности ребенка. Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется системой психологических особенностей субъекта, обеспечивающих успешное обучение в школе. Поступление в школу — это новая социальная ситуация развития, ребенок взрослеет и приобретает новые умения и навыки. Адаптация к классному коллективу — это приспособление к новым условиям развития и соответствие с новыми требованиями с собственными потребностями, мотивами и интересами [1, с.19]. Первый класс — это всегда для ребенка ситуация стресса, ситуация, когда необходимо привыкать к новому режиму, новому коллективу, учителю. Насколько ребенок психологически готов к обучению в школе, настолько он легко впишется в новый коллектив, будет занимать активную социальную позицию, иметь высокую мотивацию к обучению и основные коммуникативные навыки. В дальнейшем своем развитии ученик будет увеличивать свой багаж умений, навыков и знаний, не испытывая психологических проблем. Трудности, которые могут возникнуть на пути ученика, будут преодолеваться конструктивно и адекватно ситуации. Исходя из этого, актуально диагностировать компоненты психологической готовности ребенка к школе и разрабатывать рекомендации о преодолении различных психологических проблем.

Основные задачи, которые ставит перед собой педагог-психолог — это изучение основных компонентов психологической готовности к школе.

Задачи:

  1. Интеллектуальная готовность
  2. Эмоционально-волевая готовность
  3. Социально-психологическая или коммуникативная готовность
  4. Личностная готовность

Интеллектуальная готовность включает в себя: запас знаний, развитие познавательных функций (внимание, память, мышление, речь), развитие мелкой моторики [2, с.115].

Эмоционально-волевая готовность включает в себя: умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя, умение контролировать свои эмоциональные проявления, умение ребенка выполнять ученические обязанности в соответствии с режимом и дисциплиной школы.

Социально-психологическая или коммуникативная готовность включает в себя: потребность в общении, умение взаимодействовать в группе и в диаде взрослый-ребенок, согласовывать свои действия с другим человеком, учитывать правила и нормы коллектива.

Личностная готовность включает в себя: принятие новой социальной ситуации развития, адекватную самооценку, высокую мотивацию к обучению, значимость школы и образования, умение управлять своим поведением [2, с. 116].

Существует большое количество методик для исследования психологической готовности ребенка к школе. Педагог-психолог подбирает батарею методик для диагностики, учитывая возраст ребенка. Наиболее распространённые методики: тест школьной зрелости Керна-Йерасека, экспресс диагностика в детском саду Н. Н. Павлова и Л. Г. Руденко, методическое пособие для оценка психического развития Н.Семаго и М.Семаго. Если это первичное обследование, то его проводят в начале учебного года в подготовительной группе детского сада, или на подготовительных курсах в школах. Вторичное обследование проводится весной, начиная с марта. Исходя из опыта диагностики в прогимназии, я как педагог-психолог делаю больший акцент на вторичную диагностику. Это позволяет раскрыть потенциал ребенка, накопленный в течение года.

Условия проведения: ребенок вместе с педагогом-психологом находится в кабинете, где ему должно быть комфортно (тепло, светло), атмосфера доброжелательная. Ребенок идет на контакт и с удовольствием отвечает на вопросы. При обследовании надо учитывать физическое состояние ребенка (отсутствие катаральных проявлений болезни, высокой температуры тела), сильного утомление ребенка. Данные о его физическом состоянии на момент обследования педагог-психолог уточняет у воспитателя или родителей. При проведении диагностики необходимо проводить «минутки отдыха».

На примере диагностики психологической готовности детей к школе в прогимназии за 2021–2022 учебный год можно увидеть результаты детей в начале и в конце года. Я, как педагог-психолог, выделила основные компоненты, которые являются наиболее значимыми для родителей и учителей. Можно рассмотреть данные характеристик в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1

Основные показатели познавательных процессов в начале года. Начало учебного года

Уровни

Память

Словесно-логическое мышление

Мелкая моторика

Самоконтроль

Высокий

33 %

62 %

64 %

33 %

Средний

47 %

26 %

29 %

-

Низкий

20 %

12 %

7 %

67 %

Таблица 2

Основные показатели познавательных процессов в начале года. Конец учебного года

Уровни

Память

Словесно-логическое мышление

Мелкая моторика

Самоконтроль

Высокий

69 %

80 %

40 %

36 %

Средний

27 %

20 %

42 %

31 %

Низкий

4 %

-

18 %

33 %

Из таблиц можно проследить динамику изменений развития познавательных процессов детей в положительную сторону к концу года.

Психологическая готовность распределилась следующим образом: 62 % детей имеют готовность к началу регулярного обучения к школе (школьная зрелость); 36 % детей условно готовы к началу обучения (среднешкольная зрелость); 2 % не готовы на момент обследования к началу регулярного обучения (низкий уровень школьной зрелости).

Таким образом, в прогимназии уже в дошкольном отделении сформирована психологическая готовность детей к школе. Дети, которые попадают в начальные классы, легко социализируются и испытывают намного меньше психологических трудностей, в отличие от детей, которые не посещали детский сад прогимназии. Во-первых, это подчеркивает преемственность дошкольного отделения и начальных классов, во-вторых, высокий уровень развития познавательных процессов детей на занятиях в детском саду.

В современном мире развивается гибкая система школьного обучения, которая способна корректировать возникающие трудности у учеников и проводить своевременную диагностику в начальной школе. Данная работа позволяет создать комфортные условия для успешного обучения и адаптации всех поступающих в первый класс.

Литература:

  1. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 672с.
  2. Большая книга детского психолога: [от 3 до 10 лет] / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. — Изд. 3-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 568с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая готовность, школа, детский сад, интеллектуальная готовность, личностная готовность, мелкая моторика, ребенок, школьная зрелость, эмоционально-волевая готовность, высокая мотивация.


Похожие статьи

Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

В статье рассмотрена проблема психологической готовности дошкольников к учебной деятельности, приведены результаты психодиагностического обследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015–2016 учебного года.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии

В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению

В статье автор освещает теоретические аспекты готовности ребенка к школе, рассматривает различные подходы к понятию «готовность к школе».

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы

В статье рассматривается определение сущности основных путей реализации педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе в условиях развивающего обучения.

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Психологическая составляющая успеха человека

Психологическая и социальная адаптация являются той необходимой базой, опираясь на которую менеджер может добиться успеха. В статье рассмотрены: личностные ограничения, которые снижают эффективность психологической адаптации, представлены 3 варианта ...

Похожие статьи

Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

В статье рассмотрена проблема психологической готовности дошкольников к учебной деятельности, приведены результаты психодиагностического обследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015–2016 учебного года.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии

В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению

В статье автор освещает теоретические аспекты готовности ребенка к школе, рассматривает различные подходы к понятию «готовность к школе».

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы

В статье рассматривается определение сущности основных путей реализации педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе в условиях развивающего обучения.

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Психологическая составляющая успеха человека

Психологическая и социальная адаптация являются той необходимой базой, опираясь на которую менеджер может добиться успеха. В статье рассмотрены: личностные ограничения, которые снижают эффективность психологической адаптации, представлены 3 варианта ...

Задать вопрос