В статье представлены результаты исследования совершенствования тренировочного процесса юных борцов вольного стиля игровым методом. Выявлены наиболее эффективные методы развития координационных способностей у юных борцов вольного стиля.
Ключевые слова: вольная борьба, тренировочный ,координационные , юные вольного , игровой .
На современном этапе развития спортивной борьбы можно отметить очень высокую конкуренцию во всем мире, поэтому отмечается значительное омоложение данного вида спорта. Также стоит отметить, что на сегодняшний день дети развиваются намного быстрее, чем 20–30 лет назад. Например, первоклассники идут в школу со значительным багажом знаний и навыков, также можно отметить большую осведомленность об окружающем мире благодаря постоянному нахождению с гаджетами, отмечается значительное увеличение роста у детей по сравнению с прежними поколениями. Если сейчас официальный набор в школы по спортивной борьбе производится с десяти лет, то в дзюдо берут с семи лет. Отечественный автор Н. А. Проказов предлагает типовую программу для спортивно-оздоровительного этапа по виду спорта «Спортивная борьба» для детей от 7 лет и старше [4]. Поэтому высокие спортивные результаты труднодостижимы без систематической подготовки на ранних этапах спортивной подготовки [2,3].
Одним из важнейших двигательных качеств в спортивной борьбе являются координационные способности, связанные с реагированием на постоянно изменяющиеся ситуации схватки. Для успешного выступления в данном виде спорта необходимо быстро реагировать на действия соперника, чередовать напряжение и расслабление мышц, подбирать максимально эффективные технико-тактические действия в зависимости от текущего эпизода поединка. В современном спортивном лексиконе существует понятие «тайминг», который означает выбор удачного момента, когда соперник не видит атаки или замечает ее, но не успевает на нее среагировать. Все вышеперечисленные качества можно определить как координационные способности, наиболее важные для единоборцев [2].
Методики по развитию координационных способностей у борцов связаны с моделированием различных ситуаций схватки, технико-тактической подготовкой в зависимости от морфофункциональных возможностей конкретного спортсмена, развитием скоростно-силовых качеств. Также важно учесть, что сенситивным периодом развития координации у детей является возраст 7–10 лет [1].
Двойственность задач формирования координационных способностей у юных борцов определяет актуальность данной работы и необходимость дальнейших научных исследований.
исследования: обосновать разработать развития способностей юных вольного игровым .
Результаты . Педагогический проводился базе СШОР № 2 . Старый , Белгородской . Исследование в группах: — 10 чел. ( начальной отделения борьбы), — 10 чел. ( начальной отделения борьбы). контрольной занимались утвержденной спортивной . У экспериментальной применялись комплексы по координационных включающие специально физических .
Анализ показателей, начало эксперимента выявил различий испытуемых и (таблица 1).
1
Результаты юных -вольников ходе
Тестовые |
ЭГ =10 |
КГ =10 |
ЭГ =10 |
КГ =10 |
t- / p * |
|||
±m |
±m |
±m |
±m |
|||||
ПОСЛЕ |
-Y1 |
-X2 |
-Y2 |
-Y2 |
||||
1. вперед, |
4.3 ±0.35 |
4.1 ±0.15 |
3.1 ±0.15 |
3.8 ±0.17 |
0.53 |
3.13 |
1.32 |
3.09 |
P>0.05 |
<0.05 |
P>0.05 |
<0.05 |
|||||
2. Стойка двух , с |
27.8 ±1.0 |
28.2 ±1.1 |
37,4 ±1.2 |
30.8 ±1.1 |
0.20 |
6.15 |
1.67 |
4.05 |
> 0.05 |
P <0.05 |
> 0.05 |
P <0.05 |
|||||
3. линейку, |
8.5 ±0.4 |
7.9 ±0.5 |
6.2 ±0.2 |
7.1 ±0.3 |
0.94 |
5.14 |
1.37 |
2.50 |
P> 0.05 |
<0.05 |
P >0.05 |
<0.05 |
|||||
Результаты анализа координационных у спортсменов, вольной , показали .
В «Кувырки » средний контрольной в эксперимента 4,1 с, конце результат до 3,8 . В средний спортсменов группы на 7,3 % ( 1).
Рис. 1 показателей тесте « вперед ()»
Средний экспериментальной в эксперимента 4,3 с, конце после повторного результат до 3,1 . В средний спортсменов группы данном увеличился 27,9 %.
Сравнив данные и групп, наблюдаем, наибольший результатов данном произошел экспериментальной . Выявлено (р<0,5) показателей группами конце .
В «Стойка двух , сек» результат группы начале равен 27,8 , в эксперимента улучшился 30,8 с. итоге результат контрольной увеличился 10,8 % (рисунок 2).
. 2 Прирост в «Стойка двух » (с)
результат группы начале равен 27,6 , в эксперимента проведения тестирования улучшился 37,4 с. итоге результат экспериментальной в тесте на 35,5 %.
полученные контрольной экспериментальной , мы , что прирост в тесте в группе. достоверное (<0,05) различие между в эксперимента, преимуществом экспериментальной .
В «Поймать » средний контрольной в эксперимента 7,9 см, конце результат до 7,1 см. итоге результат контрольной увеличился 10,1 % (рисунок 3).
результат группы начале равен 8,5 , в эксперимента проведения тестирования изменился 6,2 см.
. 3. Прирост в «Поймать » (см)
итоге результат экспериментальной в тесте на 27,1 %.
полученные контрольной экспериментальной , мы , что прирост в тесте в группе. достоверное (<0,05) различие между в эксперимента, преимуществом экспериментальной .
Рис. 4. показателей координационных в эксперимента
полученные развития способностей юных -вольников и групп сравнении начала конца эксперимента, повышение по показателям. в группе наибольший по с контрольной .
Анализ полученных ходе эксперимента развитию способностей юных -вольников констатировать, лучшими показатели спортсменов группы.
Литература:
- Валеев, . Роль подвижных в -тактической юных / Валеев .М.// культура, и . — 2018. — No 32–2. — . 33–36.
- Исмаилов, .О. методики координационных у борцов начальном обучения / Ш.., Магомедов .Г. книге: теории практики физической и на этапе. IX научно- конференции, 55-летию ФКиБЖ . 2019. — С. 121–124.
- , Л.. Развитие -координационных как оздоровления и . / Назаренко .Д — .: Теория практика культуры, 2001. — . 43–46, 57–77, 332.
- Проказов Н. А. Типовая программа для спортивно-оздоровительного этапа по виду спорта «Спортивная борьба» для детей от 7 лет и старше / Н. А. Проказов, Б. А. Подливаев, А. С. Кузнецов. — М.: Издательство «СПОРТ», 2021. — 64 с.