В статье автор проводит анализ IPO российских компаний с первого публичного размещения до настоящего времени.
Ключевые слова: публичное размещение акций, инвестиции, фондовый рынок, финансовые инструменты.
Первичное публичное размещение акций (Initial Public Offering — IPO) является одним из перспективных инструментов привлечения долгосрочного финансирования для компаний и является широко распространенной и эффективной стратегией финансирования бизнес-проектов компаний во многих странах мира. В России долгое время эмиссия акций в виде первичного публичного размещения не рассматривалась большинством эмитентов как эффективный способ привлечения инвестиций, о чем свидетельствует низкий уровень первичных размещений акций национальных эмитентов. Однако в последние годы произошел существенный рост интереса к данному сегменту первичного рынка ценных бумаг как со стороны эмитентов, так и со стороны инвесторов.
По мнению ведущих рейтинговых агентств, повышение суверенного рейтинга России до инвестиционного уровня, приведет к количественному и качественному изменению отечественного рынка ценных бумаг, который ожидает приток долгосрочных инвестиций от крупных иностранных институциональных инвесторов. Для российского рынка это означает многократный рост капитализации.
Очевидно, что сейчас емкость российского рынка ценных бумаг заметно отстает от потенциального притока инвестиций. Кроме того, если внимательно изучить список торгуемых акций, несложно заметить, что круг эмитентов ограничен предприятиями нефтегазовой, телекоммуникационной и энергетической отраслей. Рынок попросту не готов принять денежные средства, которые поступят в ближайшей перспективе, из-за отсутствия необходимых инструментов. Дефицит надежных финансовых инструментов по привлечению инвестиций требует, в том числе, четко функционирующего механизма первичного публичного размещения акций. Поэтому, совершенствование данного механизма, разработка и реализация приоритетных направлений развития отечественного рынка первичных публичных размещений акций является одной из наиболее важных научно-прикладных задач, предоставляющей новые возможности для привлечения инвестиционных ресурсов в отечественную экономику.
В России первое IPO отечественной компании «РосБизнес Консалтинг» состоялось на Московской бирже в 2002 г. [1]. В последующие годы популярность рынка IPO быстро росла, но его развитию помешал международный финансовый кризис 2008 г., однако уже в 2011 г. наблюдается этап спада, связанный с неблагоприятной геополитической обстановкой (в частности, санкции против России). Компании не решались размещаться на фондовом рынке, а инвесторы неохотно вкладывались в новые компании и проекты. В 2018 г. ни одна компания не разместила своих бумаг на российском рынке. Однако в последние годы можно наблюдать увеличение количества проводимых первичных размещений. Небольшое число публичных размещений российских компаний было обусловлено тем, что в условиях слабого спроса долевое финансирование относительно дорого для российского рынка. В связи с этим предпочтительнее привлекать не долевой капитал, а долговой, т. е. выходить на рынок облигационных заимствований.
Однако IPO как вид финансирования имеет много преимуществ для компании, такой вид финансирования позволяет привлечь значительные денежные ресурсы, диверсифицировать источники финансирования. Компания становится более узнаваемой, получает позитивный имидж, что, в свою очередь, повышает инвестиционную привлекательность компании. Но процедура IPO, в частности размещение ценных бумаг на биржах,— это довольно дорогостоящий и длительный процесс, который требует много времени и финансовых ресурсов [2].
В последние 2 года заметен стремительный рост рынка IPO. В частности, 14 российских компаний провели публичное первичное размещение на российских и иностранных биржах. 2020 г. стал годом IPO, во всем мире привлекли 218 млрд долл., что на 36 % больше, чем в 2019 г. На биржи США вышло 480 компаний, что вдвое больше, чем годом ранее. Эта тенденция не могла обойти стороной и российский рынок. Есть несколько причин, которые обусловили резко возросшую популярность IPO:
1) быстрое восстановление после мартовского падения рынка;
2) в ноябре 2020 г. на фондовый рынок вышло большое количество институциональных инвесторов, в частности был зафиксирован максимум по недельному притоку средств на глобальные рынки акций (44,5 млрд долл.). Такая ситуация сопровождалась одновременным оттоком капитала из фондов и инструментов с фиксированной доходностью. Подобная ситуация и инфляция рынка — привлекательная среда для компаний, готовящихся к IPO3. Как видно из табл. 1, в 2020 г. на IPO вышли 4 российские компании, среди которых наибольший успех имела компания Ozon. А за 4 месяца 2021 г. на IPO вышли уже 10 российских компаний, среди которых 4 разместились на Московской бирже (табл. 1).
Таблица 1
IPO российских компаний 2020–2021 гг.
Название компании |
Отрасль |
Биржа размещения |
Привлеч. средства, млн.долл |
Дата окончания размещения |
Дон Агро |
Пищевая, сельское хозяйство и АПК |
Сингапурская биржа |
4 |
12.02.2020 |
Совкомфлот |
Транспорт и логистика |
Московская биржа |
550 |
07.10.2020 |
Группа Самолет |
Недвижимость и девелопмент |
Московская биржа |
37 |
28.10.2020 |
OZON |
Технологии, телекоммуникации и медиа, торговля и потребительский сектор |
NASDAQ |
1140 |
24.11.2020 |
Kismet Acquisition Two Corp. |
Финансовые услуги |
NASDAQ |
200 |
18.02.2021 |
Kismet Acquisition Three Corp. |
Финансовые услуги |
NASDAQ |
250 |
18.02.2021 |
Semrush |
Технологии, телекоммуникации и медиа |
NYSE |
140 |
25.03.2021 |
Fix price |
Торговля и потребительский сектор |
London Stock Exchange |
1740 |
09.03.2021 |
Segezha Group |
Лесная промышленность и ЦБК |
Московская биржа |
411 |
28.04.2021 |
Европейский медицинский центр (ЕМС) |
Медицинские услуги |
Московская биржа |
500 |
15.07.2021 |
Ренессанс страхование |
Страхование |
Московская биржа |
250 |
20.10.2021 |
Softline |
Технологии, телекоммуникации и медиа |
London Stock Exchange |
400 |
27.10.2021 |
СПБ Биржа |
Финансовые услуги |
Санкт-Петербургская биржа |
175 |
19.11.2021 |
В ноябре 2020 г. на фондовый рынок вышло большое количество институциональных инвесторов, в частности был зафиксирован максимум по недельному притоку средств на глобальные рынки акций (44,5 млрд долл.). Такая ситуация сопровождалась одновременным оттоком капитала из фондов и инструментов с фиксированной доходностью. Подобная ситуация и инфляция рынка — привлекательная среда для компаний, готовящихся к IPO [3]. Как видно из табл. 1, в 2020 г. на IPO вышли 4 российские компании, среди которых наибольший успех имела компания Ozon. А за 4 месяца 2021 г. на IPO вышли уже 10 российских компаний, среди которых 4 разместились на Московской бирже.
Проведенное исследование показывает, что российские компании в последние два года проявили значительный интерес к такому виду привлечения капитала, как первичное публичное размещение. Компании проводят процедуру IPO как на российских, так и на иностранных биржах.
Литература:
- Ан Е. В., Крутько В. В., Маньков В. В. Анализ публичного размещения акций в российских компаниях // Молодой ученый. 2018. № 4.
- Торопов Г. А. Финансовая информация в процессе проведения IPO // Молодой ученый. 2018. № 20.
- Гусева И. А., Куликов Б. А. Обзор крупнейших IPO 2020 года // Финансовые рынки и банки. 2021. № 4.