Автор исследует реальную эффективность оказания государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, а также предлагает свой концептуальный подход к проблеме. На взгляд автора, в текущих программах поддержки бизнеса лежат нереалистичные стратегии и искаженные факты. Внедрение новых технологий взаимодействия бизнеса и власти позволило бы обеим сторонам более открыто и честно докладывать друг другу о состоянии как национальной финансовой системы, социальных гарантиях, так и о состоянии на рынке труда и проблемах конкуренции.
Ключевые слова: поддержка бизнеса, экономика, социальное государство.
The author explores the real effectiveness of state support for small business in the Russian Federation, and also offers his own conceptual approach to the problem. In the author's opinion, unrealistic strategies and distorted facts lie in the current business support programs. The introduction of new technologies for interaction between business and government would allow both parties to more openly and honestly report to each other about the state of both the national financial system, social guarantees, and the state of the labor market and competition problems.
Keywords : business support, economy, welfare state.
В 2020 году, когда пандемия коронавирусной инфекции интенсивно набирала обороты, а многие компании фактически были вынуждены прекратить работу, угроза реального экономического краха была реальной. Государства, в том числе Российская Федерация, серьезно пересмотрели свой концептуальный подход к поддержке малого предпринимательства. Если раньше национальные государственные стратегии предполагали многолетние шаги к развитой конкуренции, борьбе с бюрократизацией [1], то в 2020 году встал вопрос элементарного выживания целого ряда коммерческих организаций. Счет шел уже не на годы, а на месяцы. Тогда была пересмотрена концепция одной из самых популярных форм поддержки малого бизнеса — налоговое кредитование.
Примечателен в этой связи опыт США, который носит название “Американский план спасения малого бизнеса”: американский план спасения продлевает доступность кредита на удержание сотрудников для малых предприятий (EMPLOYEE RETENTION CREDIT, далее — ERC) до декабря 2021 года и позволяет предприятиям компенсировать свои текущие обязательства по налогу на заработную плату на сумму до 7000 долларов США на сотрудника в квартал. Этот кредит в размере до 28 000 долларов США на сотрудника на 2021 год предоставляется малым предприятиям, доходы которых снизились или даже были временно закрыты из-за COVID.
В 2020 году ERC представляет собой налоговый кредит в счет определенных налогов на заработную плату, включая долю работодателя в налогах на социальное обеспечение на заработную плату, выплаченную в период с 12 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года. Налоговый кредит составляет 50 % от заработной платы, выплаченной до 10 000 долларов США за работника, но не более 5000 долларов на одного работника. Если сумма налогового кредита для работодателя превышает сумму причитающейся доли работодателя в уплате налога на социальное обеспечение, превышение возмещается — выплачивается — непосредственно работодателю.
Если бизнес соответствует требованиям ERC на 2020 год, но предприятие еще не запросило кредит, для получения кредита следует подать измененные формы налога на заработную плату (они же — декларации в российском законодательстве), чтобы запросить кредит и получить возврат налога.
Предприятия, которые взяли обычные налоговые кредиты в 2020 году, все еще могут вернуться и потребовать ERC, но они не могут использовать ту же заработную плату, чтобы подать заявку на прощение обычных налоговых кредитов и засчитывать ERC. Если расходы на заработную плату в бизнесе превышали сумму, покрываемую кредитом, можно потребовать налоговые льготы на эти дополнительные расходы на заработную плату [2].
Таким образом основная концепция поддержки предпринимательства, в частности малого, наиболее незащищенного от экономической турбулентности — это временная отсрочка налогов. Таким образом предприниматель не терпит большие издержки на сохранение персонала.
С ростом значения интеллектуального капитала в рамках т. н. экономики знаний особую роль играет концепция непрерывного обучения кадров [3]. Развитая система образовательного кредитования по ключевых высокотехнологичным специальностям позволяет дать ощутимый толчок для развития таких отраслей как геймдев и IT в целом. Российская Федерация интенсивно проводит свою политику для поддержки специалистов именно в этой отрасли стимулирую как тенденцию к получению образования по целому ряду «цифровых» профессий, вводятся удобные налоговые режимы, отсрочка от исполнения военной обязанности [4].
В для определения наиболее эффективных концептуальных решений для целей настоящего исследования требуется выделить негативные факторы, влияющие на состояние малого предпринимательства.
Внешние факторы:
1) Экономическая стагнация, вызванная пандемией коронавирусной инфекцией, санкционным давлением;
2) Политическая неопределенность;
3) Бюрократизация множества процессов, связанных с регистрацией, перерегистрацией юридических лиц и проч.;
4) Высокие ставки налогообложения.
Это лишь малая часть внешних факторов, но она оказывает самое существенное влияние на развитость малого бизнеса. Если проблемы налогов и бюрократии стали «классическими» для российской действительности, тогда первые две представляются наиболее малоизученными и поддающимися прогнозированию.
К внутренним факторам относятся проблемы внутри коммерческих компаний: неквалифицированность кадров, провальные управленческие решения и проч. [5].
Литература:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- U. S. Department of the Treasury — Small Business Tax Credit Program — [https://home.treasury.gov/policy-issues/coronavirus/assistance-for-small-businesses/small-business-tax-credit-programs] — дата обращения: 26.09.22
- Малый бизнес в эпоху экономики знаний: сборник статей по материалам участников второй ежегодной международной научно-практической конференции. Дата проведения: 30 ноября — 1 декабря 2015 г. Москва. — Москва: Научный консультант, 2015. — 152 с.
- Постановление от 28 марта 2022 года № 490 // СПС КонсультантПлюс
- Современные проблемы менеджмента: монография / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 243 с.