В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире. В то же время в связи с развитием способности к самоорганизации, способности действовать произвольно, решать интеллектуальные задачи, становится возможным обучение детей основам правил дорожного движения, внушение безопасных способов поведения на дороге.
Ключевые слова: безопасное поведение на дорогах, основы безопасного поведения, дорожное движение, дети дошкольного возраста, старшие дошкольники .
This article reveals the issues of the formation of the foundations of safe behavior on the roads in children of senior preschool age in a preschool educational institution. The safety of preschoolers largely depends on the surrounding adults (parents, teachers), which reduces the level of awareness by children of their own actions that ensure safety in the world around them. At the same time, in connection with the development of the ability for self-organization, the ability to act arbitrarily, to solve intellectual problems, it becomes possible to teach children the basics of traffic rules, the suggestion of safe ways of behavior on the road.
Keywords : safe behavior on the roads, basics of safe behavior, road traffic, preschool children, older preschoolers.
Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в нашей стране в целом и городах в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.
В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта по дошкольному образованию обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении относится к образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие детей», которое направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе. В программе воспитания ребенка-дошкольника, большое внимание уделяется формированию представлений о безопасном поведении дошкольников в окружающей среде. В то же время, мало уделено внимания ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дорогах [4, с. 84].
Правила безопасного поведения на дороге — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения [7, с. 12].
Дошкольный возраст — важный этап для формирования социализированной личности и закладывания прочных основ опыта жизнедеятельности, когда возрастает двигательная активность, которая в сочетании с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности часто приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, безусловно, можно считать важной проблему обеспечения условий в дошкольной образовательной организации, позволяющих дошкольнику методично накапливать опыт безопасного поведения на дорогах [9, с. 105].
В связи с тем, что на улицах города увеличивается число автомобилей, а дети недостаточно знают правила дорожного движения, проблема формирования основ безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста приобретает всё большее значение [3, с. 11].
По мнению В. Н. Макаровой: «дети дошкольного возраста подвижны, нетерпеливы, у них недостаточно сформировано чувство опасности, они плохо ориентируются в пространстве, поэтому они больше других подвергаются опасности на дорогах. На данный момент проблема дорожно-транспортного травматизма одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольной организации — организовать работу по формированию представлений о безопасном поведении на улицах города у детей 6–7 лет так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками» [8, с. 355].
В условиях детского сада, в процессе образовательной, досуговой деятельности воспитатели учат детей основным правилам поведения на дороге, формируют социальную позицию, совершенствуют знания, умения и навыки, готовят к самостоятельной жизни, тем самым увеличивают возможность сохранить им жизнь и здоровье [8, с. 356].
Авдеева Н. Н. отмечает: «формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в разных направлениях, основные — работа с детьми, родителями и педагогическим коллективом» [1, с. 49].
Т. В. Загвоздкина выделяет «основные формы работы с родителями: общие родительские собрания с привлечением инспектора ГИБДД, оформление информационного стенда, агитация с раздачей листовок, брошюр, анкетирование, оформление уголка безопасности, организация выставки детских работ, совместная деятельность детей и родителей» [6, с. 56].
Как пишет Т. В. Загвоздкина «взаимодействие с родителями, заключается в активном приобщении и участии их к работе по формированию основ культуры безопасности: вечера развлечений, досуги, присутствие родителей на встречах с инспекторами ГИБДД, на занятиях по Правилам дорожного движения, участие в экскурсиях, выставках, конкурсах. Всё это способствует формированию ответственного отношения детей к изучению учебного материала, к формированию основ безопасного поведении на дорогах» [6, с. 58].
Основные формы работы с педагогами могут быть следующие: тематические консультации, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, открытые занятия, практические игры-тренинги, совместная организация викторин, участие в конкурсах, обмен опытом, публикации на информационных сайтах, участие в подготовке тематических выставок детских рисунков, участие во встречах с инспекторами ГИБДД [6, с. 61].
С детьми, как пишет Т. В. Загвоздкина «формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста происходит в следующих видах деятельности: на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребёнка, на экскурсиях, с помощью наблюдений, в самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе ознакомления с окружающим, развитии речи, в художественной деятельности, в игре, на викторинах, развлечениях по правилам дорожного движения, встречах с инспекторами ГИБДД, в ИЗО деятельности. Так же эффективными могут быть практические игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры и подвижные игры, наглядное моделирование и театрализация, упражнения, творческое рассказывание, продуктивная деятельность, организация выставок детских работ, «Встречи с интересными людьми», изготовление наглядных пособий и дидактического материала» [6, с. 55].
Как считает В. Н. Макарова, работу по формированию основ безопасного поведения на дорогах с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводиться в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.
Участие в конкурсах и выставках детских рисунков в процессе формирования основ безопасного поведения на дорогах, дает детям эмоциональное вдохновение, воспитывает чувство ответственности и коллективизма, способствует творческому развитию, эмоциональному восприятию [8, с. 357].
Н. И. Колчанов полагает, что «формирование представлений о безопасном поведении на дорогах у детей старшего дошкольного возраста тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве, поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения, чтобы воспитывать дисциплинарного пешехода. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, и главная задача воспитателей и родителей — доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания» [7, с. 63].
Работа осуществляется с помощью занятий по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах. Полученные на занятиях знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепке, аппликации, конструировании [4, с. 19].
По мнению Т. Г. Хромцовой, формирование представлений о безопасном поведении на дорогах у детей старшего дошкольного возраста предполагает использование различных форм организации детей, средств, методических приемов в специально организованной и совместной деятельности воспитателя с детьми, которые были определены как эффективные. Среди них выделяют:
– перспективное планирование;
– сборники конспектов занятий, тематических недель, экскурсий, бесед, наблюдений, развлечений, викторин, конкурсов, театрализованных представлений и пр., по формированию основ безопасного поведения на дорогах;
– сборники сюжетно-ролевых игр и дидактических игр [11, с. 86].
При этом, как полагает В. Гришин «работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста должна быть плановой и систематической. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учётом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые воспитанниками, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике» [5, с. 24].
Как отмечает В. Гришин «с дошкольниками должна проводиться большая предварительная работа. Это и путешествия во времени в прошлое, когда ещё не было автомобилей, а только кареты, и экскурсии с родителями в город (район). В ходе экскурсий расширяется словарный запас детей: нерегулируемый перекрёсток, проезжая часть, тротуар, обочина, дорожные знаки: «Внимание, дети!», «Пешеходный переход», «Одностороннее движение», «Регулируемый перекрёсток», «Ограничение скорости движения транспорта», «Лежачие полицейские»» [5, с. 23].
В группах организуют уголки, посвящённые правилам дорожного движения, изготавливают макеты дорог с разметкой, по которой могут двигаться модели машин, приобретаются дидактические игры, светофоры на батарейках. На занятиях по конструированию можно изготовить макет микрорайона с автомобилями [5, с. 24].
По мнению Р. Ш. Ахмадиевой «для успешного формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах необходимо создание соответствующей материальной базы. В помощь воспитателям в методическом кабинете дошкольного учреждения подобраны методическая и детская художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного движения, картины, плакаты, пособия для занятий и игр, диафильмы, диапозитивы. Необходимый материал постепенно накапливается и непосредственно в группе, где дети могут свободно использовать его в играх, закрепляя полученные ранее знания» [2, с. 63].
На участках детских садов, пишет Р. Ш. Ахмадиева «создаются специальные автоплощадки — игровые пространства, включающие перекрёстки нескольких типов, образуемые примыкающими друг к другу или разветвляющимися дорогами. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов) на занятиях и во время игр дошкольники узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения» [2, с. 64].
Следующий этап работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах — переоборудование комнаты по правилам дорожного движения (так называемого «Автограда») с той целью, чтобы он не только демонстрировал дидактические, наглядные материалы, но был приспособлен для игр и занятий с детьми. Приобретаются материалы для конструирования всевозможных домов, недостающие дорожные знаки, автомобили и другие атрибуты [2, с. 65].
Л. Б. Поддубная считает, что «к моменту поступления в школу, дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них, знать основные правила для пешеходов и пассажиров» [10, с. 105].
Таким образом, формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах осуществляется в разных направлениях, основные — работа с детьми, родителями и педагогическим коллективом. Взаимодействие с родителями, заключается в активном приобщении и участии их к работе по формированию основ безопасного поведения детей на дорогах. С педагогами проводятся тематические консультации, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, открытые занятия и др. Работу с детьми целесообразно начинать с диагностики уровня их знаний и интересов, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей на дорогах между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД. С детьми в процессе формирования основ безопасного поведения на дорогах используются такие формы работы как: занятия и развлечения по правилам дорожного движения, конкурсы, выставки детских рисунков, экскурсии, наблюдения, игры, викторины и др. Знания, полученные на занятиях, дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Для успешного формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах необходимо создание соответствующей материальной базы: специальных автоплощадок — игровых пространств на участках детского сада, уголков, посвящённых правилам дорожного движения в группах детского сада. Ведущей тенденцией целостного, системного подхода к формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах должно стать взаимодействие всех видов деятельности, а также работа с родителями. Ведь только совместными усилиями родителей и воспитателей можно научить детей элементарным правилам безопасного поведения на дорогах.
Литература:
- Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах: учебно-методическое пособие. — М.: АСТ — ЛТД, 2018.– 257 с.
- Ахмадиева Р. Ш. Подготовка компетентных педагогов, обучающих детей безопасности жизнедеятельности на дорогах: методическое пособие для педагогов. — Казань: ГУ Научный центр безопасности жизнедеятельности детей, 2020. — 140 с.
- Вдовиченко, Л. А. Ребенок на улице: учебное пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2018.– 325 с.
- Веракса, Н. Е. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А. Васильева. — М.: Мозаика-Синтез, 2018–292 с.
- Гришин В. Обучение дошкольников правилам дорожного движения // Дошкольное воспитание — 2018. — № 2. — С. 22–26.
- Загвоздкина, Т. В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — Минск: Полымя, 2018. — 192 с.
- Колчанов, Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы.- Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 152 с.
- Макарова, В. Н. Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 354–357. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65135/ (дата обращения: 20.09.2022).
- Мубаракшина, И. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности // Детский сад от А до Я. — № 4. –2019. — С. 105–111.
- Поддубная, Л. Б. Правила дорожного движения подготовительная группа: программа дополнительного образования. — Волгоград.: Корифей, 2018. — 244 с.
- Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: учебное пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2019.- 134 с.