В статье дана характеристика особенностям применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», приведены результаты. Также систематизированы существующие проблемы применения налогового режима.
Ключевые слова : налоговый режим, профессиональный доход, специальный налоговый режим, самозанятые, трудовая деятельность.
«Налог на профессиональный доход» — специальный налоговый режим на территории Российской Федерации, который пока носит экспериментальный характер. Данный налоговый режим предназначен для налогообложения такой категории лиц как «самозанятые» и начал своё применение с 1 января 2019 года. Первоначально география налога охватила лишь несколько регионов, в 2020 году состав регионов был расширен. [2, c. 121].
Основная цель льготного налогового режима — это легализация неформально занятых граждан, которые самостоятельно обеспечивают себя работой («самозанятые»).
Налоговый режим отличается целым рядом привлекательных характеристик, которые систематизированы на рисунке 1.
Рис. 1. Характеристики «Налога на профессиональный налог» [6, с. 216]
Учитывая привлекательность налога на профессиональный доход, можно констатировать рост числа «самозанятых», которые перешли на исследуемый налоговый режим. Помимо этого, специалистами отмечается тот факт, что значительное количество бывших индивидуальных предпринимателей также стали применять введенную систему налогообложения. Таким образом, льготные условия налогообложения позволили сохранить налогоплательщиков в рамках реального сектора и не дать «уйти в тень» в том случае, когда налоговая нагрузка заметно выросла. Так, согласно данным налоговой статистики, на 31.08.2022 года статус самозанятых имели 5 608 тыс. граждан, что иллюстрируется таблицей 1 [8].
Таблица 1
Динамика численности самозанятых в Российской Федерации в разрезе округов за 2020–2022 гг., чел.
Наименование субъекта Российской Федерации |
01.01.2020 |
01.01.2021 |
01.01.2022 |
31.08.2022 |
Российская Федерация |
337 244 |
1 603 638 |
3 862 114 |
5 608 198 |
Центральный федеральный округ |
275 113 |
752 806 |
1 500 625 |
1 987 722 |
Северо-Западный федеральный округ |
0 |
160 601 |
430 462 |
603 229 |
Южный федеральный округ |
0 |
123 877 |
385 766 |
607 321 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
0 |
21 418 |
129 747 |
376 997 |
Приволжский федеральный округ |
62 131 |
280 872 |
662 958 |
928 178 |
Уральский федеральный округ |
0 |
114 142 |
286 998 |
402 863 |
Сибирский федеральный округ |
0 |
114 953 |
343 038 |
514 294 |
Дальневосточный федеральный округ |
0 |
34 969 |
122 520 |
187 594 |
Как видно из таблицы, общая численность населения, применяющего новый налоговый режим, существенно выросла. В частности, если в первый год эксперимента численность налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, составляла 337 тыс. чел., то на 01.01.2021 и 01.01.2022 гг. уже 1 603 и 3 862 тыс. чел. В 2022 году рост численности «самозанятых» продолжился.
Характеризуя структуру применения данного налогового режима, можно констатировать тот факт, что большая часть налогоплательщиков сосредоточена в Центральном федеральном округе — 35,44 %, на Северо-Западный и Южный федеральный округ приходится 10,75 % и 10,82 % соответственно. Значительный удельный вес зафиксирован по Приволжскому федеральному округу — 16,55 %. Минимальная доля налогоплательщиков наблюдается по Дальневосточному федеральному округу — 3,34 %.
Федеральная налоговая служба также сформировала «портрет самозанятого», средний возраст регистрируемых в качестве налогоплательщиков лиц составляет 30–40 лет, средняя заработная плата колеблется в пределах 25 000 руб. Отмечается, что наибольший уровень заработка фиксируется у лиц, оказывающих информационные услуги, в то время как наименьший у парикмахеров. Около 23 % от общей численности самозанятых зарегистрированы не по месту осуществления трудовой деятельности, 41 % приходится на женщин и соответственно 59 % на мужчин. Еще один интересный факт, уровень доходов мужчин почти на 30 % выше, чем у женщин [5, с. 782].
Тем не менее, несмотря на наличие преимуществ существующего налогового режима, современные специалисты отмечают и ряд недостатков. В частности, пока налоговый режим регулируется специальным законом, параметры «Налога на профессиональный доход» никак не отражены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Это связано с тем фактом, что льготный режим носит экспериментальный характер, и рассчитан на 10 лет.
Опрос, проводимый, среди лиц, которые перешли на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», показал, что у налогоплательщиков также возникает проблема с маркировкой и сертификацией производимой продукции. Среди других проблем можно выделить:
– низкий предельный лимит оборота, который установлен на уровне 2,4 млн. руб.;
– ограниченность сервисов в приложении «Мой налог»;
– достаточно широкий перечень запрещенных видов деятельности, включая перепродажу товаров [4, c. 99].
В целом можно констатировать, что проблем с применением льготного налогового режима наблюдается. Несмотря на простоту его использования и наличие автоматизированного сервиса, который обеспечивает минимальность усилий при оформлении всех операций, определенной проблемой для ФНС России выступает тот момент, что размер начислений зависит от добросовестности граждан — «самозанятых». В частности, в кабинете отражается только те денежные средства, которые гражданин решил «показать». Это касается ситуации, когда доходы получены от реализации товаров или услуг физическим лицам, и проверить полноту отражения доходов не представляется возможным. Но, если доходы получены от юридического лица, «уйти» от налогообложения не получиться.
С позиций доходов бюджета и внебюджетных фондов, определенной проблемой выступает тот факт, что граждане могут стать плательщиками взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации только на добровольной основе. В этом случае заключается договор. Соответственно, в ситуации, когда индивидуальный предприниматель переходит на применение «Налога на профессиональный доход», доходы государственного бюджета будут снижаться.
Определенные проблемы фиксируются Счетной палатой Российской Федерации, так отдельные юридические лица пытаются при помощи данного налогового режима сократит свои расходы на отчисления во внебюджетные фонды. Схема выглядит следующим образом, работники увольняются и оказывают услуги предприятию, в котором ранее осуществлял трудовую деятельность, уже в статусе плательщика «Налога на профессиональный доход». Компании экономят до 30 % от фонда заработной платы. Однако имеющиеся программные средства позволяют отслеживать данные операции, ведь, согласно действующему законодательству, такой вариант взаимодействия с бывшим работником возможен только после двух лет со дня его увольнения. [3, с. 265].
Перспективы развития специального налогового режима специалисты пока оценивают осторожно. Это связано с тем, что данный режим введен сравнительно недавно. Тем не менее, уже рассматривается вопрос о дополнительных стимулирующих мерах для привлечения потенциальных плательщиков, о расширении сервисов в приложении «Мой налог», а также об исключении рисков неправомерного использования данного налогового режима.
Чтобы свести к минимуму такие риски и объективно оценить эффект эксперимента, нужно продолжить мониторинг, а также анализ применения «Налога на профессиональный доход» во всех регионах Российской Федерации.
Литература:
- Кротова М. А. Правовые проблемы, возникающие при налогообложении налогом на профессиональный доход и пути их совершенствования // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 1.
- Лобода А. А., Морин И. А., Кондратьева Е. М. Налоговый спецрежим «налог на профессиональный доход»: проблемы, преимущества и недостатки // Матрица научного познания. — 2022. — № 6–2. — С. 121–124.
- Османова П. М. Налоговый режим для самозанятых // Вопросы устойчивого развития общества. — 2022. — № 5. — С. 261–267.
- Прусова В. И., Казицкая Н. В., Мешкова Т. И. Налог для самозанятых: проблемы и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 3–2 (85). — С. 98–101.
- Самсонов Е. А., Шмакова А. Н. Налог на профессиональный доход: анализ первых результатов // Актуальные вопросы современной экономики. — 2022. — № 5. — С. 778–783.
- Стенькина Е. В. Налог на профессиональный доход // Научное образование. — 2022. — № 1(14). — С. 215–217.
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Официальный сайт ФНС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения — 15.09.2022)
- Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://actual.pravo.gov.ru/ (дата обращения — 24.09.2022)