В рамках изучения развития личности и деятельности человека, недостаточно освещенной остается проблема развития личностного потенциала и ее взаимосвязи с успешностью жизнедеятельности человека. И хотя на тему деятельности в психологии имеется множество исследований, все же стоить отметить тот факт, что деятельность не статичный процесс. Чем больше развивается и расширяется деятельностная структура современного общества, тем большее количество факторов влияет на ее качество и продуктивность. Для того чтобы общество могло динамично развиваться, отдельный человек должен иметь возможности ведения успешной и качественной деятельности. В этом случае необходим в первую очередь человеческий потенциал, который является одной из основных движущих сил развития личности, побуждает и совершенствует деятельность человека. При этом важно осознавать, уметь обнаружить данный потенциал в себе. Это важно для реализации своих жизненных потребностей, желаний, выполнения ролей и достижения профессиональных успехов. Именно личностный потенциал способствует успеху во многих сфера жизнедеятельности человека, в том числе и профессиональной.
Ключевые слова: личностный потенциал, успех профессиональной деятельности, жизнестойкость, планирование, самостоятельность, вовлеченность, принятие риска, моделирование, показатели саморегуляции, субъективный критерий успешности, объективный критерий успешности.
In the framework of the study of personality development and human activity, the problem of the development of personal potential and its relationship with the success of human life remains insufficiently illuminated. In order for a society to develop dynamically, an individual must have the opportunity to conduct successful and high-quality activities. In this case, human potential is needed, which is the driving force behind the development of the individual, encouraging and improving human activity.
At the same time, it is important to be able to discover this potential in yourself. This is necessary to realize their vital needs, desires, fulfill roles and achieve professional success. It is personal potential that contributes to success in many areas of human life, including professional ones.
Keywords: personal potential, professional success, resilience, planning, independence, involvement, risk taking, modeling, self-regulation indicators, subjective criterion of success, objective criterion of success.
Материал статьи основан на проведенном исследовании с целью установления взаимосвязи между личностным потенциалом и успешностью профессиональной деятельности молодых специалистов.
Исследование выполнено в 2018 году автором статьи при поддержке научного руководителя, Розума С. И., кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития Санкт- Петербургского государственного университета. Предметом исследования являлась взаимосвязь личностного потенциала и профессиональной успешности молодого специалиста.
Исследование было направлено на проверку следующих гипотез:
- Успешность профессиональной деятельности связана с показателями личностного потенциала.
- Молодые специалисты с высоким уровнем личностного потенциала более успешны в профессиональной деятельности.
- Ощущение успешности у субъекта деятельности связано с карьерными достижениями и ростом дохода.
В исследовании приняли участие выпускники факультетов Социологии (33 респондента) и Менеджмента (33 респондента) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», работающие и имеющие профессиональный стаж от трех до пяти лет. Всего в выборке 66 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет, из которых 37 женщин и 29 мужчин.
Проанализировав литературу на тему исследования успешности в профессиональной деятельности было обнаружено два основных критерия для оценки успешности: субъективный и объективный. К субъективным критериям относят: субъективное ощущение успешности; удовлетворенность работой, компанией; удовлетворенность уровнем жизни и т. д. К объективным относят: оценку руководителей; достижение работником поставленных целей; карьерный рост; доход.
Для изучения личностного потенциала теоретическую и методологическую базу составляли работы: «Личностный потенциал структура и диагностика» под редакцией Д. А. Леонтьева; работа В. Н. Косырева «Методология, состояния и перспективы исследования проблемы личностного потенциала», а также работы Е. Ф. Зеера, А. М. Павловой, С. Мадди, В. И. Моросановой, которые рассматривают личностный потенциала как структуру, состоящую из нескольких личностных характеристик.
На основании проведенного анализа были выделены необходимые характеристики, составляющие основу личностного потенциала: Ориентация во времени, Ценности, Автономность, Самопонимание (тест САМОАЛ); Жизнестойкость, Вовлеченность, Контроль, Принятие риска (Тест Жизнестойкости); Общий уровень саморегуляции, Планирование, Моделирование, Программирование, Оценивание результатов, Гибкость, Самостоятельность (Моросановой В. И.)
Для выявления успешности в профессиональной деятельности была разработана анкета, соответствующая требованиям оценки успешности. Вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы получить информацию о профессиональной успешности по критериям субъективной оценки успешности и объективной.
Математико-статистический анализ и обработка результатов эмпирической части исследования включала в себя следующие этапы:
- Описательные статистики: среднее, стандартное отклонение, значения асимметрии и эксцесса для оценки формы и степень симметричности распределения;
- Качественная обработка на выявление показателей профессиональной успешности выпускников НИУ ВШЭ — СПб;
- Сравнение развития личностного потенциала у выпускников с разной профессиональной направленностью — критерии U-Манна-Уитни, дискриминантный анализ. То есть сравнивали личностный потенциал двух групп респондентов (успешных и неуспешных в профессиональной деятельности)
- Определение взаимосвязей успешности профессиональной деятельности с личностным потенциалом выпускников — корреляционный анализ Спирмена.
По анализу результатов эмпирического исследования можно сделать вывод, что успех в профессиональной деятельности действительно взаимосвязан с некоторыми показателями личностного потенциала. Наиболее значимым оказались: жизнестойкость, планирование, самостоятельность, вовлеченность, принятие риска, моделирование и показатели саморегуляции. Молодые специалисты с высоким уровнем личностного потенциала по шкале жизнестойкости успешнее, чем те, у кого низкий и средний уровень личностного потенциала по той же шкале. В среднем, в соответствии с линейными регрессионными моделями, респонденты с высоким уровнем жизнестойкости более успешные, чем те, у кого низкий и средний уровень жизнестойкости.
Субъективное ощущение успешности связано со значимостью работы в жизни респондента, а продвижение карьерный рост негативно сказывается на субъективном уровне успешности начинающих профессионалов. Гипотеза о взаимосвязи ощущения успешности и карьерным ростом дохода подтвердилась лишь частично.
В целом, в ходе исследования удалось установить взаимосвязь между профессиональной успешностью и характеристиками, составляющими структуру личностного потенциала.
Литература:
- Бендас Т. В., Ковалева О. А. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 10 (67). С. 75–82.
- Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 1. — С. 67 -73.
- Дергачева О. А. Личностная автономия как предмет психологического исследования: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / Дергачева Ольга Евгеньевна; МГУ им. Ломоносова — М., 2005. — 162 с.
- Ермолаева Е. П. Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений. Автореф. дис. докт. псих. наук. [Текст]. — М., 2009. — 43 с.
- Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. — СПб.: Питер, 2011. -224 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для вузов / Е. А. Климов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2010. — 304 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974. —304 с.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 675 с.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов вузов / [К. А. Аветисян и др.]; под ред. Л. М. Митиной. — М.: «Академия», 2005. — 334 c.
- Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. — № 1. — С. 16–24.
- Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. — М.: Наука, 2001. 191 с.
- Моросанова, В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство / В. И. Моросанова. — М.: Когито-Центр, 2004. — 44 с.
- Тавтилова Н. Н. Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. СПб: Реноме, 2013. — С. 98–103.
- Теплинских М. В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы // Ползуновский вестник. 2006. № 3. С. 252–257.
- Berman J. Empathic teaching: education for life. — Amherst: University of Massachusetts Press, 2004.
- Chiu-Keung Law. Using fuzzy numbers in educational grading system / Chiu-Keung Law // Fuzzy Sets and Systems, 1996, V. 83, 311–323 pp.
- Fiske S. T., Taylor Sh. E. Social cognition: from brains to culture. — Boston: McGraw-Hill Higher Education, 2007.
- Maslow A. H. Toward a psychology of being. 2nd edition. New York: Van Nostrand. 400 p.
- Villiers S. Sharing Our Understandings of the «Communicative Method». Applied Linguistics, 2003.