В статье автором рассматривается квалифицирующее нововведение в виде пыток в ст. 286 УК РФ, регламентированную ответственность за превышение должностных полномочий. Анализируется практика совершенного деяния в рамках ст. 286 УК РФ сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний РФ. Акцентируются положительные аспекты данного введения.
Ключевые слова: превышение должностных полномочий, пытки, должностное лицо, сотрудники исполнения наказаний
В условиях современного развития государства, где права и свободы каждого человека являются высшей ценностью и все направлено на обеспечение гармоничного развития общества, важнейшее значение имеет деятельность государственных органов, учреждений и их структур, а также добросовестное выполнение своих обязанностей работающих в них служащих.
Вместе с тем, широкие возможности, которыми наделяют служащего государство, общество и граждане для исполнения занимаемой должности, влекут превышение возложенных на них полномочий. Превышение же должностных полномочий представляет собой один самых распространенных и опасных видов преступлений, совершаемых должностными лицами, поскольку затрагивает права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства.
Борьба с любым должностным преступлением, напрямую зависит от степени развития системы управления и контроля, от широты и полноты правовых понятий.
С развитием технического прогресса, большое информационное поле занимают средства массой информации, информируя о совершенных преступлениях, подлежащие широкой огласке в различных источниках.
В 2021 году широкую огласку, благодаря СМИ, получили пытки заключенных в учреждения ФСИН в Саратове, Забайкалье, Омской области и других регионах, определившие необходимость принятия серьезных мер.
Потерпевшие почти никогда не заявляют о данных фактах, опасаясь мести со стороны сотрудников. Выявляются такие факты, как правило, либо прокурорской проверкой, либо опубликованием видеозаписей с места преступления в сети Интернет. [1] Проверки законности, проводимые общественными наблюдательными комиссиями, нарушений обычно не находят, что заставляет задуматься о качестве проводимых служебных проверок.
В науке уголовного права данный вопрос давно вызывал беспокойство, потому как в российское законодательство не закрепляет прямого запрета на применении пытки, хотя предусматривает ответственность за посягательства, содержащие пытки в п. д ч. 2 ст. 117 УК РФ «Истязание» и ч. 2 ст. 302 УК РФ «Принуждение к даче показаний». [2]
Статья 21 Конституции РФ ставит достоинство личности под государственную охрану. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. [3]
До 14 июля 2022 года ст. 286 УК РФ в части 3 содержала квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий в виде применения насилия или угрозы его применения, применение оружия или специальных средств (умышленные действия, связанные с использованием поражающих свойств указанных предметов, или использование их по назначению), которая была дополнена частью 4 — применением пыток. [4]
Федеральный закон [5] ввел в примечание 1 ст. 286 УК РФ новое определение «пытки», сформулированное с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которое обозначает действие (бездействие), которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль либо физические или нравственные страдания, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера.
Не является пыткой причинение физических или нравственных страданий, которые возникают в результате правомерных действий должностного лица или другого лица либо неизбежно сопряжены с такими действиями.
В определение ввелась такая цель применения пытки, как «запугивание», ведь именно запугивание было основной целью применения пыток в последних громких скандалах в системе ФСИН России.
Своими действиями сотрудники, совершающие преступления, подрывают авторитет ФСИН в глазах населения, распространение подобных случаев формирует негативный образ данного органа и правоохранительной системы в целом.
Должностные лица массово, особенно в колониях, скрывают информацию о пытках. С введением статьи для тех, кто видел и знал, что, например, в ИК практикуются пытки, теперь будет существовать риск уголовного наказания за сам факт укрывательства. Должностные лица не могли быть привлечены к ответственности, потому что они не участвовали, а наблюдали, а в должностные полномочия не входила обязанность сообщить об этом.
В связи с этим устанавливается положительный шаг, ввиду того что пытка становится особо тяжким преступлением, увеличивается срок давности привлечения к ответственности, появляется ответственность за укрывательство преступления.
Однако законодатель сконцентрировал свое внимание исключительно на пытке как такой, не учтя существенные моменты в виде субъекта преступления, которое определяется гораздо шире.
Пытка не стала самостоятельным составом преступления — она стала крайней степенью тяжести превышения должностных полномочий, то есть приписывается в специальной статье к специальному субъекту.
Факт внесения в уголовный закон понятия пыток имеет положительное значение, но требует дальнейшего практического осмысления.
Литература:
- Серебренникова А. В. Лебедев М.В Необходимо ли введение в уголовный кодекс РФ нормы, устанавливающей ответственность за пытки? // Colloquium-journal. 2019. № 40. С. 81–83.
- Пошелов П. В. Анализ судебной практики по преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 286 УК РФ, совершенным сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации // Российский судья. 2022. № 6. С. 25–28.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон от 14.07.2022 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (последняя редакция) // Российская газета. № 159. 21.07.2022.