В статье проведено сравнение зависимости размера административного наказания и количества нарушений правил дорожного движения в России и в Европейских странах. Проведена оценка размера административного наказания, выступающего в качестве меры профилактики, предупреждения и пресечения административных правонарушений.
Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, профилактика.
The article compares the dependence of the amount of administrative punishment and the number of violations of traffic rules in Russia and in European countries. The assessment of the amount of administrative punishment, acting as a preventive measure, prevention and suppression of administrative offenses, was carried out.
Keywords: administrative responsibility, administrative punishment, Code of Administrative Offences of the Russian Federation, fine, prevention.
Одним из базовых направлений деятельности полиции является предупреждение преступлений и административных правонарушений. Данное направление закреплено статьей 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
Административное наказание — установленная мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется для предупреждения совершения других правонарушений как правонарушителем, так и иными лицами. Административные наказания — это разновидность административного принуждения.
Значение принуждения как метода государственного управления состоит в том, что оно должно обеспечить общественный порядок и общественную безопасность при помощи принудительных средств, при этом необходима защита прав и законных интересов граждан. Принуждение — это игнорирование воли подвластного и воздействие на его поведение извне.
В качестве целей государственного принуждения выступают:
– пресечение противоправного поведения;
– предупреждение противоправного результата;
– восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного ущерба;
– наказание правонарушителя.
Принуждение должно носить вспомогательный характер. Первичным является убеждение, а принуждение используют в самом крайнем случае, при невозможности достижения управленческих целей иными способами.
Административное принуждение — особый вид государственного принуждения. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами.
В настоящее время КоАП РФ установлены десять видов административных наказаний.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст.3.2 КоАП РФ):
– предупреждение;
– административный штраф;
– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
– административный арест;
– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
– дисквалификация;
– административное приостановление деятельности.
– обязательные работы;
– административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
В рассматриваемой статье мы подробнее остановимся на проблеме влияния размеров административных штрафов на степень профилактики и предупреждения административных правонарушений.
При внесении в КоАП соответствующих корректировок не всегда учитываются атрибуты первостепенной важности, касаемые административной ответственности, такие как: причиненный проступком материальный (имущественный) ущерб, соразмерность проступка общественной опасности деяния, телесный или репутационный вред правоохраняемым интересам. Предельные размеры наказаний никак не соответствуют платежеспособности нарушителя, его слабым материальным возможностям, вызванным низким уровнем жизни в большинстве субъектов Российской Федерации. В отличие от действующего в настоящее время КоАП, предыдущее административное законодательство, в частности КоАП РСФСР, при назначении новых штрафных санкций всегда учитывало социально-экономическое положение населения. Крайние размеры административного штрафа, установленные предшествующим законодательством, были взаимосвязаны с минимальным уровнем оплаты труда и материальными возможностями потенциальных правонарушителей. По крайней мере, наказание за административные правонарушения в условиях СССР и в постсоветское время основывались на надлежащих экономических предпосылках и были сравнимы со среднестатистическим уровнем жизни на территории страны.
В то же время достаточно низкие штрафы за отдельные виды правонарушений не способствуют их предупреждению. Так, например, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.9 КоАП РФ (превышение установленной скорости движения), наказание составляет 500 рублей. С учетом возможной скидки в 50 % при оплате административного штрафа в течение 20 дней после вынесения постановления сумма штрафа составит 250 рублей. Благодаря столь низкой сумме штрафа нарушители зачастую даже не задумываются о степени общественной опасности, какую несет в себе значительное превышение скорости при движении на автомобилях в населенных пунктах и за их пределами, что, в свою очередь, не снижает количество выявляемых правонарушений указанной категории. И, конечно же, не идет никакой речи о профилактике данного вида административных правонарушений.
Опыт зарубежных стран
Сравним штрафы в России и во многих других странах, чтобы наглядно увидеть, как отличается ответственность водителей в нашей стране и за рубежом.
Штрафы за нарушение правил дорожного движения в некоторых странах Европы (штрафы приведены в евро/руб., на 2021 год)
Непристегнутый ремень безопасности |
Разговор по мобильному телефону |
Переход на красный свет светофора |
Неправильная парковка |
Неправильный обгон |
|
Россия |
18/1000 |
26/1500 |
9/500 |
26–35/1500–2000 |
85/5000 |
Австрия |
35/2000 |
50/2900 |
70/4000 |
20/1100 |
70/4000 |
Бельгия |
110/6400 |
110/6400 |
165/9500 |
55/3200 |
165/9500 |
Венгрия |
50/2900 |
100/5800 |
до 325/18800 |
до 165/9500 |
до 325/18800 |
Германия |
30/1800 |
40/2300 |
90–320/5200–18600 |
10–70/600–4000 |
30–250/1800–14500 |
Дания |
200/11600 |
200/11600 |
270/15700 |
40/2300 |
350/20300 |
Испания |
200/11600 |
200/11600 |
200/11600 |
200/11600 |
200/11600 |
Италия |
80/4700 |
160/9300 |
170/9900 |
40/2300 |
85/5000 |
Нидерланды |
140/8100 |
230/13400 |
230/13400 |
90/5200 |
230/13400 |
Норвегия |
90/5300 |
160/9300 |
630/36500 |
90/5200 |
630/36500 |
Словения |
120/7000 |
120/7000 |
250/14500 |
40/2300 |
500/29000 |
Франция |
135/7900 |
135/7900 |
135/7900 |
15/900 |
135/7900 |
Хорватия |
65/3800 |
65/3800 |
260/15000 |
40/2300 |
90/5200 |
Чехия |
80/4700 |
60/3500 |
100/5800 |
60/3500 |
200/11600 |
Швеция |
170/9900 |
170/9900 |
280/16300 |
20/1200 |
280/16300 |
Эстония |
200/11600 |
200/11600 |
400/23000 |
40/2300 |
385/22300 |
Штрафы за превышение разрешенной скорости в населенном пункте в некоторых странах Европы (штрафы приведены в евро/руб., на 2021 год)
Страна |
Нарушение с превышением на … |
Превышение скорости на: |
|||||
10 км/ч |
20 км/ч |
30 км/ч |
40 км/ч |
50 км/ч |
60 км/ч |
||
Россия |
21 км/ч |
0/0 |
5,34/500 |
5,34/500 |
10,68- 16,03/1000–1500 |
10,68- 16,03/1000–1500 |
21,37–26,71/2000–2500 или лишение |
Австрия |
4 км/ч |
100/9360 |
100/9360 |
150/14040 |
300/28080 |
5000/468000 |
Лишение |
Бельгия |
6 км/ч |
50/4680 |
150/14040 |
Лишение |
Лишение |
Лишение |
Лишение |
Венгрия |
4 км/ч |
82/7675 |
123/11513 |
164/15350 |
246/23025 |
355/33228 |
547/51200 |
Германия |
4 км/ч |
35/3276 |
80/7488 |
160/14976 |
200/18720 |
280/26208 |
480/44928 |
Дания |
9 км/ч |
202–470/ 18907–43992 |
470–538/ 43992–50357 |
538–672/ 50357–62900 |
672–874/ 62900–81860 |
Лишение |
Лишение |
Испания |
8 км/ч |
100/9360 |
300/28080 |
400/37440 |
500/46800 |
600/56160 |
600/56160 |
Италия |
6 км/ч |
168/ 15725 |
168–674/ 15725–63086 |
168–674/ 15725–63086 |
527–2108/ 49327–197310 |
527–210/ 49327–197310 |
821–3287/ 76845–307663 |
Нидерланды |
7 км/ч |
124–236/ 11605–22090 |
251–390/ 23493–36504 |
Лишение |
Лишение |
Лишение |
Лишение |
Норвегия |
4 км/ч |
377–545/ 35287–51010 |
842/78810 |
Лишение |
Лишение |
Лишение |
Лишение |
Словения |
6 км/ч |
250/ 23400 |
500/46800 |
1000/ 93600 |
1000/ 93600 |
1200/ 112320 |
1200/ 112320 |
Франция |
6 км/ч |
135/ 12636 |
135/ 12636 |
135/ 12636 |
135/ 12636 |
1500/ 140400 |
Лишение |
Хорватия |
11 км/ч |
66/6177 |
132/12355 |
265/24804 |
265/24804 |
662–1987/ 61963–185983 |
662–1987/ 61963–185983 |
Чехия |
4 км/ч |
40/3745 |
100/9360 |
100/9360 |
200–400/ 18720–37440 |
200–400/ 18720–37440 |
200–400/ 18720–37440 |
Швеция |
4 км/ч |
224–262/ 20966–24523 |
299–336/ 27986–31450 |
374/35006 |
Лишение |
Лишение |
Лишение |
Эстония |
7 км/ч |
120/ 11232 |
400/37440 |
400/37440 |
800/74880 |
800/74880 |
1200/ 112320 |
Как видим, по сравнению с приведенными зарубежными странами размер штрафа в Российской Федерации значительно отличается в меньшую сторону.
В номинальном выражении штрафы в России несравненно ниже. 1000 рублей — это около 18 евро. Для европейца — не слишком большая сумма. А вот 300 евро — уже будет суммой значительной.
Конечно же, мы не будем забывать о сложной экономической обстановке и о разном уровне достатка населения. Тем не менее прямой зависимости нет. Чем чаще происходит то или иное нарушение, тем больше размер штрафа в Европе. По статистике Международной организации труда средняя зарплата в Австрии в 2021 составляла примерно 3380 евро, а в Испании, где штрафы одни из самых больших, — 2075 евро. В Чехии — 991 евро. В России — 495 евро.
Исходя из этого даже без учета финансовой составляющей, условия у европейских автомобилистов более жесткие, чем у россиян. В Европейских странах гораздо больше поводов лишиться права управления транспортными средствами и автомобиля. Но и культура вождения там отличается в лучшую сторону от культуры вождения россиян. Маловероятно увидеть в европейских странах обгон справа. Также никто не будет занимать левый ряд при свободных правых.
Согласно информационно-аналитического обзора Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ в 2021 году на улицах и дорогах страны произошло 133 331 дорожно-транспортное происшествие, в котором погибли и (или) были ранены люди. В данных ДТП погибли 14 874 человека и получили ранения 167 856. В частности, по итогам 2021 года произошел рост аварийности, связанной с нарушением скоростного режима движения. В Российской Федерации в 2021 году зарегистрировано 23 293 (+42,3 % по сравнению с 2020 годом) ДТП, связанных с нарушением скоростного режима движения, что составляет 17,5 % от всех ДТП. В результате таких происшествий погиб 3 551 и ранены 29 718 человек.
По данным ВОЗ рост средней скорости движения непосредственно влияет как на увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, так и на тяжесть их последствий. Например, увеличение скорости движения на 1 % ведет к росту риска дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом на 4 %, с серьезными последствиями на 3 %. Для пешеходов резко увеличивается риск смертельного исхода в случае фронтального наезда автомобиля (в 4,5 раза при скорости с 50 км/ч до 65 км/ч). Для водителей и пассажиров транспортных средств вероятность смертельного исхода при боковом столкновении на скорости 65 км/ч составляет 85 %.
Обратимся к статистике смертности от ДТП в России и в некоторых зарубежных странах.
Смертность от ДТП в мире (количество погибших на 100 тыс. человек)
Страна |
2021 год |
Россия |
10,8 |
Австрия |
4,9 |
Бельгия |
6,0 |
Венгрия |
7,5 |
Германия |
3,6 |
Дания |
3,9 |
Испания |
3,7 |
Италия |
5,1 |
Нидерланды |
4,1 |
Норвегия |
2,0 |
Словения |
4,9 |
Франция |
4,9 |
Хорватия |
7,5 |
Чехия |
5,9 |
Швеция |
3,1 |
Эстония |
3,9 |
Как видим, среди сравниваемых стран Россия находится на первом месте по уровню смертности в ДТП. Конечно же на данный показатель влияет не только размер наказания за совершенные правонарушения. Здесь необходим комплексный подход. На количество ДТП влияет и состояние улично-дорожной сети, и техническое состояние транспорта, и правосознание граждан, и экономическая ситуация в стране в целом.
Без сомнения, заниматься повышением уровня культуры на дорогах страны нужно комплексно, начиная с азов — с автошкол. Пересмотр мер наказания, в том числе повышение штрафов, лишь малая часть этой работы. Но если эта часть окажет воздействие на правонарушителей, сделав дороги более безопасными, то и это уже хорошо. Законопослушных участников дорожного движения это не коснется, а для иных водителей — лишний повод быть аккуратнее за рулем.
Литература:
- https://krass56.ru/penalties_for_traffic_violations_in_european_countries.html#z21
- http://www.consultant.ru/
- https://1gai.ru/baza-znaniy/zakonodatelstvo/521970-sravnenie-shtrafov-za-narushenie-pdd-v-rossii-i-drugih-stranah.html
- https://www.zr.ru/content/articles/901855-shtrafy-u-nikh-i-u-nas-knut-bez/?
- https://everychild.ru/reyting/reyting-stran-po-kolichestvu-avariy
- https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries
- https://openbase.online/smertnost-ot-dtp-v-mire/#Pohozie_stati