Целью данного педагогического опыта является формированиепредпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности.
Задачи, способствующие достижению данной цели :
– введение в педагогическую деятельность организацию образовательного процесса, которая позволила бы дошкольникам приобщиться к финансовой грамотности, основам экономической культуры;
– подбор игровых технологий для формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, используемых в различных формах образовательной деятельности;
– создать условия для повышения уровня сформированности у старших дошкольников элементарных знаний, представлений о финансовом мире — обогащать развивающую предметно-пространственную среду играми и пособиями, развивающими элементарные финансовые умения и навыки, и их использования в практической деятельности
– повысить компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников посредством применения игровых технологий, через использование различных форм взаимодействия (развлечения, вечера досуга, квесты, праздники)
– воспитание нравственных качеств, которые смогут помочь ребенку в будущем стать самостоятельным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения: бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, трудолюбия, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги и др.
Актуальность и важность формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из важных задач ставит задачу по формированию общей культуры личности детей, включающую экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Мы, педагоги, разработали систему работы с детьми по формированию предпосылок финансовой грамотности через игру, что позволяет решить данную проблему.
В своей работе мы используем игровые технологии с детьми старшего дошкольного возраста, представленные в работах Н. В. Бордовской, Т. В. Емельяновой, А. А. Смоленцевой и др.
В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. В работе используем технологию сюжетно-дидактических игр, разработанная А. А. Смоленцевой.
На основе данных источников знаний мы разработали конспекты организованно образовательной деятельности, комплексно-тематическое планирование, на основе игровых технологий, систематизированы картотека дидактических, сюжетно-ролевых и интерактивных игр и упражнений, конспекты развлечений и праздников, используемые в различных формах образовательной деятельности.
В своей работе используем дидактические игры и игровые упражнения в форме педагогического наблюдения : сюжетно-дидактическая игра «Магазин», дидактическая игра «Кто что делает» , «Миллионер», «Монополия» Наблюдение показало не только результаты усвоенных детьми экономических знаний, представлений и практических умений, но и интерес детей к игровым технологиям экономической направленности.
Затем был разработан тематический план по включению игровых технологий по формированию предпосылок финансовой грамотности в работе с детьми старшего дошкольного возраста на учебный год. В плане были учтены темы комплексно-тематического планирования и тем парциальной программы «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». На этом же этапе работы были определены основные направления работы.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы отражает содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим выделены зоны: информационная, занимательно-экономическая, деятельностно-игровая.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы отражает содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим выделены зоны:
Информационная (Произведения художественной и научно-популярной литературы экономического содержания, народные и авторские сказки, стихи, плакаты или коллажи о предприятиях, на территории поселка и района, тематические альбомы, презентации, рабочие тетради, коллекции денег.
Папки : «История бумажных денег России», «Деньги разных стран», занимательно-экономическая (Кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы, загадки).
Деятельностно-игровая: организован уголок по финансовой грамотности с подобранным наглядным материалом, обучающими карточками, настольными играми, («Конфетки и монетки», «Математическое лото, «Супермаркет» и т. д.).
Настольно-печатные игры , предметы-заместители, макеты и игрушки для сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических игр: «Банк», «Магазин», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство», «Супермаркет», «Мебельная фабрика» и др.
Банковские карты, сберегательные книжки, буклеты, рекламные брошюры, счеты, копилки, калькуляторы, кассовый аппарат.
Атрибуты для сюжетно -ролевых игр. Разные купюры денег и монеты.
Детские шаблоны интеллектуальных карт на тему: «Семейный бюджет», «Расходы», «Бюджет»).
В опыте работы представлены игровые технологии, способствующие формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников, используемые в различных формах образовательной деятельности, такие как:
– занятия в форме дидактических игр (интегрированных, комплексных, тематических) и дидактические игры, являющиеся частью занятий «Что такое деньги», «Беседа о труде», «Реклама», «Потребности» и др.
– образовательные мероприятия с использованием игровой технологии путешествия «по реке времени» и путешествия по карте (технология Н. А. Коротковой). С использованием карты — панно дети знакомятся с историей денег, торговли, профессий, а с использованием географической карты — отправляются в разные страны, где знакомятся с финансовой жизнью, деньгами, финансовыми привычками и т. д.
– экскурсии, в том числе и виртуальные формы : технологии «Гость группы», мультимедийные презентационные технологии, фото путешествия и видео путешествия и др. Виртуальные экскурсии позволяют знакомить детей в игровой форме с работой аукционов, бирж, банков настольно-печатные и дидактические игры, игровые задания и упражнения «Что нельзя купить?», «Сделал дело — гуляй смело», «Наши цели», «Занять и продолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Дешево-дорого» «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и др.;
– сюжетно-дидактические игры (технология А. А. Смоленцевой) «Супермаркет», «Рынок», «Ярмарка», «Аукцион», «Лесной рынок» и др. Этот вид игр не только позволяет реализовывать сюжет, но и разрешать проблемные игровые ситуации (как быстрей доставить груз, как оплатить покупку, как проинформировать о новом поступлении товара);
– планирование и реализация индивидуальных, подгрупповых и групповых проектов «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд — наше богатство», «Что такое экономика?», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?» способствуют усвоению новых понятий и представлений о мире личных и семейных финансов. В реализации проектов чаще всего используются игры, игровые задания, игровые ситуации;
– в технологии интеллект-карты (автор Тони Бьюзен) реализовывались темы: «Семейный бюджет», «Деньги», «Все работы хороши» и др. В основном интеллект-карты носят рисуночный характер и позволяют детям использовать список для «покупок в магазинах», распределения денег на «покупки» и др.
– при использовании игровой технологии интерактивных игр использован обучающий материал при проведении ООД как в групповой форме, так и индивидуальной.
– интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Сколько?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры — викторины, конкурсы, олимпиады, которые часто используются в качестве итоговых мероприятий по теме. Интеллектуальная игра позволяет в игровой — соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал;
– развлечения, вечера досуга, квесты, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Путешествие по стране Экономика» включающие экономические, экологические, математические задачи. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты: А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» а также авторские сказки (авторы: Л. Ястребова, Н. Мальгина, Е. В. Семенкова и др.).
Игровые технологии в мероприятиях с участием родителей позволяют разнообразить содержание воспитательной и образовательной деятельности с детьми, включать родителей в образовательную деятельность, повышать коммуникативную культуру и духовное единение участников воспитательно-образовательного процесса, совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что игровые технологии, используемые в образовательной деятельности, положительно воздействуют на формирование предпосылок финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у старших дошкольников. Кроме этого, позволяют активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Литература:
- Безбородова, Е. Г. Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука». — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://madou140.ucoz.net/4/5/programma_po_ehkonomike_madou_140.pdf, свободный.
- Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей /Евгения Блискавка. — М.: ОК Пресс, 2019. — 80 с.
- Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О. В. Морозова. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. — 50 с.
- Емельянова, Т. В. Игровые технологии в образовании. — Тольятти, ТГУ, 2015. — 87 с.
- Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2002. -80 с.
- Сазонова, А. В. Формирование первичного экономического опыта старших дошкольников через игровую деятельность. Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Одесса, 2007. — 20 с.
- Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику, — СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 176 с.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vk.com/doc150760051_590369301?hash=a5b124d3162ca2508a, свободный