Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.10.2022

Статья просмотрена: 679 раз

Библиографическое описание:

Макарова, М. А. Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей / М. А. Макарова, Е. В. Лупина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95195/ (дата обращения: 16.11.2024).



Формирование культуры здорового образа жизни начинается с момента становления ценностного отношения человека к собственному здоровью и здоровью близких людей, стремлении и способности транслировать социально значимые ценности в окружающую реальность. На сегодняшний день здоровый образ жизни — это не только следование правилам личной гигиены в школе и дома, на улице и на работе, не просто ношение маски и соблюдение дистанции, это ответственность за жизнь и будущее нашей страны перед новыми поколениями. Социализация современных школьников проходит в условиях, которые можно назвать экстремальными: дистанционное обучение, приостановка работы многих спортивных секций и кружков по интересам, общение с друзьями преимущественно в социальных сетях — не могут не влиять на качество социализации и формирование ценностного отношения к здоровью у подрастающего поколения.

В настоящее время становление культуры здорового образа жизни является неотъемлемым элементом целостного процесса социализации личности. Особенную актуальность обозначенная проблема приобретает в образовательном процессе начальной школы, так как именно младший школьный возраст принято считать наиболее продуктивным периодом для направленного формирования личности ребенка. Ценностные ориентиры, складывающиеся в этом возрасте, обладают необыкновенной устойчивостью и способны проецироваться на всю дальнейшую жизнь человека, определяя особенности и закономерности становления его личности.

Сложная эпидемиологическая обстановка в стране, обилие негативных экологических и «техногенных» факторов, окружающих современного ребенка с младшего школьного возраста, становятся причиной поиска педагогикой новых путей и способов формирования культуры здорового образа жизни. Особая роль в рассматриваемом процессе принадлежит ближайшему социальному окружению младших школьников — семье.

В современных психолого-педагогических исследованиях здоровый образ жизни младших школьников определяется, как «деятельность младшего школьника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни» [1, с. 171].

При этом ценностная ориентация младших школьников на здоровый образ жизни рассматривается как «систематический и последовательный процесс, содержательный аспект которого направлен на актуализацию знаний ребенка о здоровом образе жизни, преумножение его физических и психических возможностей, исключение форм поведения, оказывающих негативное воздействие и отрицательно влияющий на здоровье» [2, с. 334].

Д. Ф. Ильясов, Ю. В. Смирнова отмечают безусловное влияние здорового образа жизни на социализацию младших школьников и рассматривают формирование ценностных ориентаций с позиции следующих критериев:

1) когнитивно-смыслового — полученные о здоровом образе жизни знания содействуют становлению целостной картины мира с индивидуально значимыми концептами;

2) эмоционально-волевого — отражает спектр установок учащихся начальной школы в осуществлении здорового образа жизни: от познавательного интереса до осознанных регуляций собственного поведения;

3) деятельностного — проявляется в активности младших школьников по присвоению ценностей здорового образа жизни, преобразовании привычного жизненного уклада, приведение его в соответствие с нормами ЗОЖ;

4) рефлексивно-оценочного — предполагает формирование личностного отношения к здоровому образу жизни, его оценку с позиций личностной значимости.

Процесс социализации младших школьников, в аспекте формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, следует рассматривать, как освоение детьми тех социально значимых ценностных ориентиров, которые соответствуют данному возрастному этапу:

– знание и соблюдение санитарно-гигиенических требований;

– следование правилам здорового питания и соблюдение режима;

– интерес к спортивным занятиям и играм со сверстниками;

– мотивированность к самостоятельному поиску и изучению информации о здоровом образе жизни;

– приобщение к занятиям физкультурой и спортом родителей, друзей, одноклассников и т. д.

Основными факторами, определяющими качество социализации в аспекте приобщения младших школьников к здоровому образу жизни, являются:

1) Деятельность детских объединений, кружковая деятельность, взаимодействие детей, учителей и родителей.

2) Реализация проектов здорового образа жизни на базе учреждений образования (общеобразовательной школы).

3) Сотрудничество школы с другими социальными институтами с целью приобщения младших школьников к ценностям здорового образа жизни.

4) Сознательный выбор ребенком здорового образа жизни в соответствии с собственными ценностными ориентациями.

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта позволили установить, что важнейшим средством создания положительной мотивации детей младшего школьного возраста к освоению ценностей здорового образа жизни является создание доброжелательных отношений в процессе совместной деятельности.

Для родителей средствами мотивации могут стать различные формы совместной с детьми деятельности, консультации, для педагогов — научно-исследовательская работа, апробация результатов исследований на научно-практических конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Среди всего многообразия здоровьесберегающих технологий, используемых в начальной школе, принято выделять:

1) Санитарно-гигиенические технологии — направлены на формирование культурно-гигиенических навыков, ответственного отношения к собственному внешнему виду (опрятности и аккуратности), стремления поддерживать чистоту и порядок в классной комнате, на школьном дворе и т. д.

Одним из самых распространенных приемов формирования культурно-гигиенических навыков в начальной школе является дежурство (по классу, по столовой и т. д.), а также субботники, предполагающие уборку территории школы, на которые рекомендуется приглашать родителей учащихся с целью приобретения позитивного опыта совместной деятельности.

2) Физкультурно-оздоровительные технологии — ставят своей целью физическое развитие младших школьников (силы, выносливости, ловкости, координации движений, гибкости и т. д.) в процессе занятий учащихся на уроках физической культуры и в спортивных секциях. В этом же направлении представляется закономерным рассматривать физкультминутки и развитие мелкой моторики на обычных уроках образовательного процесса современной начальной школы.

3) Экологические здоровьесберегающие технологии — ориентированы на формирование у младших школьников интереса к природе и окружающему миру, приобщения к исследовательской деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды. Наиболее распространенными формами работы являются экскурсия, проектная деятельность, эксперимент, содействующие осознанию значимости экологической и продосообразной деятельности людей, формированию ценностного отношения к природе и окружающему миру.

4) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности — получили необыкновенную актуальность в наши дни в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой. Повышение грамотности учащихся начальной школы по вопросам безопасности жизнедеятельности происходит в процессе внеклассных занятий (внеурочной деятельности). Основными формами работы являются классные часы, экскурсии, тематические встречи.

Нельзя забывать, что младший дошкольный возраст — время, когда ребенок еще только совершает переход от игры, как ведущего типа деятельности, к учебе с ее безусловным доминированием познавательно-аналитического начала. Как следствие, среди форм реализации здоровьесберегающих технологий рекомендуется максимально использовать игровые приемы работы.

В игре происходит процесс преобразования деятельности через поиск нового способа выполнения игрового задания, его модернизации в условиях новой мотивации. Среди видов игр, которые рекомендуется использовать в процессе становления культуры здорового образа жизни у младших школьников в современной школе можно назвать:

– игры-тренинги, направленные на активизацию положительной мотивации к обучению и психологическую разгрузку младших школьников, проводимые в ходе предметных занятий;

– подвижные и спортивные игры на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности;

– игры-путешествия, квесты и другие нестандартные формы работы с детьми.

Учитывая, что игровая деятельность в младшем школьном возрасте остается одной из ведущих, игровые технологии можно назвать одними из эффективнейших средств становления ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе социализации, а главное, игры приносят ребенку искренние удовольствие и радость, становясь незаменимыми мотиваторами интенсивного процесса естественного познания мира и самого себя.

Среди родителей, наряду с традиционными формами воздействия на родительскую аудиторию (родительские собрания, индивидуальные консультации), могут быть апробированы новые виды взаимодействия:

– в рамках совместной с детьми проектной деятельности — родители участие в разнообразных познавательных, исследовательских, творческих, игровых проектах: «Правила и нормы здорового образа жизни», «Мой дом — планета Земля» и т. д.;

– в аспекте участия родителей в организации субботников, культурно-массовых мероприятий, экскурсий, спортивных праздников и т. п.

Для детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать такие формы работы, как образовательные квесты. Например, квест-игра «Путешествие в царство царя Берендея». Игра может проводиться на природной территории любого из городских парков культуры и отдыха в выходной день вместе с родителями и детьми. Целью квест-игры является воспитание экологической культуры детей и родителей. Родители с детьми двигаются по определенному маршруту, который указывали персонажи (Баба-Яга, Кикимора, Леший, Богиня Дивия, Царица осень, тетушка Сова, Царь Берендей).

После выполнения заданий (нарисовать правила поведения в лесу, сделать скворечники из бросового материала, вспомнить стихи и песни о природе, разгадать загадки, собрать гербарий и т. п.) младшим школьникам (под непосредственным руководством педагогов и родителей) предлагается составить альбомную презентацию «Мое открытие». Содержание презентации составят собранные детьми гербарии, фотографии интересных моментов в жизни природы, кроссворды и ребусы на знание правил здорового образа жизни и законов окружающего мира, логические схемы и художественные иллюстрации.

Предлагаемый комплекс практических рекомендаций основан на осознании того факта, что формирование целостного представления младших школьников о здоровом образе жизни невозможно без личностного осмысления полученных в ходе социального взаимодействия знаний, умений и навыков. Моменты мотивации и рефлексии являются важнейшими в структуре процесса формирования ценностного отношения к ЗОЖ всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Литература:

  1. Беляев Г. Ю., Беляева А. В. Здоровый образ жизни как интегральный принцип современной теории воспитания / Г. Ю. Беляев, А. В. Беляева // Новое в психолого-педагогических исследованиях — 2011 — № 3 (23) — С. 171–177.
  2. Ильясов Д. Ф., Смирнова Ю. В. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников / Д. Ф. Ильясов, Ю. В. Смирнова // Сибирский педагогический журнал — 2009 — № 9 — С. 332–338.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, младший школьный возраст, начальная школа, ценностное отношение, школьник, образовательный процесс, окружающий мир, ребенок, родитель, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Похожие статьи

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Задать вопрос