Социальные проблемы школьной неуспешности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Угрюмова, Е. И. Социальные проблемы школьной неуспешности / Е. И. Угрюмова, А. Н. Ткачев, Л. Г. Дорофеева, Г. М. Чепурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95201/ (дата обращения: 16.11.2024).



Школьная неуспешность — это глобальное понятие, которое не всегда связано с тем, что происходит в школе. Это могут быть психологические проблемы, которые ребёнок приносит в школу из семьи, отсутствие уверенности, замкнутость, неумение общаться, это попытка замкнуться

и абстрагироваться от того, что происходит в школе. Школьная неуспешность связана со школой только потому, что школа является основным общественным институтом, с которым имеет дело ребёнок. Школьная неуспешность также может проявляться в организациях дополнительного образования, в общении со взрослыми и сверстниками. Школьная неуспешность может формироваться в течение нескольких лет. Школьная неуспешность конечно же связана со школьной неуспеваемостью, с ситуацией в которой поведение и результаты образовательной деятельности не соответствует определённым требованиям и представлениям окружающих. Всё это базируется на школьных трудностях, которые могут быстро возникать и трудно диагностироваться.

Школьная неуспеваемость, школьная неуспешность и школьные трудности — это ситуация. Школьная неуспеваемость ситуация, в которой неуспешность в обучении с помощью каких-либо способов измерения, чаще всего с помощью отметок и приводит это к школьной неуспешности. В особо тяжёлых ситуациях неуспешный ученик не хочет ходить в школу и пытается остаться дома под любым предлогом, а в особо тяжёлых случаях развивается психологические заболевания, которые очень тяжело диагностируется и довольно сложно лечатся. Это связано с определёнными ситуациями в современном мире, изменениями ценностей. Это проблема социальная, психологическая, медицинская и педагогическая. Причины могут быть очень разные от заболевания, которые школьник перенёс, до завышенных ожиданий родителей, связанных с тем, как ребёнок должен учиться. Основная проблема связана с личностными качествами ребёнка.

Возраст во многом определяет глубину этих проблем и их характер. Наиболее сложным считается вхождение ребёнка в обучение, это процесс смены деятельности, когда от игровой деятельности ребёнок переходит к учебной деятельности, это переход в основную школу, и конечно же, это подростковый возраст, самый тяжёлый кризис, который переживает подросток в своей школьной жизни. Это проблемы связанные с отношениями в школе и здесь значительную роль могут сыграть значимые взрослые если они есть в жизни у ребёнка, это может быть учитель, воспитатель, тренер, но и сама атмосфера в школе и классе, например наличие или отсутствие буллинга или травли со стороны остальных детей, отношения учителя, его интонация, стиль общения с учениками во многом влияет на наличие или отсутствие школьной неуспешности. И конечно же это отношения в семье, отсутствие любви, похвалы, отсутствие уважения. Это может быть и вполне благополучная семья, где родители предъявляют к ребёнку завышенные требования, пытаясь реализовать себя в ребёнке. Это личностные качества ребёнка, например его темперамент, гиперактивность. Это особенности ребёнка, связанные с его эмоциональной сферой, например повышенная эмоциональность, возбудимость, потребность в тёплом и бережном отношении, мнительность. Это его интеллектуальные особенности, с которыми связано течение познавательных процессов, например низкий темп усвоения материала, связанный с психологическими, неврологическими процессами, или наоборот очень высокий темпом деятельности при отсутствии запоминания компонентов содержания. Это нарушение функционирования нервной системы, её слабость, здесь учитель должен быть психологом, относиться очень осторожно, бережно, потому что такой ребёнок чаще всего становится тугодумом в школе.

Как проявляется синдром школьной неуспешности? Ребёнок тревожен, нервничает, переживает, часто без причины плачет, он не хочет учиться, плохо запоминает, не может делать простейшие задания, часто уходит в себя или наоборот очень подвижен и не может усидеть на одном месте, когда нужно делать работу. У него неадекватная самооценка чаще заниженная, но иногда бывает и завышенная, ответственность за происшедшее ребёнок перекладывает на других. Это человек, который в себя не верит, он боится обратить на себя внимание, выступать, высказываться, в классе он боится стоять у доски, он тревожен и у него постоянно присутствует ситуация, которая показывает выученная беспомощность. Также это может быть психосоматика, это головные боли, простуды, спровоцированные стрессом, это резкое снижение зрения или слуха, судороги, боль в желудке, это могут быть серьёзные симптомы, связанные с нагнетанием напряжения, со стрессом и неврозами.

Школьная неуспеваемость очень часто трансформируется в школьную неуспешность, например ученик не может понять, в чём трудность задачи, он не может создать план её решения, у ребёнка нет внутреннего плана действий. Такой ребёнок будет ждать прихода родителей, или же он будет сидеть на уроке и ждать, когда всё закончится, либо он двойку получит, либо спросят кого-нибудь другого. Ребёнок не задаёт вопросов потому, что не хочет включаться в учебный процесс. Он неактивен, не эмоционален, не может запомнить понятия, формулы, термины, не понимает текста, который выучен автоматически и не понят. Все эти проблемы приводят к тому, что полноценно провести урок невозможно. Что будет следствием если мы не справимся с проблемой сильной школьной неуспеваемости и школьной неуспешности? Появится синдром хронической неуспешности, когда ребёнок считает себя неудачником, он считает, что он не обладает никакими талантами, он плохо учится и не способен ни на какие действия, его самооценка падает и возможность существования «Я-концепция» находится под серьёзной угрозой. А далее ребёнок вырабатывает способы защитного поведения, и задача учителя — не допустить развитие неуспешности школьника.

Литература:

  1. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. — М., Академия, 2012. — 250 с.
  2. Зарецкий В. К. Психологические причины школьной неуспеваемости // Культурно-историческая психология. — 2010. — № 1. -
  3. 119–121 с.
  4. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
  5. Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность. Диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь. — 2010. — 248 с.
  6. Негрич О. И. Психолого-педагогический подход к исследованию проблемы школьной неуспеваемости. // Актуальные проблемы психологического знания. -2010. — № 3. — С. 58–61 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьная неуспешность, школьная неуспеваемость, школа, проблема, ситуация.


Задать вопрос