Пути преодоления социальных проблем школьной неуспешности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Угрюмова, Е. И. Пути преодоления социальных проблем школьной неуспешности / Е. И. Угрюмова, В. А. Сазонов, А. В. Косьянова, Ю. В. Демина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 216-217. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95213/ (дата обращения: 16.11.2024).



Успешность школьника — это умение и возможность достигать наиболее высших результатов с наименьшими затратами. Это связано с тремя основными позициями: к ощущению времени, к способности всё делать вовремя, использовать те инструменты, которые наиболее адекватны в конкретной ситуации. Понимать, что не всё получается сразу. Планировать свою деятельность, относится к своему здоровью правильно. Ну и конечно же, это возможность использовать различные учебные стратегии и учебные навыки. Второе направление связано с эмоциями и психологическими особенностями человека. Это способность радоваться и получать удовольствие от деятельности, уверенность в своих силах создавать свою положительную «Я-концепция», обладать адекватной самооценкой. Третье направление позитивность человека, умение адаптироваться в разных условиях, это хорошее самочувствие, хорошее состояние здоровья, всё то, что делает нашу жизнь более успешной.

Как быть родителям? Любить, понять и простить. Решать конфликты без криков, без ремня в руке, без наказания, доверять ребёнку максимально, искать проблему в семье. Очень часто проблемы начинается тогда, когда в семье появляется второй ребёнок и это проблема банальная ревность, или когда родители сравнивают своих детей или сравнивают ребёнка собственного с ребёнком соседским не в пользу своего ребёнка. Или когда родители перекладывают собственные проблемы на своего ребенка. Например, мама одна воспитывает ребёнка и считает, что он взрослый, перекладывая стиль отношений между взрослым и взрослым на плечи несформировавшегося несовершеннолетнего ребёнка. Или это несбыточные надежды, когда родители пытаются реализовать себя в своих детях. В сложных ситуациях это поход к психологу, который воспринимается как некое клеймо, как сомнение в умственной неполноценности, но на самом деле иногда это необходимость, потому что даже очень хороший и любящий родитель не понимает, что происходит с ребёнком, и почему это происходит. Кроме того, это подход к врачу, потому что проблемы могут быть вызваны медицинскими причинами, но скрываются они так часто и так тщательно, что ребёнок не может рассказать родителям о сущности этих проблем, потому что он считает, что это неприлично стыдно, что это связано с эмоциями, но не с его здоровьем. Конечно же, это установление контакта с учителями. Это поход в школу для того, чтобы найти общий язык и понять особенности поведения ребёнка. Это совместные усилия, отсутствие каких-либо срывов и отсутствие демонстрации своей слабости, это мудрость, забота и доверие.

Как быть учителю? Что здесь может сделать учитель? Доверять ребёнку, доверять родителям, наладить с ними отношения. Вести дискуссию с каждым новым ребёнком, который вызывает определённые проблемы. Обсуждать проблемы, создавать обучение как коллаж, набор модулей, посмотреть на сформированность учебных стратегий и на то, как они могут быть реализованы в каких-то игровых учебных ситуациях. Контролировать насколько это необходимо, открывать пространство, отказываться от старых привычек и использовать различные новые технологии, которые позволят сделать урок более интересным.

Чтобы преодолеть школьную неуспешность, нужно создать ситуацию успеха. Для работы в данном направлении педагогу может помочь книга Елены Ивановны Казаковой и Аллы Прокофьевны Трепицыной «Диалог на лестнице успеха». Лестница успеха — вот это планомерное спокойное интересное продвижение в ситуацию успешности по мере обучения в школе. Её можно представить как некий образовательный маршрут ребёнка. Что нужно сделать чтобы это получилось? Обеспечить ребёнку ощущение успеха, ситуацию успеха, создаваемую на каждом уроке, во внеурочной деятельности и между уроками. И обязательно обращать внимание на то, где ребёнок успешен, хорош и интересен. Это похвала за попытку достижения результата, даже не за сам результат. «Спасибо за участие!» это великолепная формула, которая довольно редко звучит на наших уроках. Это доброжелательная обстановка в школе, поддержка родителей, определенная культура умственного труда, обучение ребенка по использованию тех инструментов, которые могут помочь стать более успешным. Ну и, конечно же, это создание ситуации приятной, эмоционально позитивной, радостной, что действительно это очень трудно сделать на уроке.

Ещё один очень важный момент связанный с успешностью в школе -оценивание. Под оцениванием мы чаще понимаем оценивание итоговое. Это оценивание применяется для того, чтобы определить какую дозу знаний умений и навыков ребёнок получил за определённый период времени и насколько это количество знаний умений и навыков прочно им усвоено. Мы проводим различные контрольные, проверочные работы, выставляем оценки. В отличие от итогового оценивания, формирующее оценивание, требования к которому есть ФГОС, связано с тем, что оценка используется для получения данных о текущем состоянии, для того чтобы определить, что же делать дальше, какие проблемы есть у ребёнка. Как эти проблемы восполнить, в каком месте он перестал понимать, на каком моменте он потерял нить рассуждения, и как это можно исправить. Ключевое различие в том, для чего эта информация используется. Для оценивания в соответствии с требованиями ФГОС мы должны использовать базовые принципы. Оно должно быть критериальным и критерии оценивания должны быть известны заранее, до того, как дети пишут работу, должны быть известны и родителям в том числе. Эта система должна выстраиваться так, чтобы школьники тоже могли включаться в эту деятельность, чтобы они могли принимать участие в различных рефлексивных оценочных процедурах. Оценивать себя, то есть заниматься самооценкой, что является очень важным и очень сложным для детей. Инструментом качественного оценивания могут быть рекомендации, характеристики, портфолио, листы самооценки, индивидуальные маршрутные листы, дневники и многое другое. На портале «МЕЛ», для педагога представлены полезные материалы про школьную неуспешность и как с ней бороться.

Литература:

  1. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. — М., Академия, 2012. — 250 с.
  2. Колодовская Е. А. К вопросу о различных подходах к проблеме причин школьной неуспеваемости и возможных путях ее преодоления (исторический аспект). // Учитель и время. — 2013. — № 8. — С. 80–85.
  3. Славина Л. С. Изучение неуспевающих школьников и индивидуальный подход в работе с ними / Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. — СПб.: Питер, 2009. — С. 150–153.
Основные термины (генерируются автоматически): проблема, ребенок, родитель, ситуация успеха, урок, школьная неуспешность.


Задать вопрос