В статье указаны определения, с которыми связана тема статьи. Описаны особенности организации образовательного процесса по информатике. Объясняется проблемы образовательного процесса, а также указаны причины их возникновения.
Ключевые слова: информатика, ИКТ, особенности организации, образовательный процесс.
Преподавание предмета «Информатика и информационно — коммуникационные технологии» как учебной дисциплины имеет ряд особенностей:
– ускоренное развитие объекта исследования информатики, включающее постоянное изучение новых методических материалов и их разработка.
– проблемное соответствие материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию развития информационных технологий;
– интегративная функция информатики.
Информатика — это наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений [2]
Информационно-коммуникационные технологии — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространение информации и способы осуществления таких процессов и методов [2]
Из определений видно, что основой информатики являются средства вычислительной техники, считающиеся на сегодняшний день вершиной развития электроники. Исходя из этого следует, что именно информатика — техническая дисциплина.
Целью изучения данной дисциплины является
– практическая подготовка учащихся к жизни в информационном обществе;
– формирование целостного мировоззрения, основанного на научной информационной картине мира;
– приобретение знаний о видах информации, способах ее представления в компьютере, информационных процессах;
– развитие логического и алгоритмического мышления; формирование компьютерной грамотности, умений работать с прикладным программным обеспечением для решения различных практических задач; воспитание информационной культуры.
Главной задачей информатики — это исследование этих возможностей и дальнейшее их использование при обработке информации. Само же понятие информации, как совокупности данных, повышающих уровень знаний об объектах окружающего мира, имеет интегративный характер, т. е., являясь техническим научным направлением, информатика выполняет важнейшую функцию — интегративную, в связи с чем данную дисциплину стоит выделить особо. Исходя из сказанного, и будут рассмотрены особенности преподавания информатики.
За последние годы данный предмет очень сильно изменился. От алгоритмов, программирования и основ построения вычислительной техники, на что делался упор изначально, был осуществлен переход к другой структуре изучения дисциплины, где особую важность действительно приобретает возможность применения современных информационных технологий для решения прикладных задач. При этом рынок прикладного программного обеспечения продолжает развиваться, предлагая для специалистов различных отраслей все более качественные программные продукты. И сегодня довольно часто стал возникать вопрос выбора: «Чему учить?», «Какому языку программирования стоит обучать?». Безусловно, необходимо изучение прикладных программных продуктов общего применения для решения задач, связанных с обработкой информации в широкой области знаний: текстовых редакторов, табличных процессоров, систем управления базами данных — здесь трудно найти альтернативу программным продуктам фирмы Microsoft. В то же время при выборе для изучения специализированных программ, связанных с профессиональной деятельностью, однозначного ответа пока нет.
Ускоренное развитие информационных технологий определяет следующую важную особенность информатики как учебной дисциплины: необходимость постоянной переработки существующих учебно-методических документов и создание новых. Все, кто причастен к преподаванию информатики, хорошо знают эту проблему. И здесь не обойтись без периодических изданий, в большей степени — технической направленности, так как педагогические материалы (учебники и учебные пособия) требуют при своей подготовке определенного времени на осмысление и опробования, а потому появляются, как правило, значительно позже и уже на момент издания нуждаются в корректировке.
Еще более остро стоит проблема соответствия материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию развития информационных технологий. Оснащение учебного процесса современной вычислительной техникой требует значительных капиталовложений. В то же время на фоне особенностей развития, описанных выше, приобретаемая техника нуждается в постоянном обновлении. К примеру, если закупить вычислительную технику с необходимыми на сегодняшний день техническими характеристиками, спустя пять лет она будет считаться морально устаревшей. И для поддержания на необходимом уровне учебного процесса весь парк компьютеров должен быть вновь заменен. Конечно, решение этого вопроса зависит в большей степени от администрации учебного заведения, от того, насколько учитываются сложившиеся в данной области тенденции. Тем не менее, если техническая оснащенность учебного процесса не отвечает современным требованиям, конфликт в первую очередь возникает на уровне «преподаватель-обучаемый» Преподавателю остается лишь констатировать эти факты.
Оптимальный выход из данной ситуации — это конвейерный обмен техники, т. е. ежегодно примерно пятую часть всей вычислительной техники, использовавшейся в первую очередь для проведения занятий по информатике, необходимо заменять (при условии пятилетнего срока полного обновления). Высвободившееся оборудование возможно применять для решения вспомогательных задач. Но такой способ решения проблемы на сегодняшний день для большинства вузов вряд ли осуществим по экономическим соображениям.
Следующая важная особенность — интегративная функция информатики. Если обратиться к истории, то в качестве источников информатики можно выделить такие науки, как математика, кибернетика, документалистика, электротехника. Сама же информатика, постоянно развиваясь, порождает все более широкий круг направлений, которые углубленно изучаются, как правило, в виде отдельных курсов: системотехника, программирование, сетевые технологии, информационные технологии в профессиональной деятельности. Наиболее важным для рассмотрения интегративной функции информатики является ее связь с дисциплинами профессиональной направленности. В педагогической литературе подробно рассмотрены вопросы, касающиеся необходимости межпредметных связей. На наш взгляд, интегративная функция информатики гораздо шире понятия «межпредметная связь», потому что информатика служит не столько для формирования целостного представления об объекте изучения, сколько необходимым, полезным инструментом, ускоряющим процесс восприятия и обработки информации об этом объекте, как, например, знания в области математики служат инструментом для всех дисциплин, связанных с производством вычислений.
Поэтому, помимо изучения базового курса информатики, необходимо особое внимание уделить современным информационным технологиям в профессиональной области. Когда мы ведем речь о конкурентоспособности выпускников, мы не говорим, что нужен специалист, умеющий работать на компьютере, мы говорим, что требуется специалист, умеющий применять современные информационные технологии для повышения эффективности профессиональной деятельности. Для этого эффективным было бы введение в курсы всех профессионально направленных дисциплин тем, связанных с изучением специализированных программных продуктов, при этом проведение данных занятий должен осуществлять именно преподаватель-предметник, а не специалист в области вычислительной техники, в качестве альтернативы возможно совместное проведение таких занятий. Анализируя сегодняшнее состояние преподавания предмета «Информатика и ИКТ», приходится констатировать, что информационные технологии применяются в преподавании специальных дисциплин на низком уровне. Как правило, использование средств вычислительной техники на занятиях ограничивается проведением контрольных мероприятий в виде выполнения тестовых заданий либо в качестве технических средств обучения для демонстрации слайдов при изложении теоретического материала.
При решении задачи информатизации общества, развития информационной культуры, что является наиболее актуальным в современном техногенном мире, в условиях постоянного роста потребности в специалистах, способных эффективно решать задачи с применением современных средств вычислительной техники, необходимо учитывать перечисленные особенности преподавания информатики. Особое внимание здесь должно быть уделено непрерывности и профессиональной ориентации образования.
Таким образом, сложившееся положение вызывает огромное количество сложностей в области информатики: во-первых, высокий темп развития объекта исследования; во-вторых, необходимость постоянного совершенствования средств обучения; в-третьих, недостаточное применение современных информационных технологий при преподавании дисциплин профессиональной направленности. Как видим, информатика как учебная дисциплина находится в стадии становления.
Литература:
- Порхачев М. Ю. Особенности преподавания информатики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prepodavaniya-informatiki (дата обращения: 27.09.2022).
- Информатика // Большая российская энциклопедия / Кравец С. Л.. — М.: ОАО «Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2008. — Т. 11. Изучение плазмы — Исламский фронт спасения. — С. 481–484. — 767 с. — 65 000 экз. — ISBN 978–5-85270–342–2.