Проблемы незаконного использования фирменного стиля компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 07.10.2022

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Любимова, Ю. Ю. Проблемы незаконного использования фирменного стиля компании / Ю. Ю. Любимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95234/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена анализу незаконного использования фирменного стиля компании, его основных составляющих частей. Фирменный стиль компании предназначен для получения наибольшей популярности у потребителей и прибыли, международного сотрудничества, возможности расширения бизнеса. Процесс выстраивания собственного узнаваемого фирменного стиля компании достаточно долгий и требует большого интеллектуального труда, поэтому важно обезопасить данный труд и защитить от незаконного использования. В связи с этим также рассмотрена важность создания фирменного стиля для компании. Исследована сущность товарного знака и проанализированы случаи незаконного использования товарного знака компании и ответственность для третьих лиц.

Ключевые слова: незаконное использование фирменного стиля, товарный знак, контрафакт, стиль компании.

Важной особенностью большинства компаний является наличие у них собственного фирменного стиля, товарного знака, бренда, который отличает их на рынке и дает преимущество для потребителей в выборе именно их товаров и услуг.

Наличие фирменного стиля особенно важно, если компания хочет или уже умеет потенциальных клиентов, большой сегмент товаров и услуг, зарекомендовала себя и хочет и дальше продвигать свое собственное производство.

Фирменный стиль компании позволяет ей быть узнаваемой, делать цену и историю своей компании. Это особенно важно для конкурентоспособного рынка, который сейчас переполнен организациями, занимающимися производством товаров и услуг, перечень и ассортимент которых ограничен лишь российским законодательством.

Фирменный стиль — это часть айдентики компании, её визуальная составляющая. Основа фирменного стиля состоит из логотипа, товарного знака, корпоративных цветов и шрифтов. Может включать эмблему, паттерны и даже персонажа.

Каждая часть фирменного стиля компании является индивидуальной и опозновательной, что вызывает спрос к данной продукции, зарекомендовавшей себя под данным стилем. В связи с этим многие части фирменного стиля компании стали незаконно использоваться конкурентами, что стало большой проблемой для многих крупных компаний, теряющих таким образом прибыль.

Одним из важных элементов фирменного стиля компании выступает товарный знак. Товарный знак представляет собой отличительное обозначение продукции, которое способствует выделению произведения на рынке среди остальных у его производителя, и дает возможность клиентам и потребителям отличить его от других.

Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) закрепляет понятие товарного знака в ст. 1477 [1]. Из данной статьи следует, что товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Несмотря на наличие легального определения, существуют определенные проблемы понимания, связанные с данным вопросом.

Компании несут существенные потери прибыли, когда на их товар и марку создается контрафакт. Контрафакт обесценивает интеллектуальную собственность, лишает ее индивидуальности и себестоимости. Многие известные бренды порой не выдерживали конкуренции на рынке с аналогичным им товаром и подделкой их товарного знака, что в свою очередь, повышало окупаемость и прибыльность контрафактной продукции.

Контрафакт по совей природе представляет собой товар или услугу, который был незаконно использован третьим лицом иного автора интеллектуальной собственности, реализованный и распространенный на незаконных основаниях вопреки воли первоначального правообладателя, с целью получения прибыли. Контрафакт нарушает исключительные права автора на созданное им. Он копирует основную идею и сущность авторского труда, тем самым лишая прибыли и признания первоначального создателя.

Многие инвесторы в связи с ростом контрафакта на мировом рынке перестают инвестирование в компании на основании утраты ими рентабельности и спроса на товар, что приводит к снижению себестоимости производства и может привести к банкротству. Все это влияет на снижение активов корпорации.

Стоит также отметить, что в настоящих условиях, после ухода многих западных компаний с рынка, одни лица стали заинтересованы в передаче своих товаров и брендов, а другие — в приобретение уже популярного бренда для получения прибыли. Многие компании уже имеют свой собственный товарный знак и заинтересованы, чтобы он оставался за ними. Однако некоторые компании все же продают свои магазины и товары, часть из которых остается под старым названием. В данном случае происходит отчуждение товарного знака одной компанией другой. Этот процесс занимает длительное время, так как для перехода товарного знака требуется заключение договора об уступке товарного знака и последующая его регистрация. И в процессе отчуждения также важно, чтобы права не были нарушены другими лицами, а переход прав был возмездным и подтвержденным. При этом многие могут воспользоваться ситуацией, и под брендом известной компании преподнести контрафакт. За данной ситуацией должен следить антимонопольный орган и принимать соответствующие меры.

Контрафакт и плагиат стал достаточно распространенным явлением, однако за нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность предусмотрена ответственность, как на российском, так и международном уровне, если это касается зарубежной компании. Третьи лица не могут без разрешения копировать или иным способом пользоваться элементами бренда компании, получать за это доход.

Законодательством за нарушение прав на товарный знак предусмотрены [4]:

– гражданско-правовая ответственность. В данном случае нарушитель будет обязан возместить убытки правообладателю товарного знака;

– административная и уголовная ответственность. В этом случае нарушитель, чьи действия могут быть отнесены к общественно опасным деяниям, подвергается наказанию со взысканием, например, денежного штрафа уже в пользу государства.

Рассмотрим пример незаконного использования товарного знака одной известной компании. Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», выпускающая шоколад под брендом «Аленка», требовала взыскать компенсацию в размере более 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики «Славянка» (Белгородская область) за нарушение исключительных прав на товарный знак.

«Славянка» выпускала шоколад под названием «Алина» в упаковке, выполненной в аналогичной цветовой гамме и с изображением девочки, как установили суды, «в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается челка».

Спор дошел до Высшего арбитражного суда РФ и был отправлен на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там длившееся два с половиной года разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 миллионов рублей. В свою очередь, «Красный Октябрь» отказался от взыскания остальных 37 миллионов рублей компенсации, рассчитанной судом [2].

Еще одним часто незаконно используемым элементом фирменного стиля является персонаж, который хотя и не так часто используется в компаниях, однако при широкой раскрученности в дальнейшем может широко применяться для продвижения своего товара и услуг другими лицами. Незаконное использование персонажей многими не расценивается как нарушение, что не оправдывает их действия.

Примером может выступать иск компании Blizzard к разработчикам Glorious Saga. Иск основан на претензии компании из-за нарушения интеллектуальной собственности всемирно известной игры Warcraft, так как созданная ответчиком игра почти полностью копирует Warcraft, включая не только содержание, но и самих персонажей и их имена. Blizzard потребовала прекратить поддержку игры, а все исходные данные и прибыль отдать им, в том числе взыскать убытки и судебные расходы [3].

Как известно, известные персонажи могут использоваться повсеместно, изображая их на продуктах, рекламах, этикетках и прочее. Однако для такого использования, если у компании имеется зарегистрированное право на такой товарный знак (персонажа), требуется заключение соответствующего соглашения, по которому тот может возмездно использовать результат интеллектуальной деятельности и фирменного стиля другой компании.

Фирменный стиль компании создается для принесения большей прибыли, узнаваемости, выходе не только на российский, но и международный уровень. Добиться собственного стиля и признательности бывает достаточно сложно, поэтому использование товарного знака, персонажа, фирменного названия другой компанией должно пресекаться.

Таким образом, заключим, что фирменный стиль компании может создаваться и зарабатываться годами. Созданием своего «имени», узнаваемого стиля требует много времени и финансовых вложений, которые позволяют создавать, совершенствовать и внедрять в рынок свой товар или услуги. Поэтому часто особое внимание уделяется именно фирменному стилю. Он должен обладать узнаваемость и легкостью восприятия, нести понимание для потребителей, что они им предлагают или могут предложить. В связи с этим важно, чтобы фирменный стиль компании не использовался третьими лицами, а в случае такого использования те несли соответствующую ответственность и возмещали понесенный лицом ущерб.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (часть I). — Ст. 5496.
  2. 10 самых громких споров из-за интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]:URL:https://ria.ru/20120426/635112901.html (дата обращения: 30.09.2022).
  3. Gaming: громкие судебные споры за 2018–2019. [Электронный ресурс]:URL:https://regforum.ru/posts/4604_gaming_gromkie_sudebnye_spory_za_2018_2019/ (дата обращения: 30.09.2022).
  4. Незаконное использование товарного знака [Электронный ресурс]:URL:https://pravo.rg.ru/rubrics/question/1577/ (дата обращения: 30.09.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, фирменный стиль, фирменный стиль компании, незаконное использование, компания, интеллектуальная собственность, лицо, товар, известная компания, международный уровень.


Ключевые слова

товарный знак, контрафакт, незаконное использование фирменного стиля, стиль компании

Похожие статьи

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Роль репутации организации в ее деятельности

Менеджеры любой организации рано или поздно начинают заниматься построением ее репутации (имиджа), тогда последовательность их действий будет такой: измерение имиджа, оценка имиджа, разработка программы построения имиджа и ее осуществление. И для тог...

Изучение установок и мотивации в категории готовой мясной продукции

В статье рассмотрена и изучена практика потребления готовой мясной продукции и отношение потребителей к различным видам с целью выявления восприятия марки «Дмитрогорский продукт», а также определения сильных и слабых сторон бренда для определения нап...

К вопросу стратегии формирования и развития квалифицированного персонала организации

Статья посвящена исследованию роли стратегического уровня формирования и развития квалифицированных сотрудников предприятий. Автором отмечается, что наиболее значимым ресурсом каждой компании является ее персонал, интеллект сотрудников, их креативные...

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования производства и распространения рекламы

В современном мире реклама играет большую роль как в экономическом развитии различных областей предпринимательства, являясь двигателем роста спроса и предложения на рынки товаров и услуг, так и в правовом поле гражданских правоотношений, которые повс...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Проблемы защиты авторских прав в условиях современного экономического оборота

В статье рассмотрена проблема защиты авторских прав в условиях поступления на рынок значительного количество контрафактной продукции, относящейся к произведениям науки, литературы, искусства, а также вопросы обеспечения соблюдения прав авторов и прав...

Защита чести, достоинства и деловой репутации юридического лица

Современное общество сталкивается с ростом числа случаев, когда юридические лица становятся жертвами порочащих их репутацию действий со стороны третьих лиц. В таких ситуациях защита чести, достоинства и деловой репутации становится неотъемлемой задач...

Проблема формирования корпоративной культуры среди предприятий малого и среднего бизнеса

В статье рассматривается проблема формирования организационной (корпоративной) культуры среди предприятий малого и среднего бизнеса, зачастую ее игнорирование при создании юридического лица; показывается роль культуры организации для ее эффективной д...

Похожие статьи

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Роль репутации организации в ее деятельности

Менеджеры любой организации рано или поздно начинают заниматься построением ее репутации (имиджа), тогда последовательность их действий будет такой: измерение имиджа, оценка имиджа, разработка программы построения имиджа и ее осуществление. И для тог...

Изучение установок и мотивации в категории готовой мясной продукции

В статье рассмотрена и изучена практика потребления готовой мясной продукции и отношение потребителей к различным видам с целью выявления восприятия марки «Дмитрогорский продукт», а также определения сильных и слабых сторон бренда для определения нап...

К вопросу стратегии формирования и развития квалифицированного персонала организации

Статья посвящена исследованию роли стратегического уровня формирования и развития квалифицированных сотрудников предприятий. Автором отмечается, что наиболее значимым ресурсом каждой компании является ее персонал, интеллект сотрудников, их креативные...

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования производства и распространения рекламы

В современном мире реклама играет большую роль как в экономическом развитии различных областей предпринимательства, являясь двигателем роста спроса и предложения на рынки товаров и услуг, так и в правовом поле гражданских правоотношений, которые повс...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Проблемы защиты авторских прав в условиях современного экономического оборота

В статье рассмотрена проблема защиты авторских прав в условиях поступления на рынок значительного количество контрафактной продукции, относящейся к произведениям науки, литературы, искусства, а также вопросы обеспечения соблюдения прав авторов и прав...

Защита чести, достоинства и деловой репутации юридического лица

Современное общество сталкивается с ростом числа случаев, когда юридические лица становятся жертвами порочащих их репутацию действий со стороны третьих лиц. В таких ситуациях защита чести, достоинства и деловой репутации становится неотъемлемой задач...

Проблема формирования корпоративной культуры среди предприятий малого и среднего бизнеса

В статье рассматривается проблема формирования организационной (корпоративной) культуры среди предприятий малого и среднего бизнеса, зачастую ее игнорирование при создании юридического лица; показывается роль культуры организации для ее эффективной д...

Задать вопрос