В статье рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента на примере студентов клинической психологии и студентов технических направлений. Представлены основные результаты исследования и их интерпретация.
Ключевые слова : копинг-стратегии, совладающее поведение, личность, темперамент, студенты-психологи, студенты технических направлений.
В период обучения в высшем учебном заведении, студент неизбежно сталкивается с различными трудностями, которые вызывают эмоциональную реакцию и нередко становятся основой стрессовых переживаний. Основными способами адаптации к трудным, стрессовым ситуациям являются копинг-стратегии — это способы управления состоянием стресса, возникающие как ответ на воспринимаемую угрозу [1]. Переживание стрессовых ситуаций и умение с ними справляться относятся к центральным аспектам профессионально-необходимых качеств будущих специалистов.
Вопрос о роли копинг-стратегий в адаптации к стрессовым ситуациям исследовали такие отечественные и зарубежные исследователи какД. Амирхан, Р. Лазарус, В. А. Бодрова, С. К. Нартова-Бочавер, В. М. Ялтонский. Было выявлено, что предпочтение в использовании разных копинг-стратегий характерно для личности в определенных возрастах, может зависеть от гендерных особенностей, связано с психологическими особенностями личности и обусловлено выполнением определенных видов деятельности [1, 3].
Актуальность темы исследования обусловлена растущим интересом во многих областях научного знания к изучению возможностей преодоления личностью различных стрессовых ситуаций. Интерес к данной проблеме достаточно устойчив из-за усиления негативных влияний на человека экологических, социальных и других неблагоприятных условий. В связи с этим особую значимость приобретает изучение способов совладания со стрессом у молодежи. Интерес вызывают особенности адаптации студентов к, во многом, стрессовым условиям обучения в вузе, а также, — различия в этом процессе в зависимости от специфики направления профессиональной подготовки [1].
Целью исследования является выявление того, как взаимосвязан выбор копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов. Объектом исследования является совладающее со стрессом поведение, а предметом исследования — взаимосвязь копинг-стратегий и свойств личности и темперамента у студентов, обучающихся по гуманитарному (клиническая психология) и техническому направлениям профессиональной подготовки.
Характеристики выборки : в исследовании приняли участие студенты первого-третьего курсов психологического и технического профиля обучения. Общее число испытуемых — 42 человека в возрасте 18–21 года. Среди них 27 юношей и 15 девушек. Выборки были уравнены по полу.
Методы и методики : оценка копинг-стратегий осуществлялась с помощью опросников «Способы совладающего поведения — WCQ» (Р. Лазарус, русская адаптация — Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, 2007 В) и «Индикатор копинг-стратегий — CSI» (Д. Амирхан, русская адаптация –.М. Ялтонский, 1995). Для диагностики личностных черт и свойств темперамента использовались методики: «Диагностика типа темперамента — PTS» (Я. Стреляу, в адаптации Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелева, 1988), «Пятифакторный опросник личности — 5PFQ» (Х. Тсуйи, в адаптации А. Б. Хромова, 2000). Все методики были проверены на внутреннюю согласованность и надежность в недавнем исследовании [2].
Методы статистической обработки включали в себя: расчет описательных статистик; для определения достоверных различий между двумя независимыми выборками использовался U-критерий Манна-Уитни; для выявления согласованных изменений между переменными использовался корреляционный анализ Спирмена. Статистическая обработка осуществлялась с помощью компьютерного пакета Statistica 12.
Результаты и их обсуждение . Межгрупповой анализ показал, что в основе такой копинг-стратегии как «положительная переоценка» у молодых людей вне зависимости от направления их обучения лежит такое сочетание темпераментальных и личностных черт, как сила по возбуждению, подвижность, экстравертированность, отчасти (судя по направлению корреляционных связей, хотя, — не во всех случаях, достигающих уровня значимости p≤0,05,) — а) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, а также б) игривость.
Результаты корреляционного анализа по двум выборкам раздельно приведены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь свойств темперамента и личностных черт с показателями копинг-стратегий
Характеристики |
CSI |
WCQ |
||||||||
Разрешение проблем |
Поиск социальной поддержки |
Избегание проблем |
Конфронтационный копинг |
Самоконтроль |
Принятие ответственности |
Бегство-избегание |
Планирование решения проблемы |
Положительная переоценкаы |
||
PTS — Сила по возбуждению |
-0,02 |
-0,16 |
0,13 |
0,44 |
-0,05 |
-0,31 |
-0,20 |
0,08 |
0,47 |
|
0,46 |
-0,38 |
-0,54 |
0,12 |
0,51 |
-0,52 |
-0,61 |
0,30 |
0,45 |
||
PTS — Сила по торможению |
0,09 |
-0,59 |
0,06 |
0,12 |
0,25 |
0,11 |
-0,24 |
0,36 |
-0,03 |
|
0,08 |
-0,35 |
-0,48 |
-0,23 |
0,37 |
-0,47 |
-0,65 |
-0,16 |
0,05 |
||
PTS — Подвижность |
-0,15 |
0,24 |
-0,03 |
0,33 |
-0,24 |
-0,09 |
0,08 |
-0,03 |
0,52 |
|
0,39 |
0,12 |
0,09 |
0,59 |
0,25 |
-0,01 |
0,06 |
0,42 |
0,52 |
||
PTS — Уравновешенность |
-0,15 |
0,13 |
0,13 |
0,35 |
-0,26 |
-0,36 |
-0,02 |
-0,10 |
0,52 |
|
0,37 |
-0,19 |
-0,29 |
0,39 |
0,21 |
-0,26 |
-0,27 |
0,52 |
0,40 |
||
5PFQ -Экстраверсия — Интроверсия |
-0,12 |
0,10 |
-0,13 |
0,51 |
-0,13 |
-0,42 |
-0,02 |
0,19 |
0,62 |
|
0,41 |
-0,05 |
-0,33 |
0,43 |
0,39 |
-0,18 |
-0,34 |
0,59 |
0,56 |
||
5PFQ — Привязанность — Отделенность |
0,09 |
0,24 |
-0,08 |
0,04 |
0,15 |
0,18 |
0,11 |
-0,22 |
-0,21 |
|
-0,04 |
0,14 |
0,05 |
0,40 |
0,00 |
0,09 |
0,14 |
0,14 |
0,06 |
||
5PFQ -Контролирование — Естественность |
0,54 |
-0,11 |
0,21 |
-0,17 |
0,10 |
0,22 |
0,12 |
-0,01 |
0,17 |
|
0,44 |
-0,60 |
0,02 |
-0,19 |
0,38 |
-0,14 |
-0,21 |
0,16 |
0,16 |
||
5PFQ — Эмоциональность — Сдержанность |
0,06 |
0,05 |
0,18 |
-0,20 |
0,31 |
0,46 |
0,29 |
-0,18 |
-0,22 |
|
0,01 |
0,57 |
0,56 |
0,14 |
-0,38 |
0,53 |
0,61 |
-0,08 |
-0,01 |
||
5PFQ — Игривость — Практичность |
0,03 |
-0,18 |
0,25 |
0,23 |
0,18 |
-0,10 |
0,07 |
0,27 |
0,75 |
|
0,53 |
0,03 |
-0,01 |
0,34 |
0,45 |
0,07 |
-0,02 |
0,44 |
0,42 |
||
Примечание. В каждой ячейке значение над чертой — корреляция в группе студентов-психологов, значение под чертой — корреляция в группе студентов технических специальностей. Полужирным шрифтом отмечены корреляции на уровне значимости p≤0,05.
В качестве отличительной особенности группы студентов технического направления можно выделить связь слабого типа нервной системы и повышенной эмоциональности с избегающим типом поведения, поиском социальной поддержки и чрезмерным, граничащим с самообвинением, принятием ответственности.
Можно сделать вывод о том, что под воздействием новой стрессогенной ситуации (обучение в вузе) у молодых людей вырабатываются определённые способы совладания со стрессом, а определенные личностные и темпераментальные характеристики предрасполагают к предпочтению конкретных копинг-стратегий. Кроме того, студенты, склонные к определенной профессиональной деятельности, возможно, на момент начала обучения уже обладают характерными личностными особенностями, что может стать причиной появления определенных паттернов взаимосвязей между копинг-стратегиями и характеристиками личности и темперамента. Отличия могут возникать и в связи с разными профилями обучения студентов. Студенты психологического направления больше работают над самопознанием, их учебно-профессиональная деятельность в существенной степени подразумевает изучение особенностей собственной личности, что может приводить к возрастанию тенденции к личностному росту в большей мере, чем у студентов технических направлений. В результате предпочитаемые копинг-стратегии в меньшей степени оказываются зависимыми от темпераментальных и личностных характеристик, и, вероятно, больше отражают особенности адаптации к стрессовой ситуации обучения по данной специальности.
Таким образом, была выявлена общая предрасположенность студентов обоих направлений к адаптивным копинг-стратегиям, также обнаружились незначительные различия в личностных характеристиках. Было установлено, что основой стратегии положительной переоценки у студентов младших курсов является определенное сочетание темперементальных черт: сила по возбуждению, подвижность, экстравертированность, также частично — а) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, а также б) игривость
На основании исследования может быть разработана программа, направленная на адаптацию студентов во время учебного процесса в ВУЗе, с целью формирования и отработки способов совладания со стрессом, а также способствованию поддержания стабильного эмоционального состояния, с учетом развития личностных особенностей студентов.
Литература:
- Горячих, А. В. Механизмы психологической защиты как средство личностного развития студента / Горячих, А. В., Саитова М. А. / Инновации. Интеллект. Культура. XXI Всеросс. (с междунар. участием) науч. — практ. конф. молодых ученых и студентов. Тюмень, 2014. — С. 255‒259.
- Ивашкина М. Г. Роль темперамента и личности в предпочтении стратегий совладающего поведения у студентов-медиков / М. Г. Ивашкина, Д. Н. Чернов, Н. П. Радчикова, А. Н. Акопян, В. С. Делеви, Е. Н. Полянская, В. А. Ерохина // Психологические исследования. — 2021. — Т.14. — № 79. — С.1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n79/1936-ivashkina79.html
- Ялтонский, В. М. Психология совладающего поведения: развитие, достижение, проблемы, перспективы / В. М. Ялтонский, Н.А Сирота // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. — М., 2008. — С.21–54.