Московский финансово-юридический университет МФЮА
В статье выделена сущность понятия «административная ответственность», а также обозначены основные признаки административной ответственности в Российской Федерации. Также, автором обозначены ключевые особенности такого вида ответственности.
Ключевые слова: административная ответственность, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, функции административной ответственности, правонарушения
Вопросы и проблематика привлечения к административной ответственности в Российской Федерации в современных реалиях представляются наиболее обсуждаемыми и дискуссионными в правовой науке. Причем, такая тенденция сохраняется уже на протяжении нескольких лет. Например, очень важной представляется проблематика привлечения к административной ответственности должностных лиц, которая обладает важной практической ролью, так как она направлена на обеспечение требований правопорядка и осуществление профилактической функции [2, C. 162].
Как и любая другая юридическая ответственность, административная ответственность обладает своими отличительными характеристиками и функциями. Основное внешнего проявления административной ответственности является ее взаимосвязь между должностным лицом (в данном случае), имеющим право осуществлять функции по привлечению к административной ответственности, и личностью, которая принимает на себя обязанность по соблюдению ограничений, которые стали результатом совершения правонарушения и утверждены административным законодательством.
Как отмечают сами правоведы, административной ответственности характеры определенные признаки, которые отличают ее от других видов юридической ответственности. Такими признаками являются следующие:
1) основной фактор привлечения правонарушителя к административной ответственности — это факт совершения административного правонарушения;
2) административная ответственность может быть применена в отношении всех групп лиц: физических, юридических, должностных;
3) для правоправного привлечения лица административной ответственности необходимо руководствоваться основными параметрами, которые утверждены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [1] и законами субъектов Российской Федерации в сфере административных правонарушений;
4) административная ответственность обязательно применяется в отношении физических и юридических лиц, когда имеется подтверждение вины этого лица;
5) большая часть случаев привлечения к административной ответственности правонарушителей разрешается в безсудебном порядке;
6) к административной ответственности правонарушителя могут привлечь судьи судом общей юрисдикции, арбитражных судов, организации органов исполняющей власти, комиссии по делам несовершеннолетний и обеспечению их права, объединенные организации, которые сформированы в соответствии с действующими законами субъектов Федерации [5, C. 179].
Представленный перечень особенностей административной ответственности является не исчерпывающим. Например, необходимо обозначить, что характер административной ответственности представляется не таким жестким и строгим, в сравнении с уголовной ответственности. Так, привлечение к административной ответственности не влечет для правонарушителя тяжелых законодательных последствий. В этой связи, правонарушитель не приобретает судимости и не может быть уволен с работы, если речь идет о должностном или физическом лице.
Необходимо определить, что последовательность действий понуждения к административной ответственности строго подчиняется системе утвержденных процессуальных и административных законодательных методов, которые заключаются в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Процедура принуждения к ответственности административного плана представляется более сложной по характеру в сравнении с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, но отличается меньшей трудностью и большей результативностью в сравнении с уголовным процессом.
Также подчеркнем, что опротестование деятельности и постановлений органов или должностных лиц по вопросам административной ответственности осуществляется в судебном либо административном порядке. Назначение же мер административной ответственности определяет для правонарушителя установление специального негативного правового последствия, в форме указания срока исполнения административного наказания, которое ему назначено [3, C. 185].
В течении одного года со дня реализации решения о назначении административного наказания в соответствии со статьей 4.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо может считаться привлеченным к административной ответственности [1].
Важно также обозначить, что административная ответственность выполняет два вида основных функций: защитную (компенсационную) и профилактическую (превентивную). Защитная или компенсационная функция административной ответственности предполагает утверждение для личности, совершившей административное правовое нарушение, ограничения и ущемления, которые призваны возместить ущерб, причиненный охраняемому законом общественному отношению.
Профилактическая или превентивная функция административной ответственности предполагает предотвращение совершения административных правонарушений. Она же, в свою очередь, делится на частную и общую превенцию.
Цель частной превенции заключается в том, что административная ответственность должна быть направлена на предотвращение осуществления в будущем таких правовых нарушений лицом, совершившим административное правонарушение. Принцип общей превенции заключается в установлении оснований и условий, способствующих реализации административного правонарушения, и предотвращении осуществления административных правонарушений иными субъектами права [4, C. 355].
В завершении представленного исследования необходимо выделить совокупность отличительных признаков административной ответственности. Так, само по себе административное законодательство, а соответственно, и административная ответственность, выстраиваются на таких основополагающих признаках, как закономерность, беспристрастная достоверность, виновность, равноправие перед законом, неизбежность наказания, справедливость, рациональность и гуманность.
Таким образом, вопрос административной ответственности представляется очень важным для исследования. Он характеризуется наличием большого количества дискуссий, проблем и трудностей, которые необходимо разрешить в ближайшее время в рамках административного реформирования.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Гостищева, О. С. Правовая сущность административной ответственности / О. С. Гостищева // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 161–164.
- Зименкова, И. И. Административная преюдиция как междисциплинарный институт / И. И. Зименкова // Пробелы в российском законодательстве. — 2021. — Т. 14. — № 7. — С. 181–186.
- Игнатьева, И. В. Сущность и отличительные признаки административной ответственности / И. В. Игнатьева, И. И. Зедгенизова, Е. Л. Власова // Проблемы экономики и юридической практики. — 2020. — Т. 16. — № 2. — С. 354–357.
- Самсонова, А. В. Общетеоретические подходы к определению административной ответственности и ее основные признаки / А. В. Самсонова // Аспирантские тетради. Сборник научных статей научно-практической конференции. — 2022. — С. 175–182.