Экономический ликбез: методика решения проблем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.10.2022

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Миненко, Е. Ю. Экономический ликбез: методика решения проблем / Е. Ю. Миненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 164-168. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95256/ (дата обращения: 16.11.2024).



Автор раскрыл суть методики решения проблем. С помощью этой методики можно решать любые экономические задачи как на производстве, так и на занятиях экономического цикла.

Ключевые слова: методика решения проблем, бережливое производство

С какими проблемами мы сталкиваемся в своей производственной деятельности? Да с большим множеством, поэтому существует восемь шагов решения проблем. Давайте рассмотрим их (рис. 1).

Восемь шагов решения проблем

Рис. 1. Восемь шагов решения проблем

Проблема это несоответствие текущего состояния или результата ожидаемому (целевому). Если есть проблема, то существует и возможность. Что такое возможность. Возможность — состояние, когда событие еще не произошло, но должно произойти при определенных условиях. Решение проблем и эффективность работы представлена на рис. 2.

Решение проблем и эффективность работы

Рис. 2. Решение проблем и эффективность работы

Рассмотрим принципы проблемно-ориентированного мышления. Прежде чем решить проблему ее надо правильно обнаружить. Итак, решение проблемы начинается с ее обнаружения. Зачастую обнаружить проблему не просто. Если люди не осознают проблему, то для них проблемы не существует. Поняв, в чем заключается проблема, можно сказать, что половина проблемы решена. И здесь мы видим, что на первый план, выходит проблемно-ориентированное мышление. Что это такое? Проблемно-ориентированное мышление — способность постоянно выявлять проблемы в действующих практиках, методах, процесса. Для начала, мы должны, определить какая же проблема — фактическая или гипотетическая проблема. Проводим на занятии упражнение на определение фактической или гипотетической проблемы. Сначала проводим в группе индивидуальную работу. Преподаватель предлагает изучить проблемы, приведенные в рабочей тетради. Затем определить к какому типу относится каждая из проблем (например, к фактической или к гипотетической). Далее предлагается обсудить с группой результаты своей работы. Время на работу отводится 5 минут. Пример этой работы представлен на рис. 3.

Упражнение «Фактическая или гипотетическая проблема»

Рис. 3. Упражнение «Фактическая или гипотетическая проблема»

Рассмотрим способы выявления проблем. Для выявления проблем на производстве можно пользоваться такими инструментами, как картирование, производственный анализ, доски и листы решения проблем, результаты анкетирования, обратная связь от заказчика. Выявив проблему, начинаем работать над детализацией этой проблемы с помощью техники 4W+2H (рис. 4). Что произошло? Когда произошло? Где зафиксирована проблема? Кто выявил проблему? Как часто появляется эта проблема? Как много случаев зафиксировано?

Техника 4W+2H

Рис. 4. Техника 4W+2H

Приведем пример.

Пример сбора информации

Рис. 5. Пример сбора информации

Для того чтобы разобраться с проблемой, надо ее детализировать или другими словами, разбить ее на множество этапов (рис. 6). «Правильная постановка проблемы важнее даже, чем ее решение. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиск элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы» А. Эйнштейн. Для правильного формулирования проблемы существуют правила. Проблема должна быть максимально понятна для всех участников рабочей группы, не должно быть оценочных прилагательных и наречий, находится в зоне вашей ответственности, нет предполагаемых причин, нет обвинения кого-либо, нет завуалированного решения.

Разбиение проблемы

Рис. 6. Разбиение проблемы

После того как ты сформулировал правильно проблему ее надо проанализировать. Далее определить цели. Потом изучение причины возникновения проблемы с помощью диаграммы Ишикавы (рис. 7).

Формула Ишикавы

Рис. 7 Формула Ишикавы

После того как изучили причины возникновения проблемы надо разработать корректирующие мероприятия. Временная мера — действие, предпринятое для устранения несоответствия на период выполнения поставленной задачи. Корректирующее мероприятие — действия, направленные на устранение причины обнаруженного несоответствия. Предупреждающее мероприятие — действия, направленные на предотвращение возникновения несоответствий. После корректирующих мероприятий требуется составить методику решения проблем (рис 8).

Временная мера и корректирующее мероприятие

Рис. 8. Временная мера и корректирующее мероприятие

Результатом предварительной работы, проведенной на этапах 1–5, является план корректирующих мероприятий.

В плане указываются: конкретные шаги, направленные на изменение ситуации, сроки реализации шагов и лица, ответственные за выполнение отдельных пунктов плана.

Реализация плана включает в себя контрольные мероприятия, направленные на мониторинг выполнения запланированных задач.

Выполнение плана корректирующих мероприятий не дает полной гарантии решения проблемы, особенно если проблема носит системный характер.

Оценка эффективности предпринятых действий производится по результатам достаточно длительного мониторинга.

Если наблюдения показывают, что проблема вновь возвращается, то, возможно, придется пройти путь анализа и выявления причин проблемы еще несколько раз.

Если приложенные усилия привели к полному решению проблемы, то необходимо зафиксировать и задокументировать найденное решение.

Часто этому шагу уделяется недостаточное внимание, что может привести к появлению аналогичной проблемы, например, на другом участке.

Стандартизация решения может включать в себя внесение изменений в регламентирующие документы, технологические карты, создание стандартных операционных процедур и т. п.

Основные термины (генерируются автоматически): проблема, гипотетическая проблема, методика решения проблем, проблемно-ориентированное мышление, временная мера, корректирующее мероприятие, мероприятие, решение проблем, шаг решения проблем, эффективность работы.


Ключевые слова

бережливое производство, методика решения проблем

Похожие статьи

Экономический ликбез: основы бережливого производства

Автор раскрывает основы бережливого производства и раскрывает свой взгляд на процесс оптимизации производства. Студентам экономических специальностей и слушателям военных вузов будем интересно узнать про минимизацию потерь.

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Математические модели профессионально ориентированных задач

В статье исследуется проблема формирования у студентов навыков математического моделирования процесса принятия решений в профессионально ориентированных задачах бизнес-планирования и эффективного управления.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Особенности управления предприятиями малого бизнеса

В статье рассматриваются такие вопросы как актуальность малого бизнеса, а также его преимущества и недостатки. Выявлены функции менеджмента и их реализация путем различных методов. Выведены предложения для эффективного функционирования предприятия.

Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения

В статье авторы постарались изложить особенности преподавания предметов математического цикла в условиях дистанционного обучения и описать эффективные приемы, направленные на повышение учебной мотивации школьников. О методиках, применяемых на уроках ...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...

Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы

Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Похожие статьи

Экономический ликбез: основы бережливого производства

Автор раскрывает основы бережливого производства и раскрывает свой взгляд на процесс оптимизации производства. Студентам экономических специальностей и слушателям военных вузов будем интересно узнать про минимизацию потерь.

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Математические модели профессионально ориентированных задач

В статье исследуется проблема формирования у студентов навыков математического моделирования процесса принятия решений в профессионально ориентированных задачах бизнес-планирования и эффективного управления.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Особенности управления предприятиями малого бизнеса

В статье рассматриваются такие вопросы как актуальность малого бизнеса, а также его преимущества и недостатки. Выявлены функции менеджмента и их реализация путем различных методов. Выведены предложения для эффективного функционирования предприятия.

Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения

В статье авторы постарались изложить особенности преподавания предметов математического цикла в условиях дистанционного обучения и описать эффективные приемы, направленные на повышение учебной мотивации школьников. О методиках, применяемых на уроках ...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...

Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы

Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Задать вопрос